Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Урок "Первоначальные химические понятия"

Урок "Первоначальные химические понятия"

Цель урока:

обобщить, систематизировать и проверить знания обучающихся по теме «Первоначальные химические понятия», стимулировать самостоятельное изучение материала.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать представление о предмете химии, об истории возникновения и развития науки, закрепить основные первоначальные химические понятия о знаках химических элементов, о структуре периодической системы, о составе атома.

Развивающие: продолжить создавать условия для развития внимания, памяти, любознательности, культуры речи обучающихся; их инициативы и умения работать самостоятельно и в коллективе; проверить, как развиты умение сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, использовать различные источники информации, анализировать, классифицировать.

Воспитательные: воспитывать внимание, взаимовыручку, взаимоуважение между обучающимися; постараться выработать устойчивый интереса к предмету, аккуратность, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу, расширить кругозор.

Тип урока: специализированный урок.

Вид урока: повторительно-обобщающий урок.

Методы урока: словесные, наглядные, практические, поисковые, проблемные, устная и письменная проверка знаний.

Оборудование: таблица «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, дополнительная литература – книги и журналы, компьютер, проектор, интерактивная доска, компьютерная презентация.

Ход урока:

Девиз урока: "Химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области"

А. М. Горький

Эпиграф «Взор химика пытлив, ему порядок мил,

Среди своих реторт, мензурок и приборов,

Таких загадочных для любопытных взоров,

Стремиться он достичь капризы тайных сил…»

1. Организационный момент.

2. Мобилизующее начало.

В этом учебном году вы начали изучать новый для вас предмет – химию! Это очень интересная и очень сложная наука. Вам необходимо будет не только усвоить теоретический материал, но и научиться применять знания на практике. А знания по химии вам пригодятся буквально на каждом шагу: можно сказать, что каждый из нас немного химик. Да и живем мы в такой республике, где химические заводы и предприятия занимают одно из первых мест. И, может быть, из вас кто-нибудь в будущем выберет профессию, тесно связанную с химией.

Мы изучаем химию всего два месяца, но многое уже успели узнать. Что же мы узнали? (Ответы учеников с места). Наш урок сегодня мы посвятим повторению и обобщению полученных знаний. Каждый из вас получит на нашем уроке по две оценки, а некоторые и три. И давайте в начале урока послушаем сообщения ребят об истории развития химической науки.

3. Сообщения обучающихся об истории развития химии.

4. Периодическая система и знаки химических элементов.

Ребята! Без чего нельзя представить себе химика, химическую лабораторию и даже наш химический кабинет? Без таблицы химических элементов Д. И. Менделеева. Вы с ней встречались и раньше, но смысл ее открылся вам только теперь. А что вы знаете о таблице? (устный ответ обучающихся у таблицы (строение, номенклатура и др. ))

А как складывались названия химических элементов?

5. Проверочная работа по теме «Знаки химических элементов»

Мы с вами знаем, пока, не все химические элементы. Но с некоторыми уже успели познакомиться. Знаки – это химический алфавит. Проверим ваше знание химических знаков в ходе проверочной работы.

6. Фронтальный опрос обучающихся по теме «Строение атома»

Примерные вопросы:

– Строение атома

– Состав ядра

– Как определить число протонов и нейтронов

– Как движутся электроны вокруг ядра

– Что такое sи pэлектроны

– Как распределяются электроны вокруг ядра

– Как можно узнать число энергетических уровней

– Как можно определить максимальное число электронов на одном уровне

– Чему равно число электронов на внешнем уровне атома элемента главной подгруппы

– Как определить внешний и внутренний уровни атома элемента и т. п.

7. Самостоятельная работа по теме «Строение атома»

На столе перед вами лежат задания по вариантам. Ответы записывайте на листочке в столбик по порядку. Для проверки, передайте свою работу соседу по парте, а его работу проверьте сами. Оценку выставите карандашом.

Вариант 1

Вариант 2

Укажите химический элемент:

1. Порядковый номер которого = 25

2. Заряд ядра атома которого = +19

3. Относительная атомная масса которого = 32

4. Общее число электронов в атоме = 13

5. В ядре атома которого 9 протонов

6. Элемент 2 периода, на внешнем энергетическом уровне которого

4 электрона

7. Сумма протонов и нейтронов в

ядре = 16

8. Элемент 3 группы, в его атоме два энергетических уровня

9. S – элемент 3 периода 1 группы

10. Электронная формула которого 1s22s22p63s23p2

Укажите химический элемент:

1. Порядковый номер которого = 26

2. Заряд ядра атома которого = +20

3. Относительная атомная масса которого = 28

4. Общее число электронов в атоме = 15

5. В ядре атома которого 17 протонов

6. Элемент 2 периода, на внешнем энергетическом уровне которого 5 электронов

7. Сумма протонов и нейтронов в ядре = 9

8. Элемент 6 группы, в его атоме два энергетических уровня

9. S – элемент 3 периода 11 группы

10. Электронная формула которого 1s22s22p63s23p1

8. Заключение.

Уже с самого утра, проснувшись, вы непрерывно сталкиваетесь с химией, ее непреходящим значением в обыденной жизни. Отправляетесь в ванную комнату, и здесь вас ждет настоящая выставка достижений химии: напольная и настенная керамические плитки, чугунная ванна с эмалью, пластмассовые трубы сантехники и сплавы смесителя, пластиковая штора и средства гигиены (мыло, зубная паста), обеззараженная химическими средствами вода, стиральные порошки и т. д. А одежда (искусственные и синтетические ткани), обувь (искусственная кожа и материалы)? А пища?. . .

Прав был великий Д. И. Менделеев, когда утверждал: «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие».

Но химия – это не только пища и одежда, жилище и транспорт, средства связи и информации. Это и «озоновые дыры», химическое загрязнение окружающей среды, добавки в пищевые продукты, которые далеко не безвредны, ткани одежды, которая не всегда гигиенична, смоги больших городов, отравленные реки и озера, перекормленные минеральными удобрениями растения и белково-витаминными концентратами животные.

Химия – один из самых трудоемких учебных предметов. От вас, ребята, требуется повседневная кропотливая и большая по объему самостоятельная работа, причем весьма специфичная и разнообразная. Учите химию, любите химию, уважайте химию!