Урок "Первоначальные химические понятия"
Урок "Первоначальные химические понятия"
Цель урока:
обобщить, систематизировать и проверить знания обучающихся по теме «Первоначальные химические понятия», стимулировать самостоятельное изучение материала.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать представление о предмете химии, об истории возникновения и развития науки, закрепить основные первоначальные химические понятия о знаках химических элементов, о структуре периодической системы, о составе атома.
Развивающие: продолжить создавать условия для развития внимания, памяти, любознательности, культуры речи обучающихся; их инициативы и умения работать самостоятельно и в коллективе; проверить, как развиты умение сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, использовать различные источники информации, анализировать, классифицировать.
Воспитательные: воспитывать внимание, взаимовыручку, взаимоуважение между обучающимися; постараться выработать устойчивый интереса к предмету, аккуратность, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу, расширить кругозор.
Тип урока: специализированный урок.
Вид урока: повторительно-обобщающий урок.
Методы урока: словесные, наглядные, практические, поисковые, проблемные, устная и письменная проверка знаний.
Оборудование: таблица «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, дополнительная литература – книги и журналы, компьютер, проектор, интерактивная доска, компьютерная презентация.
Ход урока:
Девиз урока: "Химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области"
А. М. Горький
Эпиграф «Взор химика пытлив, ему порядок мил,
Среди своих реторт, мензурок и приборов,
Таких загадочных для любопытных взоров,
Стремиться он достичь капризы тайных сил…»
1. Организационный момент.
2. Мобилизующее начало.
В этом учебном году вы начали изучать новый для вас предмет – химию! Это очень интересная и очень сложная наука. Вам необходимо будет не только усвоить теоретический материал, но и научиться применять знания на практике. А знания по химии вам пригодятся буквально на каждом шагу: можно сказать, что каждый из нас немного химик. Да и живем мы в такой республике, где химические заводы и предприятия занимают одно из первых мест. И, может быть, из вас кто-нибудь в будущем выберет профессию, тесно связанную с химией.
Мы изучаем химию всего два месяца, но многое уже успели узнать. Что же мы узнали? (Ответы учеников с места). Наш урок сегодня мы посвятим повторению и обобщению полученных знаний. Каждый из вас получит на нашем уроке по две оценки, а некоторые и три. И давайте в начале урока послушаем сообщения ребят об истории развития химической науки.
3. Сообщения обучающихся об истории развития химии.
4. Периодическая система и знаки химических элементов.
Ребята! Без чего нельзя представить себе химика, химическую лабораторию и даже наш химический кабинет? Без таблицы химических элементов Д. И. Менделеева. Вы с ней встречались и раньше, но смысл ее открылся вам только теперь. А что вы знаете о таблице? (устный ответ обучающихся у таблицы (строение, номенклатура и др. ))
А как складывались названия химических элементов?
5. Проверочная работа по теме «Знаки химических элементов»
Мы с вами знаем, пока, не все химические элементы. Но с некоторыми уже успели познакомиться. Знаки – это химический алфавит. Проверим ваше знание химических знаков в ходе проверочной работы.
6. Фронтальный опрос обучающихся по теме «Строение атома»
Примерные вопросы:
– Строение атома
– Состав ядра
– Как определить число протонов и нейтронов
– Как движутся электроны вокруг ядра
– Что такое sи pэлектроны
– Как распределяются электроны вокруг ядра
– Как можно узнать число энергетических уровней
– Как можно определить максимальное число электронов на одном уровне
– Чему равно число электронов на внешнем уровне атома элемента главной подгруппы
– Как определить внешний и внутренний уровни атома элемента и т. п.
7. Самостоятельная работа по теме «Строение атома»
На столе перед вами лежат задания по вариантам. Ответы записывайте на листочке в столбик по порядку. Для проверки, передайте свою работу соседу по парте, а его работу проверьте сами. Оценку выставите карандашом.
Вариант 1
|
Вариант 2 |
Укажите химический элемент: 1. Порядковый номер которого = 25 2. Заряд ядра атома которого = +19 3. Относительная атомная масса которого = 32 4. Общее число электронов в атоме = 13 5. В ядре атома которого 9 протонов 6. Элемент 2 периода, на внешнем энергетическом уровне которого 4 электрона 7. Сумма протонов и нейтронов в ядре = 16 8. Элемент 3 группы, в его атоме два энергетических уровня 9. S – элемент 3 периода 1 группы 10. Электронная формула которого 1s22s22p63s23p2 |
Укажите химический элемент: 1. Порядковый номер которого = 26 2. Заряд ядра атома которого = +20 3. Относительная атомная масса которого = 28 4. Общее число электронов в атоме = 15 5. В ядре атома которого 17 протонов 6. Элемент 2 периода, на внешнем энергетическом уровне которого 5 электронов 7. Сумма протонов и нейтронов в ядре = 9 8. Элемент 6 группы, в его атоме два энергетических уровня 9. S – элемент 3 периода 11 группы 10. Электронная формула которого 1s22s22p63s23p1 |
8. Заключение.
Уже с самого утра, проснувшись, вы непрерывно сталкиваетесь с химией, ее непреходящим значением в обыденной жизни. Отправляетесь в ванную комнату, и здесь вас ждет настоящая выставка достижений химии: напольная и настенная керамические плитки, чугунная ванна с эмалью, пластмассовые трубы сантехники и сплавы смесителя, пластиковая штора и средства гигиены (мыло, зубная паста), обеззараженная химическими средствами вода, стиральные порошки и т. д. А одежда (искусственные и синтетические ткани), обувь (искусственная кожа и материалы)? А пища?. . .
Прав был великий Д. И. Менделеев, когда утверждал: «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие».
Но химия – это не только пища и одежда, жилище и транспорт, средства связи и информации. Это и «озоновые дыры», химическое загрязнение окружающей среды, добавки в пищевые продукты, которые далеко не безвредны, ткани одежды, которая не всегда гигиенична, смоги больших городов, отравленные реки и озера, перекормленные минеральными удобрениями растения и белково-витаминными концентратами животные.
Химия – один из самых трудоемких учебных предметов. От вас, ребята, требуется повседневная кропотливая и большая по объему самостоятельная работа, причем весьма специфичная и разнообразная. Учите химию, любите химию, уважайте химию!