Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Урок по теме: «Оксиды»

Урок по теме: «Оксиды»

Урок изучения нового материала с мультимедийным сопровождением, с использованием работы в парах и взаимопроверки результатов

Цели:

  • образовательная: сформировать представление о составе оксидов, классификации, ознакомить с наиболее яркими представителями.
  • развивающая:способствовать развитию у школьников интереса к химической науке, развивать умения выделять главное, логично излагать мысли и делать выводы, развивать речь, внимание, память, мышление, эрудицию, творческие способности.
  • воспитательная: воспитывать умение работать в атмосфере поиска, творчества, прививать чувство ответственности за выполненную работу, самостоятельность, общительность, коммуникабельность

Подготовка к восприятию нового материала. Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу по вариантам – решить по одной задаче на выведение формулы вещества. (Слайд 2) 2-3 мин.

Учитель: Проверим ответы задач. Итак, какова формула вещества у 1-го варианта? 2-го варианта? (ученики сообщают ответы -Na2Oи Na2O2) Ваши ответы правильны. А сможете ли вы составить структурные формулы этих веществ и определить степени окисления элементов в них. (Слайд 3) ( к доске вызывается два ученика для выполнения задания, после окончания работы идет проверка по Слайду 4)

Учитель: Рассмотрите внимательно результаты нашей работы.

? Что общего у этих двух соединений?

? Чем эти вещества отличаются?

Учитель: Ребята, из этих двух веществ только одно относится к классу оксидов – это Na2O, другое же вещество -Na2O2 относится к классу пероксидов. А теперь постарайтесь дать определение, что такое оксиды. Слайд 6. (Ученики самостоятельно дают определение оксидам и записывают его в тетрадь)

Слайд 7. Учитель: Кто возьмется прокомментировать, правильно ли сделан вывод из исходной информации. (идет обсуждение)

Слайд 8. Учитель: А сейчас мы определим, кто же из вас самый сообразительный. Упражнение «Кто лишний?». (ученики выполняют упражнение)

  1. лишний NH3, т. к. это не оксид
  2. лишний CuO, т. к. это оксид металла, а все остальные являются оксидами неметаллов
  3. лишний СО2, т. к. оксид неметалла среди оксидов металлов

Слайд 9. Учитель: Какую классификацию оксидов вы можете предложить после выполнения упражнения? (ученики предлагают деление оксидов на оксиды металлов и неметаллов, схему слайда 10 записывают в тетрадь) Дополните схему несколькими примерами соответствующих оксидов

Слайд 11. (упражнение «Кто лишний?»)

  1. лишний Н2О, т. к. это оксид неметалла, а еще это жидкий оксид среди твердых
  2. лишний SiO2, т. к. это твердый оксид среди газообразных оксидов
  3. лишний N2O, т. к. это газообразный оксид среди жидких

Слайд 12. Учитель: Как еще можно классифицировать оксиды? Составьте соответствующую схему с примерами оксидов. Проверьте друг у друга, что получилось.

Слайд 13. Учитель: Лежу на берегу, вокруг одни оксиды,

Куда не погляжу -прекраснейшие виды:

Песочек – пляж, вода морская,

А моря бриз. Волна крутая.

И воздух дышится легко,

Вода – парное молоко.

Забудешь беды и обиды _______________

А все же где же здесь оксиды?!

Хотя бы три мне назовите _______________

(ученики называют песок, углекислый газ, воду)

Учитель: Она и дождь, и град и снег

Туман и гололёд,

Носитель благ, предвестник бед

И радуга и лёд.

Что это за вещество?

(Вода)

Вода – это не химическое название. А кто из вас может дать химическое название этому соединению? (ученики дают название воде – оксид водорода)

Слайд 14. При обсуждении вопроса слайда ученики приходят к выводу, что при назывании оксидов элементов с переменной степенью окисления необходимо указывать, какую степень окисления проявляет элемент в данном соединении.

Слайд 15. Ученики устно выполняют упражнение.

Учитель: А сейчас вы выполните небольшую самостоятельную работу для закрепления материала (Слайд 16) 2-3 мин. Проведите взаимопроверку.

Домашнее задание (Слайд17)

С. П. Хибученко, МБОУ Кашарская СОШ, сл. Кашары, Кашарский район, Ростовская область