Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Урок "Соли угольной кислоты"

Урок "Соли угольной кислоты"

Задачи урока:

образовательные:

повторяем и закрепляем сведения о кислородных соединениях углерода, отрабатываем понятия кислых и средних солей на солях угольной кислоты;

вводим понятие жесткости воды и ее видах, выясняем пути ее устранения;

отрабатываем навыки проведения эксперимента;

развивающие:

развиваем умения и навыки мыслительной деятельности (умения обобщать, сравнивать, анализировать), общеучебные умения и навыки (формирование самостоятельной и познавательной деятельности учащихся, навыки работы с учебником и дополнительной литературой);

показываем практическую направленность предмета;

воспитательные:

формируем правильное экологическое мышление.

Оборудование и реактивы:

плакат с эпиграфом; плакат с формулами солей; схема «Образование ста-

лактитов и сталагмитов»; образцы карбонатов(тверд. ); HCl(раствор); штатив

с пробирками; известковая вода; колба; пробка с газоотводной трубкой.

Ход урока

Организационный момент.

1. Повторение изученного материала.

Ребята, при изучении темы «Углерод» мы выяснили, что существует не-сколько кислородных соединений углерода. Давайте вспомним, какие?

Сегодня мы должны расширить знания о свойствах солей угольной кис-

лоты, выяснить: что такое жесткость воды и способы ее устранения.

Итак, тема урока ,,Соли угольной кислоты”.

Эпиграфом нашего урока могут служить слова:

Стираешь ли белье или пирог печешь

Глубокомысленно смотри на дно.

Когда процессы скрупулезно разберешь,

То химию ты в них увидишь все равно!

Но прежде чем отправиться в увлекательный мир карбонатов, нам надо сосредоточиться . Для этого выполним тест.

Из предложенных вариантов ответов вы должны выбрать один.

Тест.

1. Сколько оксидов образует углерод:

а)4; б)3; в)2?

2. Чему равна степень окисления углерода в оксиде СО:

а)+4; б)+2; в)+1?

3. По характеру оксид углерода (II) :

а) кислотный; б) основный; в) несолеобразующий?

4. Угарный газ:

а) ядовит; б ) не ядовит; в) ядовит только в больших количествах?

5. Степень окисления углерода в СО2 равна:

а)+2; б)-4; в)+4?

6. Характер оксида углерода(IV):

а) основный; б) кислотный; в) амфотерный?

7 . Как распознать оксид углерода( IV):

а) пропустить через известковую воду;

б ) пропустить через дистиллированную воду;

в) прилить раствор соляной кислоты?

8. С каким веществом будет реагировать углекислый газ:

а ) с кислородом; б) с водой; в) с серной кислотой?

9. Угольная кислота разлагается на:

а) воду и угарный газ;

б) воду и углекислый газ;

в) воду, угарный газ и кислород?

Проверим правильность выполнения теста. Поменяйтесь работами. Отметку поставьте карандашом.

2. Изучение нового материала.

Мы знаем, что угольная кислота двухосновна.

Почему?/ Т. к. она образует 2 вида солей /

Какие?/Средние и кислые/.

Запишем в тетради схему:

Соли угольной кислоты

средние

карбонаты

кислые

гидрокарбонаты


Из карбонатов в воде растворимы соли натрия, калия, аммония. Кислые соли, в большинстве, растворимы в воде.

Оказывается, из карбонатов можно получить гидрокарбонаты. Например, если через известковую воду пропускать углекислый газ, то, как вы уже знаете, образуется карбонат кальция:

Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н О

Известковая вода мутнеет.

Но, если далее пропускать СО2 ,то помутнение исчезает:

СаСО3 + Н2 О + СО2 = Са(НСО3 )2

Как называется полученная соль?

Наличием этой соли объясняется временная жесткость воды.

Может возникнуть вопрос: почему временная?

Потому что, можно превратить гидрокарбонат кальция в нерастворимую соль кипячением:

Са(НСО3 )2 = СаСО3 + Н2О + СО2

Таким способом устраняют временную жесткость воды.

Обратите внимание на это уравнение в учебнике на стр. 136.

Эта реакция приводит к образованию накипи, например, на стенках чайника, кастрюль.

Как происходит эта реакция в природе, расскажет…(сообщение ученика с использованием плаката «Сталактиты и сталагмиты»).

Но вернемся к солям, содержащимся в воде.

Хлориды и сульфаты кальция и магния придают воде постоянную жесткость.

Ее нельзя устранить кипячением, поэтому используют карбонат натрия.

Уравнение этой реакции приведено в учебнике на стр. 137. Запишем его

(у доски работает…. ):

CaCl2 + Na2CO3 = CaCO3 +2NaCl

Этой же солью можно устранить и временную жесткость воды:

Ca(HCO3 )2 + Na2 CO3 = CaCO3 + 2NaHCO3

При знакомстве с углекислым газом мы выяснили, что его получают взаимодействием карбонатов с растворами кислот. Эта реакция является качественной на соли угольной кислоты. Эта реакция сопровождается «вскипанием» – выделением СО2 .

Проверим это опытным путем:

1ряд работает с карбонатом натрия;

2ряд – с карбонатом кальция;

3ряд – с карбонатом калия.

Запишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

(Проверка у доски по 1 человеку из каждой группы).

Проговариваем смысл сокращенного ионного уравнения.

Дом. задание: п. 29; упр. 7 стр. 138(письм. ).

3. Закрепление.

Итак, мы выяснили, что угольная кислота образует 2 вида солей. Какие?

А теперь вспомним, где применяются важнейшие соли угольной кислоты.

С ними мы уже знакомы:

Na2CO3 – сода – в производстве стекла, бумаги;

K2CO3 – поташ – составная часть золы, используется для производства жидкого мыла;

CaCO3 –мел, мрамор, известняк – в строительстве;

NaHCO3 – питьевая (пищевая) сода – в кондитерском деле.

Подведем итог урока.

Что нового мы сегодня узнали?

(Соли угольной кислоты: карбонаты и гидрокарбонаты.

Жесткость воды: временная и постоянная. Временную удаляют кипячением, постоянную – технической содой).