Информационно-образовательный портал
e-mail: m[email protected]

Урок-зачет "Первоначальные химические понятия"

Урок-зачет "Первоначальные химические понятия"

Цель:

проверить и оценить знания, умения и навыки учащихся по пройденной теме.

Оборудование: лабораторный штатив, фильтровальная бумага, спиртовка, спички, воронка, пробиркодержатель, пробирка, штатив для пробирок.

Реактивы: раствор поваренной соли, порошок малахита.

План:

1. Подготовительный этап.

2. Проведение зачета. Станции:

– Валентная (формулы);

– Практическая;

– Теоретическая (тест);

– Химическая (Уравнения);

– Расчётная (задачи).

3. Подведение итогов. Выставление оценок.

Ход урока:

1. Подготовительный этап.

В самом начале изучения темы «Первоначальные химические понятия» учащимся объявляется о зачете и вывешиваются вопросы для самоподготовки.

За неделю до зачета учитель назначает консультантов из числа старшеклассников. С ними разбираются основные вопросы, проводится инструктаж по технике безопасности при проведении опытов. На каждую «станцию» назначается свой «Смотритель». Их задача– контроль действий учащихся на своём этапе.

В кабинете организуются 5 «станций» с указанием названия и цветовым сигналом.

Учащиеся 8ых классов разбиваются по группам 4-6 человек в зависимости от уровня знаний (базовый, средний, высокий).

Готовятся разноуровневые задания на карточках разных цветов, маршрутные листы (так, чтобы чередовались расчетные и теоретические станции, каждая из которых имеет свой цветовой сигнал).

Желательно использовать 2 кабинета.

2. Проведение зачета.

В начале урока учитель раздаёт маршрутные листы с указанием фамилий участников группы и названий «станций».

Фамилии

Химическая

Валентная

теоретическая

расчетная

практическая

1…. .

2……

3……

4……

Учитель объясняет правила проведения зачета:

1. Группа должна пройти все этапы;

2. На каждое задание отводится определённое время (7-8 мин. )

3. Прохождение расчетных станций (химическая, валентная, расчетная) начинается с заданий на «3», далее– более сложные. Таким образом, каждый учащийся, не зависимо от уровня группы, может набрать максимально возможное количество баллов;

4. Листы с выполненными заданиями учащиеся сдают «Смотрителю», который в маршрутном листе отмечает номера карточек.

Станция «Химическая»

Проверка умения составлять уравнения реакций:

1. Уравнять реакции:

I вариант

– Ca+N2=Ca3N2

– H2+Cl2=HCl

II вариант

– K+O2=K2O

– H2+F2=HF

2. Дописать уравнения реакций:

I вариант II вариант

– Na+O2=

– Al+S=

– Ba+O2=

– Al+Cl2=

3. Заполните пропускии уравняйте:

I вариант

– Li+…=LiCl

– …+O2=Fe2O3

II вариант

– B+…=B2O3

– S+…=SO3

Станция «Валентная»

На этапе проверяется умение определять валентность элемента по формуле и умение составлять формулу по валентности:

1. Проставить валентности над элементами:

K2O, MgO, Al2O3, BaCl2, CH4, MnO2, Cl2O7

2. Составить формулы:

Ba и О, Na и О, Аl и F, Fe(III) и О, N(IV) и О, Cr(VI) и О

Станция «Теоретическая»

Проверка знания основных химических понятий. Тест.

I Вариант:

1. Вещество:

А) капля воды;

Б) поваренная соль;

В) железный гвоздь;

Г) медная монета.

2. Простое вещество:

А) кислород;

Б) вода;

В) хлороводород;

Г) поваренная соль.

3. Химическое явление:

А) плавление льда;

Б) испарение воды;

В) растворение сахара в воде;

Г) горение лучины.

4. Шесть атомов кислорода можно записать как:

А) 6О2;

Б) 6О;

В) 2О3

Г) 3О2

5. Мr(SO3) равна:

А) 40

Б) 64

В) 80

Г) 72

II вариант:

1. Тело:

А) медный купорос;

Б) алюминий;

В) стеклянная пробирка;

Г) мел.

2. Сложное вещество:

А) белый фосфор;

Б) красный фосфор;

В) вода;

Г) водород.

3. Физическое явление:

А) ржавление железа;

Б) почернение меди при нагревании;

В) плавление металла;

Г) скисание молока.

4. Четыре молекулы кислорода можно записать так:

А) 4О2

Б) 4О

В) 4Н 2О

Г) 2О2

5. Mr(CuO) равна:

А) 37

Б) 80

В) 72

Г) 45

Станция «Расчетная»

Проверка умения вычислять относительную молекулярную массу, массовую долю элемента в молекуле, умения выводить формулу вещества по известным массовым долям элементов в соединении.

1. Рассчитать массовую долю одного из элементов:

I вариант

H2SО4

II вариант

MgCО3

2. Рассчитать массовые доли всех других элементов

3. Выведите формулу:

I вариант

S-50%

O-50%

II вариант

Na-74,2%

O-25,8%

Станция «Практическая» (оценивается группа)

На этапе проверяются практические умения и навыки. Задания:

1. Собрать лабораторный штатив;

2. подготовить фильтр;

3. зажечь спиртовку;

4. провести нагрев выданного вещества (твердое и раствор)

3. Подведение итогов. Выставление оценок.

В ходе зачета «Смотрители» тут же сдают учителю листы с ответами группы, прошедшей через их станцию. Пока учащиеся продолжают проходить следующие этапы, учитель проверяет сданные работы и к концу урока практически готов сообщить результаты зачёта.