Внеклассное мероприятие "Хлорорганические соединения: за или против?"
Внеклассное мероприятие "Хлорорганические соединения: за или против?"
Цели занятия:
- Рассмотреть классы органических соединений, которые широко используются в промышленности, но не изучаются в школьном курсе органической химии.
- Рассмотреть влияние этих веществ на окружающую среду и на организм человека.
- Рассмотреть значение хлорорганических веществ в быту и промышленности.
Ход занятия.
1. Хлорорганические соединения – это обширный класс соединений в состав, которых входят такие вещества как:
1. 1. Гербициды –(Herbicides от лат. Herba – трава )
Гербицид – вещество, используемое для избирательного уничтожения нежелательных растений путем опрыскивания, опыления и внесения в почву. Обычно гербициды используются для уничтожения травянистых растений-сорняков. Все гербициды опасны для здоровья человека и жизни животных. 1. 2. Фрео́ны – галогеноалканы, фторсодержащие производные насыщенных углеводородов (главным образом метана и этана), используемые как хладагенты в холодильных машинах (например, в кондиционерах). Кроме атомов фтора, в молекулах фреонов содержатся обычно атомы хлора, реже – брома. Известно более 40 различных фреонов; большинство из них выпускается промышленностью.
1. 3. Диоксины – группа полихлорированных полициклических соединений, состоит из сотен веществ близкого строения. Являются кумулятивными ядами и относятся к группе опасных ксенобиотиков.
1. 4. Иодоформ и хлороформ – вещества, которые являются медицинскими препаратами. Иодоформ используют как антисептик, а хлороформ раньше применялся в качестве анастетика.
2. Ученики читают доклады о вышеперечисленных вещества, а учитель заносит данные в таблицу оформленную на доске:
Хлорорганические соединения | Использование и значение Хлорорганических веществ. «+» |
Влияние хлорорганических веществ на окружающую среду и организм человека « – » |
Гербициды . 2,4– дихлорфеноксиуксусная кислота |
1. Борьба с сорняками. 2. Уменьшение затрат на производство сельхоз продукции. 3. Снижение цен на сельхоз продукты. |
1. Негативное влияние на организм человека и животных. |
Фреоны | 1. Используются как хладагенты (рефрежераторы). 2. как носители активных химикатов (пропелленты) в аэрозольных баллончиках. 3. используют как компоненты огнетушащих составов в системах автоматического пожаротушения. |
1. Разрушают озоновый слой. |
Диоксины | 1. являются эффективным средством для консервации древесины 2. Является нежелательным побочным продукт целлюлозно-бумажной промышленности, производства пестицидов и гербицидов. , химических и нефтеперерабатывающих предприятий.
|
1. Глобальные экотоксиканты, обладающие мощным мутагенным, иммунодепрессантным, канцерогенным, тератогенным и эмбриотоксическим действием |
Иодоформ | Используется как антисептическое средство | Имеет неприятный запах. |
3. Выводы:
1. На сегодняшний день человек не может отказаться от использования фреонов, нефтепродуктов, продуктов целлюлозно-бумажной промышленности, гербицидов.
2. Нужно искать альтернативные и более безопасные заменители фреонов, гербицидов, нефтепродуктов.
4. Химический практикум – получение иодоформа.
Реактивы: ацетон, раствор иода, раствор щелочи 20% (NaOH).
Материалы и оборудование: микрохимическая пробирка, фильтровальная бумага 5х5 см.
5-6 капель раствора ацетона в воде добавляют к 4 каплям раствора иода, налитого в пробирку и туда же прибавляют 2-3 капли раствора щелочи до исчезновения окраски иода. При этом ощущается характерный запах иодоформа
Домашнее задание: Написать реферат на одну из следующих тем тему «Гербициды», «Фреоны», «Диоксины»