Программа летнего предметного химико-биологического лагеря для 5-8 классов
Программа летнего предметного химико-биологического лагеря для 5-8 классов
I
. Цель программы:
– Формирование у учащихся интереса к изучению предметов естественного цикла.
– Предоставление возможности учащимся классов предпрофильного обучения класса реализовать свои знания и творческие умения в области биологии, экологии, химии, а также определиться в выборе профиля обучения в старших классах.
– Расширение кругозора учащихся за счет изучения материала, выходящего за рамки учебника.
– Реализация деятельностного подхода в обучении .
II. Пояснительная записка
Актуальность:
Программа предоставляет широкие возможности для развития универсальных интеллектуальных умений, мыслительных навыков: умений классифицировать, сравнивать изучаемые объекты, проводить разноаспектный анализ информации, выявлять противоречия и закономерности, систематизировать информацию, получаемую из разных источников, выдвигать гипотезы, подтверждать их специально спланированным экспериментом.
В основном нормативном документе «Концепция профильного обучения» сказано, что профильное обучение в старших классах общеобразовательных школ предполагает учет интересов, способностей учащихся и способствует их профессиональному самоопределению.
В классах естественного профиля обучаются школьники, желающие получить в дальнейшем различные профессии в одной области знаний, например, медика, биолога, эколога, психолога. Одно из главных преимуществ профильного обучения – возможность учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными намерениями в отношении продолжения образования.
Отряд «Исследователь» организуется с целью поддержки и сопровождения профильного обучения. Участие школьников в профильном лагере – хороший способ получить практический опыт творческой, исследовательской, проектной деятельности и пополнить свои знания, а также получить представления о различных профессиях, относящихся к образовательной области естествознание.
В качестве одной из значимых целей в стратегии модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. В связи с этим на первый план выходят такие образовательные ориентиры, как самостоятельность, самоорганизация, коммуникабельность, толерантность. В определенной степени это решается через организацию летнего лагеря, где ребята не только приобретают знания, но и получают навыки социально-коммуникативного взаимодействия.
Задачи:
1. Образовательные:
üспособствовать формированию знаний по основным естественным дисциплинам, изучаемым школьниками в процессе обучения главным образом за счет практико-ориентированных методов обучения, а также наблюдения за живыми объектами в природе;
üспособствовать повышению общей культуры владения знаниями по химии и биологии;
üстимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
• помочь осознать, что человек – это часть природы, его назначение познать законы, по которым живёт и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами;
• раскрыть сущность происходящих экологических катаклизмов;
üрасширять знания учащихся о природе родного края;
üспособствовать формированию знаний о строении и функционировании организма человека,;
üрасширить знания о здоровом образе жизни, о необходимости его поддержания и пропагандирования.
2. Развивающие:
üспособствовать развитию творческого мышления;
üспособствовать развитию общекультурной компетентности учащихся;
• формировать умения выполнять практические задания, обобщать результаты конкретной учебно-исследовательской деятельности;
• развить умения формулировать предположения и делать выводы;
üобеспечить развитие экологического мышления;
üнаучить учащихся правильно оформлять исследовательские работы
üспособствовать формированию коммуникативных компетенций при выполнении групповых исследовательских проектов
3. Воспитательные:
üвоспитание чувства прекрасного и бережного отношения к природе, собственному здоровью и благополучию окружающих людей;
üвоспитание экологического мировоззрения, основанного на осознании общей опасности в связи с изменившейся средой обитания;
• воспитание чувства сопричастности и ответственности за происходящие в природе изменения;
üобучить навыкам исследовательской деятельности;
üразвить навыки практической работы;
üразвить творческие способности учащихся;
üразвивать коммуникативные навыки;
üспособствовать становлению личности учащихся;
üспособствовать профориентации и профессиональному самоопределению;
üоздоровить школьников.
Ожидаемые результаты:
Школьники, занимающиеся в подобных лагерях, в дальнейшем становятся активными участниками и победителями городских олимпиад, научно-практических конференций, на которых защищают работы на темы экологии, биологии, химии, географии. Старшеклассники сами разрабатывают и проводят школьные вечера, игры, турниры о вреде курения, наркомании; проводят занимательные уроки, помогают педагогам в проведении экскурсий и практических занятий с младшими школьниками. На классных часах высказывают и активно защищают свою жизненную позицию, призывая одноклассников вести здоровый образ жизни, направленный не только на сохранение, но и улучшение своего здоровья.
Пробуждение интереса учащихся к естественным наукам, закрепление умений и навыков по специальностям биолог, химик, эколог окажут помощь в определении профиля дальнейшего обучения.
Содержание:
Предполагается углубленное изучение материала, основанное на практических занятиях учащихся с элементами беседы, вводных лекций, а также индивидуальный и коллективный поиск материала по заданной теме.
Полевой практикум:
– Изучение энтомофауны школьного двора.
– Изучение травянистой, кустарниковой и древесной флоры микрорайона.
– Гидробиологические исследования близлежащих водоемов (Карасун).
– Изучение экологического состояния микрорайона.
– Наблюдение за орнитофауной города.
– Химические исследования объектов природы (воды, почвы, воздуха).
Лабораторный практикум:
– Работа с микроскопом, рассматривание готовых и приготовление временных микропрепаратов.
– Работа с химическими микролабораториями.
– Изучение рефлексов человека.
– Изучение органов чувств человека.
– Изучение свойств веществ и их химических превращений.
– Изучение химических веществ, окружающих человека в повседневной жизни.
Проектная деятельность:
– Умение построить отношения в группе
– Создание индивидуальных и коллективных творческих работ.
– Умение оформить выполненный проект.
– Выступление с защитой выполненного проекта
Экскурсии:
– Сафари-парк (разнообразие фауны планеты)
– Просмотр фильма в кинотеатре по плану лагеря
Видеолекторий:
– «Планета Земля»
– «Тело человека»
– «Мишка на Севере»
– «Невидимая жизнь растений»
– «Микрокосмос»
– «Империя чужих: насекомые»
– Мультфильм «Букашки»
Примечание: список предлагаемых для просмотра фильмов может изменяться
ПЛАН
воспитательной, исследовательской и физкультурно-оздоровительной работы отряда «Исследователь» оздоровительного лагеря с дневным пребыванием « Солнышко» МОУ СОШ 83
№
|
Наименование мероприятия |
Сроки |
1. | Утренняя гимнастика Правила ТБ и поведения во время пребывания в лагере |
Ежедневно |
2. | Соревнования по пионерболу, волейболу, футболу, настольному теннису, шахматам, перестрелке, плаванию, дартсу. | В течение смены |
3 | Анкетирование детей, медицинский осмотр | 1 день |
4. | «Давайте познакомимся» – игра, направленная на сплочение отряда. | |
5. | «Школа юного исследователя» – инструктаж по технике безопасности во время проведения исследовательских работ. | |
6. | «Незнакомые знакомцы» – занятие по ботанике. | |
7. | «Химия и ее предыстория» – вводное занятие по химии. | |
8. | Плановая пробная эвакуация учащихся из школы. | 2 день |
9. | «Школа юного химика» – демонстрация химических опытов и проведение химического эксперимента. | |
10. | Просмотр фильма из коллекции ВВС. | |
11. | «Школа юного ботаника» – постановка опытов по ботанике, экскурсия на школьный двор, сбор гербария. | |
12. | «Взаимосвязь ремесел, искусства и науки» – химический лекторий. | |
13. | Распределение ролей и репетиция спектакля «Экологический набат» | |
14. | «Кто на что горазд?» – распределение индивидуальных заданий на период лагерной смены. | 3 день |
15. | «Металлы в искусстве» – занятие по химии. | |
16. | «Бал цветов» – викторина. | |
17. | Работа над выпуском спецномера газеты «Большая перемена» | |
18. | «Путешествие в микромир» – исследовательская работа с микроскопами и микропрепаратами. | 4 день |
19. | «Неметаллы в искусстве» – занятие по химии. | |
20. | «В поисках интересного» – работа в библиотеке и в Интернете (кабинет информатики). | |
21. | Просмотр мультфильма «Букашки» и совместный поиск неточностей. | |
22. | Репетиция спектакля «Экологический набат». | |
23. | «День бантиков» – мероприятие, посвященное Дню защиты детей. | 5 день |
24. | Беседа по технике безопасности поведения вблизи водоемов. | |
25. | Экскурсия на озеро Карасун. | |
26. | Исследование микромира аквариума, почвы воды из водоема. | |
27. | «Соединения кальция в природе и искусстве (мрамор, жемчуг, известняк)» – беседа с иллюстрациями и опытами по химии. | |
28. | Работа над выпуском спецномера газеты «Большая перемена» | |
29. | «Школа юного зоолога» – изучение энтомофауны и орнитофауны школьного двора, составление коллекции насекомых. | 6 день |
30. | «Правовой ликбез» – о правах и обязанностях подростка, изучение Закона 15-39 КЗ. | |
31. | «Структура живописного полотна. Проблемы сохранности живописи» – на стыке химии и искусства. | |
32. | Викторина «В мире живого». | |
33. | Репетиция спектакля «Экологический набат». | |
34. | «В поисках интересного» – работа в библиотеке и в Интернете (кабинет информатики) по подготовке материала к научно-практической конференции. | 7день |
35. | «Пигменты и краски» – лекционно-практическое занятие по химии. | |
36. | Игра «Что? Где? Когда?» | |
37. | Просмотр фильма из коллекции ВВС. | |
38. | Работа над выпуском специального номера газеты «Большая перемена», посвященного лагерной жизни. | |
39. | Практическая работа по изучению некоторых аспектов работы мозга человека. | 8 день |
40. | Круглый стол «Вредные привычки» | |
41. | Создание презентаций о вредных привычках. | |
42. | «Фреска – техника монументальной живописи» – занятие о роли химии в живописи. | |
43. | Репетиция спектакля «Экологический набат». | |
44. | «День рекордов» – изучение рекордов планеты (человек, растения, животные и др. ) | 9 день |
45. | Минутка здоровья «Твой режим дня» | |
46. | Промежуточный отчет о выполнении индивидуальных заданий. | |
47. | «Древнейшее стекло. Химический состав стекла» – занятие по химии. | |
48. | «День моря» – изучение обитателей морских глубин. | 10 день |
49. | Просмотр фильма из коллекции ВВС. | |
50. | «Древние витражи и их современные проблемы» – химия вокруг нас. | |
51. | «Путешествие в прошлое» – виртуальная экскурсия в Московский палеонтологический музей. | |
52. | Работа над выпуском спецномера газеты «Большая перемена» | |
53. | День независимости России. «Школа выживания» – изучение экстремальных ситуаций и способов выхода из них. |
11 день |
54. | Минутка здоровья «О пользе занятий физической культурой».
|
|
55. | «Глина. Глинистые минералы. Керамика» – научно-прикладное занятие по химии. | |
56. | Работа над выпуском лагерного номера школьной газеты. | |
57. | Репетиция спектакля «Экологический набат». | |
58. | Изучение растений и животных Красной книги, разработка идей по природоохранной деятельности. | 12 день
|
59. | Создание итоговой презентации работы отряда. | |
60. | «Российский фарфор и его предшественники. Как делают фарфор сегодня» – занятие о химии в производстве. | |
61. | Премьера спектакля «Экологический набат» | |
62. | Подготовка к научно-практической конференции. | |
63. | Работа над выпуском спецномера газеты «Большая перемена» | |
64. | «Самый умный» – викторина. | 13 день. |
65. | Анкетирование детей | |
66. | Научно-практическая конференция по итогам проделанной исследовательской работы. | |
67. | «Химия и экология. Охрана окружающей среды и памятников культуры. Химические решения экологических проблем» – занятие по химии и экологии. | |
68. | Выпуск газеты «Большая перемена» – спецвыпуск. | |
69. | Закрытие лагерной смены. Концерт. Медицинский осмотр. Анкетирование детей и родителей. | 14 день |
70. | Посещение «Сафари-парка» ( парк Солнечный остров). |
В ходе запланированных мероприятий ребята под руководством учителя соберут и обработают гербарный материал, энтомологическую коллекцию, коллекцию фотографий. В завершении лагерной смены планируется выпуск специального номера школьной газеты, посвященный работе лагеря, постановка экологического спектакля, а также научно-практическая конференция.
Литература
1. Андреева В. Н. «Предметная неделя географии в школе»; – Ростов на Дону, «Феникс», 2007.
2. Балабанова В. В. , Максимцева Т. А. «Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни»; – Волгоград, «Учитель», 2001.
3. Васильев Ю. Р. «Занимательное природоведение»; – Москва, «Омега», 1997.
4. Волович В. Г. «Человек в экстремальных условиях природной среды»; – Москва, «Мысль», 1983.
5. Данилов С. В. «Гигиенические опыты и самонаблюдения»: – «Биология в школе», №2, 2004.
6. Жданова Ю. В. , Назаренко В. И. «Формирование здорового образа жизни. Практические работы»; – «Биология в школе», №2, 2004
7. Крыгин А. Ю. «Лишайники – индикаторы чистоты атмосферы»; – «Биология в школе», №3, 1998.
8. Минина З. Б. «Экскурсия «Болото как экосистема»; – «Биология в школе», №4, 2002.
9. Муфазаров В. Г. «Основы геологии»; – Москва, «Просвещение», 1979.
10. Пивоварова Л. В. «Учебный проект по биолого-экологической программе «Эко-ключ»; – «Биология в школе», №2, 2004.
11. Титова И. М. Химия и искусство – М. : Вентана-Граф, 2010.
12. Фримантл М. Химия в действии. – М. , Мир, 1998.
Метки: Химия