Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

  • Библиотека
  • Химия
  • Программа летнего предметного химико-биологического лагеря для 5-8 классов

Программа летнего предметного химико-биологического лагеря для 5-8 классов

Программа летнего предметного химико-биологического лагеря для 5-8 классов

I

. Цель программы:

– Формирование у учащихся интереса к изучению предметов естественного цикла.

– Предоставление возможности учащимся классов предпрофильного обучения класса реализовать свои знания и творческие умения в области биологии, экологии, химии, а также определиться в выборе профиля обучения в старших классах.

– Расширение кругозора учащихся за счет изучения материала, выходящего за рамки учебника.

– Реализация деятельностного подхода в обучении .

II. Пояснительная записка

Актуальность:

Программа предоставляет широкие возможности для развития универсальных интеллектуальных умений, мыслительных навыков: умений классифицировать, сравнивать изучаемые объекты, проводить разноаспектный анализ информации, выявлять противоречия и закономерности, систематизировать информацию, получаемую из разных источников, выдвигать гипотезы, подтверждать их специально спланированным экспериментом.

В основном нормативном документе «Концепция профильного обучения» сказано, что профильное обучение в старших классах общеобразовательных школ предполагает учет интересов, способностей учащихся и способствует их профессиональному самоопределению.

В классах естественного профиля обучаются школьники, желающие получить в дальнейшем различные профессии в одной области знаний, например, медика, биолога, эколога, психолога. Одно из главных преимуществ профильного обучения – возможность учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными намерениями в отношении продолжения образования.

Отряд «Исследователь» организуется с целью поддержки и сопровождения профильного обучения. Участие школьников в профильном лагере – хороший способ получить практический опыт творческой, исследовательской, проектной деятельности и пополнить свои знания, а также получить представления о различных профессиях, относящихся к образовательной области естествознание.

В качестве одной из значимых целей в стратегии модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. В связи с этим на первый план выходят такие образовательные ориентиры, как самостоятельность, самоорганизация, коммуникабельность, толерантность. В определенной степени это решается через организацию летнего лагеря, где ребята не только приобретают знания, но и получают навыки социально-коммуникативного взаимодействия.

Задачи:

1. Образовательные:

üспособствовать формированию знаний по основным естественным дисциплинам, изучаемым школьниками в процессе обучения главным образом за счет практико-ориентированных методов обучения, а также наблюдения за живыми объектами в природе;

üспособствовать повышению общей культуры владения знаниями по химии и биологии;

üстимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;

• помочь осознать, что человек – это часть природы, его назначение познать законы, по которым живёт и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами;

• раскрыть сущность происходящих экологических катаклизмов;

üрасширять знания учащихся о природе родного края;

üспособствовать формированию знаний о строении и функционировании организма человека,;

üрасширить знания о здоровом образе жизни, о необходимости его поддержания и пропагандирования.

2. Развивающие:

üспособствовать развитию творческого мышления;

üспособствовать развитию общекультурной компетентности учащихся;

• формировать умения выполнять практические задания, обобщать результаты конкретной учебно-исследовательской деятельности;

• развить умения формулировать предположения и делать выводы;

üобеспечить развитие экологического мышления;

üнаучить учащихся правильно оформлять исследовательские работы

üспособствовать формированию коммуникативных компетенций при выполнении групповых исследовательских проектов

3. Воспитательные:

üвоспитание чувства прекрасного и бережного отношения к природе, собственному здоровью и благополучию окружающих людей;

üвоспитание экологического мировоззрения, основанного на осознании общей опасности в связи с изменившейся средой обитания;

• воспитание чувства сопричастности и ответственности за происходящие в природе изменения;

üобучить навыкам исследовательской деятельности;

üразвить навыки практической работы;

üразвить творческие способности учащихся;

üразвивать коммуникативные навыки;

üспособствовать становлению личности учащихся;

üспособствовать профориентации и профессиональному самоопределению;

üоздоровить школьников.

Ожидаемые результаты:

Школьники, занимающиеся в подобных лагерях, в дальнейшем становятся активными участниками и победителями городских олимпиад, научно-практических конференций, на которых защищают работы на темы экологии, биологии, химии, географии. Старшеклассники сами разрабатывают и проводят школьные вечера, игры, турниры о вреде курения, наркомании; проводят занимательные уроки, помогают педагогам в проведении экскурсий и практических занятий с младшими школьниками. На классных часах высказывают и активно защищают свою жизненную позицию, призывая одноклассников вести здоровый образ жизни, направленный не только на сохранение, но и улучшение своего здоровья.

Пробуждение интереса учащихся к естественным наукам, закрепление умений и навыков по специальностям биолог, химик, эколог окажут помощь в определении профиля дальнейшего обучения.

Содержание:

Предполагается углубленное изучение материала, основанное на практических занятиях учащихся с элементами беседы, вводных лекций, а также индивидуальный и коллективный поиск материала по заданной теме.

Полевой практикум:

– Изучение энтомофауны школьного двора.

– Изучение травянистой, кустарниковой и древесной флоры микрорайона.

– Гидробиологические исследования близлежащих водоемов (Карасун).

– Изучение экологического состояния микрорайона.

– Наблюдение за орнитофауной города.

– Химические исследования объектов природы (воды, почвы, воздуха).

Лабораторный практикум:

– Работа с микроскопом, рассматривание готовых и приготовление временных микропрепаратов.

– Работа с химическими микролабораториями.

– Изучение рефлексов человека.

– Изучение органов чувств человека.

– Изучение свойств веществ и их химических превращений.

– Изучение химических веществ, окружающих человека в повседневной жизни.

Проектная деятельность:

– Умение построить отношения в группе

– Создание индивидуальных и коллективных творческих работ.

– Умение оформить выполненный проект.

– Выступление с защитой выполненного проекта

Экскурсии:

– Сафари-парк (разнообразие фауны планеты)

– Просмотр фильма в кинотеатре по плану лагеря

Видеолекторий:

– «Планета Земля»

– «Тело человека»

– «Мишка на Севере»

– «Невидимая жизнь растений»

– «Микрокосмос»

– «Империя чужих: насекомые»

– Мультфильм «Букашки»

Примечание: список предлагаемых для просмотра фильмов может изменяться

ПЛАН

воспитательной, исследовательской и физкультурно-оздоровительной работы отряда «Исследователь» оздоровительного лагеря с дневным пребыванием « Солнышко» МОУ СОШ 83

Наименование мероприятия

Сроки

1.

Утренняя гимнастика

Правила ТБ и поведения во время пребывания в лагере

Ежедневно

2.

Соревнования по пионерболу, волейболу, футболу, настольному теннису, шахматам, перестрелке, плаванию, дартсу.

В течение смены

3

Анкетирование детей, медицинский осмотр

1 день

4.

«Давайте познакомимся» – игра, направленная на сплочение отряда.

5.

«Школа юного исследователя» – инструктаж по технике безопасности во время проведения исследовательских работ.

6.

«Незнакомые знакомцы» – занятие по ботанике.

7.

«Химия и ее предыстория» – вводное занятие по химии.

8.

Плановая пробная эвакуация учащихся из школы.

2 день

9.

«Школа юного химика» – демонстрация химических опытов и проведение химического эксперимента.

10.

Просмотр фильма из коллекции ВВС.

11.

«Школа юного ботаника» – постановка опытов по ботанике, экскурсия на школьный двор, сбор гербария.

12.

«Взаимосвязь ремесел, искусства и науки» – химический лекторий.

13.

Распределение ролей и репетиция спектакля «Экологический набат»

14.

«Кто на что горазд?» – распределение индивидуальных заданий на период лагерной смены.

3 день

15.

«Металлы в искусстве» – занятие по химии.

16.

«Бал цветов» – викторина.

17.

Работа над выпуском спецномера газеты «Большая перемена»

18.

«Путешествие в микромир» – исследовательская работа с микроскопами и микропрепаратами.

4 день

19.

«Неметаллы в искусстве» – занятие по химии.

20.

«В поисках интересного» – работа в библиотеке и в Интернете (кабинет информатики).

21.

Просмотр мультфильма «Букашки» и совместный поиск неточностей.

22.

Репетиция спектакля «Экологический набат».

23.

«День бантиков» – мероприятие, посвященное Дню защиты детей.

5 день

24.

Беседа по технике безопасности поведения вблизи водоемов.

25.

Экскурсия на озеро Карасун.

26.

Исследование микромира аквариума, почвы воды из водоема.

27.

«Соединения кальция в природе и искусстве (мрамор, жемчуг, известняк)» – беседа с иллюстрациями и опытами по химии.

28.

Работа над выпуском спецномера газеты «Большая перемена»

29.

«Школа юного зоолога» – изучение энтомофауны и орнитофауны школьного двора, составление коллекции насекомых.

6 день

30.

«Правовой ликбез» – о правах и обязанностях подростка, изучение Закона 15-39 КЗ.

31.

«Структура живописного полотна. Проблемы сохранности живописи» – на стыке химии и искусства.

32.

Викторина «В мире живого».

33.

Репетиция спектакля «Экологический набат».

34.

«В поисках интересного» – работа в библиотеке и в Интернете (кабинет информатики) по подготовке материала к научно-практической конференции.

7день

35.

«Пигменты и краски» – лекционно-практическое занятие по химии.

36.

Игра «Что? Где? Когда?»

37.

Просмотр фильма из коллекции ВВС.

38.

Работа над выпуском специального номера газеты «Большая перемена», посвященного лагерной жизни.

39.

Практическая работа по изучению некоторых аспектов работы мозга человека.

8 день

40.

Круглый стол «Вредные привычки»

41.

Создание презентаций о вредных привычках.

42.

«Фреска – техника монументальной живописи» – занятие о роли химии в живописи.

43.

Репетиция спектакля «Экологический набат».

44.

«День рекордов» – изучение рекордов планеты (человек, растения, животные и др. )

9 день

45.

Минутка здоровья «Твой режим дня»

46.

Промежуточный отчет о выполнении индивидуальных заданий.

47.

«Древнейшее стекло. Химический состав стекла» – занятие по химии.

48.

«День моря» – изучение обитателей морских глубин.

10 день

49.

Просмотр фильма из коллекции ВВС.

50.

«Древние витражи и их современные проблемы» – химия вокруг нас.

51.

«Путешествие в прошлое» – виртуальная экскурсия в Московский палеонтологический музей.

52.

Работа над выпуском спецномера газеты «Большая перемена»

53.

День независимости России.

«Школа выживания» – изучение экстремальных ситуаций и способов выхода из них.

11 день

54.

Минутка здоровья «О пользе занятий физической культурой».

55.

«Глина. Глинистые минералы. Керамика» – научно-прикладное занятие по химии.

56.

Работа над выпуском лагерного номера школьной газеты.

57.

Репетиция спектакля «Экологический набат».

58.

Изучение растений и животных Красной книги, разработка идей по природоохранной деятельности.

12 день

59.

Создание итоговой презентации работы отряда.

60.

«Российский фарфор и его предшественники. Как делают фарфор сегодня» – занятие о химии в производстве.

61.

Премьера спектакля «Экологический набат»

62.

Подготовка к научно-практической конференции.

63.

Работа над выпуском спецномера газеты «Большая перемена»

64.

«Самый умный» – викторина.

13 день.

65.

Анкетирование детей

66.

Научно-практическая конференция по итогам проделанной исследовательской работы.

67.

«Химия и экология. Охрана окружающей среды и памятников культуры. Химические решения экологических проблем» – занятие по химии и экологии.

68.

Выпуск газеты «Большая перемена» – спецвыпуск.

69.

Закрытие лагерной смены. Концерт. Медицинский осмотр. Анкетирование детей и родителей.

14 день

70.

Посещение «Сафари-парка» ( парк Солнечный остров).

В ходе запланированных мероприятий ребята под руководством учителя соберут и обработают гербарный материал, энтомологическую коллекцию, коллекцию фотографий. В завершении лагерной смены планируется выпуск специального номера школьной газеты, посвященный работе лагеря, постановка экологического спектакля, а также научно-практическая конференция.

Литература

1. Андреева В. Н. «Предметная неделя географии в школе»; – Ростов на Дону, «Феникс», 2007.

2. Балабанова В. В. , Максимцева Т. А. «Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни»; – Волгоград, «Учитель», 2001.

3. Васильев Ю. Р. «Занимательное природоведение»; – Москва, «Омега», 1997.

4. Волович В. Г. «Человек в экстремальных условиях природной среды»; – Москва, «Мысль», 1983.

5. Данилов С. В. «Гигиенические опыты и самонаблюдения»: – «Биология в школе», №2, 2004.

6. Жданова Ю. В. , Назаренко В. И. «Формирование здорового образа жизни. Практические работы»; – «Биология в школе», №2, 2004

7. Крыгин А. Ю. «Лишайники – индикаторы чистоты атмосферы»; – «Биология в школе», №3, 1998.

8. Минина З. Б. «Экскурсия «Болото как экосистема»; – «Биология в школе», №4, 2002.

9. Муфазаров В. Г. «Основы геологии»; – Москва, «Просвещение», 1979.

10. Пивоварова Л. В. «Учебный проект по биолого-экологической программе «Эко-ключ»; – «Биология в школе», №2, 2004.

11. Титова И. М. Химия и искусство – М. : Вентана-Граф, 2010.

12. Фримантл М. Химия в действии. – М. , Мир, 1998.

Метки: Химия