Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Рабочая программа "Химия в быту" 8-9 класс

Рабочая программа "Химия в быту" 8-9 класс

Цели курса:

– сформировать у учащихся экологическую грамотность поведение в окружающей среде, лаборатории и в быту, бережное отношение с веществами и материалами;

– развивать навыки практического использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

– формировать самостоятельную познавательную деятельность, работу с большим объёмом информации;

– формировать навыки работы в команде;

– развивать критическое мышление, умение анализировать, сформулировать проблему указать пути её решения.

Задачи:

– сообщить дополнительные знания по химии пищевых продуктов и их кулинар­ной обработке;

– развивать творческие способности и позна­вательную активность;

– развивать интерес у учащихся по предмету;

– научить проводить химический анализ.

Формы контроля:сообщения (мини – рефераты), творческие работы, практические работы.

Ожидаемый результат:

– знание классификации пятен и способов их удаления, пищевых добавок, химического состава пищи;

– умение опытным путём определять наличие белков в пищевых продуктах;

– приобретение навыков практического использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

– самостоятельная познавательная деятельность учащихся;

– навыки работы в команде;

– развитие критического мышления;

– умение анализировать, систематизировать и формулировать проблему и указывать пути её решения;

– формирование устойчивого интереса к предмету;

– повышение уровня самообразования учащихся.

Темы самостоятельных исследований:

  • Достижения химии могут не только служить во благо, но и причинять вред.
  • Какие лекарства, по вашему мнению, обязательно должны входить в ассортиментный минимум любой бытовой аптечки?
  • Витамины.
  • Полезно или вредно мыло.
  • Химия и красота. Из чего делают косметику.
  • Скажи мне, что ты ешь, и я скажу кто ты.
  • Символы на этикетках одежды.

Программа рассчитана на обучающихся 14-15 лет на один год обучения.

Режим занятий 1 раз в неделю – 2 часа.

Занятия будут проводиться в разновозрастной группе постоянного состава.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема занятий

Всего часов

Теорети-ческие

Практи-ческие

Экскур-сионные

1

2

3

4

5

6

7

Введение.

Скорая химическая помощь (химчистка на дому).

Наша пища.

СМС и средства ухода за предметами домашнего обихода.

Будьте красивыми.

Лекарства в домашней аптечке.

Итоговое занятие.

2

6

30

14

10

8

2

2

2

18

10

8

4

2

-

2

10

4

2

2

-

2

2

2

Всего:

72

46

20

6

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Введение.

Цели и назначение работы объединения. Источники информации. Основные требования к учащимся. Оказание первой помощи при отравлениях и ожогах (раствор аммиака, уксусная кислота, перманганат калия, бытовой газ, угарный газ, инсектициды, растворители, лакокрасочные материалы и т. п. ).

2. Скорая химическая помощь (химчистка на дому).

Азбука химчистки. Техника выведения пятен. Пятновыводители. Удаление жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, от пищевых продуктов, крови, краски и т. Д. Чистка верхней одежды, драпировок, диванов, ковров, меха.

Демонстрации: пятна различного происхождения; средства для чистки; удаление пятен.

Практическая работа по теме: «Удаление пятен».

Экскурсия в «химчистку».

3. Наша пища.

Общая характеристика продуктов питания.

Составные части пищи. Химизм процесса варки пищи.

Практическая работа по теме: «Обнаружение крахмала и белка в пищевых продуктах».

Практическая работа по теме: «Анализ продуктов питания на содержание белков».

Практическая работа по теме: «Обнаружение ферментов в продуктах питания».

Характеристика витаминов и ферментов.

Практическая работа по теме: «Качественные реакции на витамины».

Качественный анализ продуктов питания. Технология их приготовления.

Экскурсия на производство.

Минеральные вещества.

Практическая работа по теме: «Анализ продуктов питания на содержание нитратов и нитритов».

Химическая структура веществ и вкус. Вкусовые продукты.

Вкусовые продукты. Пищевые добавки.

Химические процессы в технологии приготовлении пищи. Гашение соды. Брожение. Денатурация белков. Получение инвертного сахара. Белки, жиры, углеводы, соли. Искусственная пища.

Демонстрации: образцы солей, употребляемых в пищевой промышленности. Разложение карбоната аммония. Денатурация белков.

Биотехнология: достижения и прогнозы.

4. СМС и средства ухода за предметами домашнего обихода.

Моющие средства в быту. Из истории моющих средств.

Синтетические моющие средства. Мыло.

Чем и как стирать, белить, крахмалить. Химия в стиральной машине.

Жёсткость воды и её устранение. Образование и удаление накипи.

Удаление ржавчины. Средства для удаления накипи и ржавчины.

Практическая работа по теме: «Удаление накипи с эмалированной посуды и предотвращение её образования».

Практическая работа по теме: «Удаление ржавчины».

5. Будьте красивыми.

Искусство косметики. Состав лака для ногтей. Вещества носители запаха.

Классификация красителей для волос. Принципы действия дезодорантов.

Волшебные превращения причёсок. Пудры и аэрозоли.

Крема и их назначение. Средства ухода за зубами.

Демонстрации: образцы средств ухода за зубами, образцы декоративной косметики.

Практическая работа по теме: «Состав зубных паст. Чистка зубов».

6. Лекарства в домашней аптечке.

Лекарственные препараты. Классификация лекарств в домашней аптечке.

Антибиотики. Классификация и спектр действия на организм человека. Аспирин: за и против.

Практическая работа по теме: «Изучение свойств лекарственных препаратов. Анализ лекарственных препаратов, производных салициловой кислоты».

Экскурсия в аптеку.

7. Итоговое занятие.

Защита темы самостоятельного исследования.

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

Результаты работы объединения (отчёты об опытах и практических работ, материалы, собранные на экскурсиях, фотографии, рисунки, сообщения, доклады, рефераты, стенгазеты, презентации и т. д. ) должны быть оформлены и представлены на итоговом занятии.

Оценка работы объединения подводится после изучения каждой темы путем тестирования. Итоги годовой работы, а также итоги реализации данной программы подводятся на итоговом занятии на конференции.

В течении всего учебного года учащиеся готовят сообщения по изучаемым темам, которые оформляют в виде докладов. Наиболее интересные сообщения дорабатываются, дополняются опытами, наблюдениями, выводами и оформляются в виде научных работ. Защита которых также осуществляется на итоговом занятии.

Презентация по теме самостоятельного исследования оценивается исходя из следующих критериев:

а) актуальность

б) цель, задачи

в) содержание

г) наглядность

д) практическое значение

е) опыты, наблюдения и др.

ж) выводы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

На первом же занятии реко­мендуется познакомить учащихся с общим содер­жанием всего курса. Можно, например, выдать информационный лист, сделать компьютерную пре­зентацию и т. д. Первое занятие, начало работы, должно быть интересным, эмоциональным, нестан­дартным. Необходимо постоянно предлагать учащимся под­готовить сообщения, найти интересные факты по вопросам последующих встреч. Можно провести опрос для выяснения познавательных интересов уча­щихся и скорректировать план дальнейших занятий с целью удовлетворения познавательной активнос­ти учащихся.

Мате­риал следующих занятий рассчитан на раскрытие при­кладного значения химии, необходимости химиче­ских знаний в повседневной жизни. В зависимости от особенностей учащихся и материально-техниче­ской базы содержание и форму таких занятий можно выстраивать по-разному. На дворе XXI в. – век компьютерных технологий, и от этого никуда не денешься. Необходимо постараться использовать техниче­ский прогресс во благо приобретения знаний. Учащиеся много времени проводят за ком­пьютерами, и чаще всего не в образовательных це­лях. Как с этим бороться и стоит ли? Наша задача – грамотно воспользоваться данным фактом: органи­зовать поиск необходимой информации в Интерне­те, составление необходимых презентаций, нагляд­ных электронных пособий для занятий. Конечно же, в рамках таких занятий обязательно надо задействовать демонстрационный эксперимент. Например, на за­нятии по препаратам бытовой химии, рассказывая о правилах хранения растворителей, лаков, красок и т. д. , продемонстрировать горючесть этих веществ (на примере этилового спирта, ацетона), даже простой опыт по элементарной очистке чайника от накипи с помощью лимонной кислоты имеет положительный образовательный эффект. На занятии, посвященном товарам пищевой отрасли промышленности, можно провести изучение состава прохладительных напит­ков, минеральных вод. Сделать привязку к меди­цинским показателям. В результате учащиеся смо­гут составить информационный лист о пользе или вреде тех или иных напитков.

Итоговое занятие. Данное занятие можно про­вести в различных формах, чаще всего это кон­ференция. Например, отчет по творческим про­ектам или по группам интересов, общая презен­тация и т. д. Необходимо выяснить, какие формы занятий учащихся заинтересовали больше, что удалось и что не получилось. Это надо для дальнейшего улучшения содержания курса.

Итоговая конференция может проходить в рам­ках недели химии в школе. Это будет отчет­ностью о проделанной работе и в то же время по­может заинтересовать учащихся младших классов, которые в перспективе могут записаться на дан­ный курс.

Литература:

Для учащихся:

  1. Иванов В. Т. , Шамин А. Н. Путь к синтезу белка. – Л. : Химия, 1982.
  2. Книга о вкусной и здоровой пище / Под ред. Л. И. Воробьевой. – М. : ВО Агропромиздат, 1988.
  3. Конарев Б. Н. Любознательным о химии. – М. : Пищевая промышлен­ность, 1982.
  4. Несмеянов А. Н. , Беликов В. М. Пища будуще­го. – М. : Педагогика, 1979.
  5. Николаев Л. А. Химия жизни. – М. : Просве­щение, 1973.
  6. Поллер 3. Химия на пути в третье тысячеле­тие. – М. : Мир, 1982.
  7. Строев Е. А. Биологическая химия. – М. : Высшая школа, 1986.
  8. Энциклопедия «Наука», – «Дорлинг Киндерсли», Лондон,1999 г.

Для педагога дополнительного образования:

1. Иванов В. Т. , Шамин А. Н. Путь к синтезу белка. – Л. : Химия, 1982.

2. Каплун А. П. Биотехнология, химия, медици­на // Химия в школе. – 1994. – № 2. – С. 6-13.

3. Книга о вкусной и здоровой пище / Под ред. Л. И. Воробьевой. – М. : ВО Агропромиздат, 1988.

4. Конарев Б. Н. Любознательным о химии. Органическая химия. – М. : Пищевая промышлен­ность, 1982.

5. Несмеянов А. Н. , Беликов В. М. Пища будуще­го. – М. : Педагогика, 1979.

6. Николаев Л. А. Химия жизни. – М. : Просве­щение, 1973.

7. Поллер 3. Химия на пути в третье тысячеле­тие. – М. : Мир, 1982.

8. Строев Е. А. Биологическая химия. – М. : Высшая школа, 1986.

9. Филиппович Ю. Б. и др. Практикум по общей биохимии. – М. : Просвещение, 1975.

10. О. С. Габриелян «Химия 11», – «Дрофа», 2003 г.

11. О. С. Габриелян «Химия 10», – «Дрофа», 2002 г.

12. О. С. Габриелян «Настольная книга учителя химии– 10 класс», – «Блик и КО», 2001 г.

13. Журнал «Химия в школе №4 , 1999 г.

14. Журнал «Химия в школе №5 , 2005 г.

Метки: Химия