Рабочая программа "Химия в быту" 8-9 класс
Рабочая программа "Химия в быту" 8-9 класс
Цели курса:
– сформировать у учащихся экологическую грамотность поведение в окружающей среде, лаборатории и в быту, бережное отношение с веществами и материалами;
– развивать навыки практического использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
– формировать самостоятельную познавательную деятельность, работу с большим объёмом информации;
– формировать навыки работы в команде;
– развивать критическое мышление, умение анализировать, сформулировать проблему указать пути её решения.
Задачи:
– сообщить дополнительные знания по химии пищевых продуктов и их кулинарной обработке;
– развивать творческие способности и познавательную активность;
– развивать интерес у учащихся по предмету;
– научить проводить химический анализ.
Формы контроля:сообщения (мини – рефераты), творческие работы, практические работы.
Ожидаемый результат:
– знание классификации пятен и способов их удаления, пищевых добавок, химического состава пищи;
– умение опытным путём определять наличие белков в пищевых продуктах;
– приобретение навыков практического использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
– самостоятельная познавательная деятельность учащихся;
– навыки работы в команде;
– развитие критического мышления;
– умение анализировать, систематизировать и формулировать проблему и указывать пути её решения;
– формирование устойчивого интереса к предмету;
– повышение уровня самообразования учащихся.
Темы самостоятельных исследований:
- Достижения химии могут не только служить во благо, но и причинять вред.
- Какие лекарства, по вашему мнению, обязательно должны входить в ассортиментный минимум любой бытовой аптечки?
- Витамины.
- Полезно или вредно мыло.
- Химия и красота. Из чего делают косметику.
- Скажи мне, что ты ешь, и я скажу кто ты.
- Символы на этикетках одежды.
Программа рассчитана на обучающихся 14-15 лет на один год обучения.
Режим занятий 1 раз в неделю – 2 часа.
Занятия будут проводиться в разновозрастной группе постоянного состава.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Тема занятий | Всего часов | Теорети-ческие | Практи-ческие | Экскур-сионные |
1 2
3 4
5 6 7 |
Введение. Скорая химическая помощь (химчистка на дому). Наша пища. СМС и средства ухода за предметами домашнего обихода. Будьте красивыми. Лекарства в домашней аптечке. Итоговое занятие. |
2 6
30 14
10 8 2 |
2 2
18 10
8 4 2 |
- 2
10 4
2 2 – |
- 2
2 –
– 2 – |
Всего: | 72 | 46 | 20 | 6 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Введение.
Цели и назначение работы объединения. Источники информации. Основные требования к учащимся. Оказание первой помощи при отравлениях и ожогах (раствор аммиака, уксусная кислота, перманганат калия, бытовой газ, угарный газ, инсектициды, растворители, лакокрасочные материалы и т. п. ).
2. Скорая химическая помощь (химчистка на дому).
Азбука химчистки. Техника выведения пятен. Пятновыводители. Удаление жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, от пищевых продуктов, крови, краски и т. Д. Чистка верхней одежды, драпировок, диванов, ковров, меха.
Демонстрации: пятна различного происхождения; средства для чистки; удаление пятен.
Практическая работа по теме: «Удаление пятен».
Экскурсия в «химчистку».
3. Наша пища.
Общая характеристика продуктов питания.
Составные части пищи. Химизм процесса варки пищи.
Практическая работа по теме: «Обнаружение крахмала и белка в пищевых продуктах».
Практическая работа по теме: «Анализ продуктов питания на содержание белков».
Практическая работа по теме: «Обнаружение ферментов в продуктах питания».
Характеристика витаминов и ферментов.
Практическая работа по теме: «Качественные реакции на витамины».
Качественный анализ продуктов питания. Технология их приготовления.
Экскурсия на производство.
Минеральные вещества.
Практическая работа по теме: «Анализ продуктов питания на содержание нитратов и нитритов».
Химическая структура веществ и вкус. Вкусовые продукты.
Вкусовые продукты. Пищевые добавки.
Химические процессы в технологии приготовлении пищи. Гашение соды. Брожение. Денатурация белков. Получение инвертного сахара. Белки, жиры, углеводы, соли. Искусственная пища.
Демонстрации: образцы солей, употребляемых в пищевой промышленности. Разложение карбоната аммония. Денатурация белков.
Биотехнология: достижения и прогнозы.
4. СМС и средства ухода за предметами домашнего обихода.
Моющие средства в быту. Из истории моющих средств.
Синтетические моющие средства. Мыло.
Чем и как стирать, белить, крахмалить. Химия в стиральной машине.
Жёсткость воды и её устранение. Образование и удаление накипи.
Удаление ржавчины. Средства для удаления накипи и ржавчины.
Практическая работа по теме: «Удаление накипи с эмалированной посуды и предотвращение её образования».
Практическая работа по теме: «Удаление ржавчины».
5. Будьте красивыми.
Искусство косметики. Состав лака для ногтей. Вещества носители запаха.
Классификация красителей для волос. Принципы действия дезодорантов.
Волшебные превращения причёсок. Пудры и аэрозоли.
Крема и их назначение. Средства ухода за зубами.
Демонстрации: образцы средств ухода за зубами, образцы декоративной косметики.
Практическая работа по теме: «Состав зубных паст. Чистка зубов».
6. Лекарства в домашней аптечке.
Лекарственные препараты. Классификация лекарств в домашней аптечке.
Антибиотики. Классификация и спектр действия на организм человека. Аспирин: за и против.
Практическая работа по теме: «Изучение свойств лекарственных препаратов. Анализ лекарственных препаратов, производных салициловой кислоты».
Экскурсия в аптеку.
7. Итоговое занятие.
Защита темы самостоятельного исследования.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
Результаты работы объединения (отчёты об опытах и практических работ, материалы, собранные на экскурсиях, фотографии, рисунки, сообщения, доклады, рефераты, стенгазеты, презентации и т. д. ) должны быть оформлены и представлены на итоговом занятии.
Оценка работы объединения подводится после изучения каждой темы путем тестирования. Итоги годовой работы, а также итоги реализации данной программы подводятся на итоговом занятии на конференции.
В течении всего учебного года учащиеся готовят сообщения по изучаемым темам, которые оформляют в виде докладов. Наиболее интересные сообщения дорабатываются, дополняются опытами, наблюдениями, выводами и оформляются в виде научных работ. Защита которых также осуществляется на итоговом занятии.
Презентация по теме самостоятельного исследования оценивается исходя из следующих критериев:
а) актуальность
б) цель, задачи
в) содержание
г) наглядность
д) практическое значение
е) опыты, наблюдения и др.
ж) выводы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
На первом же занятии рекомендуется познакомить учащихся с общим содержанием всего курса. Можно, например, выдать информационный лист, сделать компьютерную презентацию и т. д. Первое занятие, начало работы, должно быть интересным, эмоциональным, нестандартным. Необходимо постоянно предлагать учащимся подготовить сообщения, найти интересные факты по вопросам последующих встреч. Можно провести опрос для выяснения познавательных интересов учащихся и скорректировать план дальнейших занятий с целью удовлетворения познавательной активности учащихся.
Материал следующих занятий рассчитан на раскрытие прикладного значения химии, необходимости химических знаний в повседневной жизни. В зависимости от особенностей учащихся и материально-технической базы содержание и форму таких занятий можно выстраивать по-разному. На дворе XXI в. – век компьютерных технологий, и от этого никуда не денешься. Необходимо постараться использовать технический прогресс во благо приобретения знаний. Учащиеся много времени проводят за компьютерами, и чаще всего не в образовательных целях. Как с этим бороться и стоит ли? Наша задача – грамотно воспользоваться данным фактом: организовать поиск необходимой информации в Интернете, составление необходимых презентаций, наглядных электронных пособий для занятий. Конечно же, в рамках таких занятий обязательно надо задействовать демонстрационный эксперимент. Например, на занятии по препаратам бытовой химии, рассказывая о правилах хранения растворителей, лаков, красок и т. д. , продемонстрировать горючесть этих веществ (на примере этилового спирта, ацетона), даже простой опыт по элементарной очистке чайника от накипи с помощью лимонной кислоты имеет положительный образовательный эффект. На занятии, посвященном товарам пищевой отрасли промышленности, можно провести изучение состава прохладительных напитков, минеральных вод. Сделать привязку к медицинским показателям. В результате учащиеся смогут составить информационный лист о пользе или вреде тех или иных напитков.
Итоговое занятие. Данное занятие можно провести в различных формах, чаще всего это конференция. Например, отчет по творческим проектам или по группам интересов, общая презентация и т. д. Необходимо выяснить, какие формы занятий учащихся заинтересовали больше, что удалось и что не получилось. Это надо для дальнейшего улучшения содержания курса.
Итоговая конференция может проходить в рамках недели химии в школе. Это будет отчетностью о проделанной работе и в то же время поможет заинтересовать учащихся младших классов, которые в перспективе могут записаться на данный курс.
Литература:
Для учащихся:
- Иванов В. Т. , Шамин А. Н. Путь к синтезу белка. – Л. : Химия, 1982.
- Книга о вкусной и здоровой пище / Под ред. Л. И. Воробьевой. – М. : ВО Агропромиздат, 1988.
- Конарев Б. Н. Любознательным о химии. – М. : Пищевая промышленность, 1982.
- Несмеянов А. Н. , Беликов В. М. Пища будущего. – М. : Педагогика, 1979.
- Николаев Л. А. Химия жизни. – М. : Просвещение, 1973.
- Поллер 3. Химия на пути в третье тысячелетие. – М. : Мир, 1982.
- Строев Е. А. Биологическая химия. – М. : Высшая школа, 1986.
- Энциклопедия «Наука», – «Дорлинг Киндерсли», Лондон,1999 г.
Для педагога дополнительного образования:
1. Иванов В. Т. , Шамин А. Н. Путь к синтезу белка. – Л. : Химия, 1982.
2. Каплун А. П. Биотехнология, химия, медицина // Химия в школе. – 1994. – № 2. – С. 6-13.
3. Книга о вкусной и здоровой пище / Под ред. Л. И. Воробьевой. – М. : ВО Агропромиздат, 1988.
4. Конарев Б. Н. Любознательным о химии. Органическая химия. – М. : Пищевая промышленность, 1982.
5. Несмеянов А. Н. , Беликов В. М. Пища будущего. – М. : Педагогика, 1979.
6. Николаев Л. А. Химия жизни. – М. : Просвещение, 1973.
7. Поллер 3. Химия на пути в третье тысячелетие. – М. : Мир, 1982.
8. Строев Е. А. Биологическая химия. – М. : Высшая школа, 1986.
9. Филиппович Ю. Б. и др. Практикум по общей биохимии. – М. : Просвещение, 1975.
10. О. С. Габриелян «Химия 11», – «Дрофа», 2003 г.
11. О. С. Габриелян «Химия 10», – «Дрофа», 2002 г.
12. О. С. Габриелян «Настольная книга учителя химии– 10 класс», – «Блик и КО», 2001 г.
13. Журнал «Химия в школе №4 , 1999 г.
14. Журнал «Химия в школе №5 , 2005 г.
Метки: Химия