Составление уравнений окислительно – восстановительных реакций методом электронного баланса
Составление уравнений окислительно – восстановительных реакций методом электронного баланса
Цель: Развивать умения составлять уравнения окислительно – восстановительных
реакций методом электронного баланса, выявлять окислители и
восстановители на основе сравнения степеней окисления атомов,
расставлять коэффициенты в уравнениях окислительно –
восстановительных реакций.
Тип урока: комбинированный.
Дидактические и материальные оснащения: Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Содержание и ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний, умений и навыков.
Устный опрос.
- На конкретных примерах объясните возможные степени окисления атомов.
- Объясните на конкретных примерах, какие вещества могут быть восстановителями?
- Объясните на конкретных примерах, какие вещества могут быть окислителями ?
- Что такое окислительно – восстановительная двойственность?
Письменный опрос.
Проверка выполнения упражнений заданных на дом.
III. Формирование новых знаний, умений и навыков.
Одним из методов составления уравнений окислительно – восстановительных реакций является метод электронного баланса.
Для составления уравнения окислительно – восстановительных реакций методом электронного баланса необходимо:
– Составить схему реакции – записать формулы исходных веществ и продуктов реакции;
– Отметить элементы, атомы которых изменили степень окисления в результате реакции. Найти среди исходных веществ окислитель и восстановитель;
– Составить электронные уравнения для процессов окисления и восстановления;
– Составить схему электронного баланса. Для этого в электронных уравнениях необходимо подобрать коэффициенты при окислителе и восстановителе так, чтобы число электронов, отдаваемых при окислении, было равно числу электронов, принимаемых при восстановлении. Найденные коэффициенты записать в правой части электронного баланса;
– Расставить коэффициенты для оставшихся веществ в следующей последовательности: вещества, содержащие атомы металлов и кислотные остатки, водород и кислород;
– Проверить число атомов кислорода в обеих частях схемы;
1. 2K+I- +CI20 = 2K+CI- + I20
2I- – 2e = I20 2 1 B
CI20 + 2e = 2CI- 2 1 O
Если окислитель или восстановитель в исходных веществах или продуктах реакции представлен двумя атомами (Н2, О2), то в электронных уравнениях надо брать сразу же два атома. Цифру два ставят перед ионом или справа внизу при записи молекулы.
2. 2K+Mn+7O4-2 + 3K2+S+4O3-2 + H2+O-2 = 2Mn+4O2-2 + 3K2+S+6O4-2 + 2K+O-2H+
Mn+7 + 3e = Mn+4 3 2 O
S+4 – 2e = S+6 2 3 B
3. H2+S-2 + 4CI20 + 4H2+O-2 = H2+S+6O4-2 + 8H+CI-
S-2 – 8e = S+6 8 4 1 B
CI20 +2e = 2CI- 2 1 4 O
4. 2Ag+N+5O3-2 = 2Ag0 + 2N+4O2-2 + O20
Ag+ +e = Ag0 1} 2 2 O
N+5 +e = N+4 1}
2O-2 – 4e = O20 4 4 1 B
5. 3S0 + 6K+O-2H+ = 2K2+S-2 + K2+S+4O3-2 + 3H2+O-2
S0 + 2e = S-2 2 1 2 O
S0 – 4e = S+4 4 2 1 B
IV. Применение знаний, умений и навыков.
Для данных окислительно – восстановительных реакций составьте схему электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель, расствьте коэффициенты.
Эл. ток
1. H2O === H2 + O2
2. CuSO4 + Fe = Cu + FeSO4
3. CuS + HNO3 = Cu(NO3)2 + S + NO + H2O
4. NH3 + O2 = N2 + H2O
5. KCIO3 = KCI + KCIO4
6. SO2 + H2O + NaIO3 = H2SO4 + NaI
V. Д/З s 3, упр. 1.
Г. К. Садриева, Гимназия №155, г. Казань
Метки: Химия