Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

«Турнир эрудитов» Внеклассное мероприятие по химии. 9 класс

«Турнир эрудитов» Внеклассное мероприятие по химии. 9 класс

Проблема формирования устойчивого интереса к предмету химия может реализовываться через уроки, внеклассные мероприятия, элективные курсы, кружки, научно-исследовательскую деятельность.

Внеклассные мероприятия, помимо общеучебных умений, активизируют познавательную деятельность обучающихся, систематизируют знания учащихся по химии, доказывают практическую значимость химии, знание законов и закономерностей в жизни человека, воспитывают самостоятельность в приобретении новых знаний, расширяют кругозор, в ходе таких мероприятий школьники учатся нестандартно мыслить, проверяют свою эрудицию. Форма внеклассных мероприятий может быть различной: заседания кружка, научно-исследовательская работа, КВН, ролевые игры, турниры и др. В силу психо– возрастных особенностей обучающихся наибольший интерес в 8-9 классах вызывает мероприятия состязательного характера.

Согласно словарю С. И. Ожегова, слово «турнир» – 1) в Западной Европе в средние века: состязание рыцарей; 2) спортивное соревнование по круговой системе, когда все участники имеют между собой по одной (иногда более) встрече. В словаре русских синонимов понятию «турнир» соответствуют термины: соревнование, первенство, состязание, матч, встреча.

Предлагаемое для конкурса методических разработок внеклассное мероприятие «Турнир эрудитов» разработано учителем химии МБОУ СОШ № 13 с использованием материалов методических пособий под редакцией Алексинского В. Н. , Брейгера Л. М. , Кузнецовой В. И. , Макарова К. А. В конкурсной методической разработке представлен турнир по химии для обучающихся 9 классов. Работа составлена в соответствии с современными требованиями, в том числе с рекомендациями по разработке программы перехода основной школы на ФГОС.

В разработке, наряду с увлекательными заданиями, развивающими познавательный интерес, использованы приемы современной педагогической технологии РКМ (развитие критического мышления).

Опыт проведения данного турнира эрудитов на базе школы показал практическую значимость знаний по химии, свидетельствовал о заинтересованности обучающихся в данном предмете, позволил обобщить знания о веществе и химической реакции.

К данной методической разработке прилагается диск с электронным сопровождением внеклассного мероприятия, где указаны задания турнира.

Цель: формирование познавательного интереса к изучению химии через обобщение знаний о веществе и химической реакции.

Задачи:

Образовательная: закрепить навыки составления химических формул и уравнений реакций, определять их тип; совершенствовать умения работы с реактивами с соблюдением всех правил по технике безопасности.

Развивающая: формировать познавательный интерес к химии, умение выделять главное, сравнивать, делать выводы.

Воспитательная: формировать безопасный образ жизни.

Данное мероприятие можно провести после изучения блоков тем «Металлы» и «Неметаллы».

Ход мероприятия

I. Организационный момент

Правила. В турнире эрудитов принимают участие ко­манды 9 классов. Участвует 2 команды. Вопросы в турнире выходят за рамки школьной про­граммы. Объявление о турнире должно быть помещено в кабинете химии за 3-4 недели до его проведения. В объявлении надо указать список литературы, по кото­рой будут составлены вопросы турнира. За каждый правильный ответ 1 балл. В начале турнира выбирается жюри (это могут быть отдельные учащиеся).

Оборудование: карточки с химическими элементами, текст для четвертого тура игры, химические стаканы, стеклянные палочки, пробирки, проектор. Слайды к мероприятию используются как оформление кабинета.

Реактивы: хлорид натрия, хлорид железа (III) и карбонат кальция. карбонат калия, хлорид бария, сульфат меди (II), щелочь фенолфталеин, раствор Na2CO3, раствор BaCl2, соляная кислота.

II. Конкурсная программа

Тур 1 – «Разминка»

1. Выберите ответ

1. Название какого элемента означает «разрушитель»?

1 – хлор, 2 – фосфор, 3 – азот,

4 – фтор, 5 – кислород, 6 – крем­ний.

2. Какие вещества можно использовать при выпечке кондитерских изделий?

1 – серная кислота, 2 – уксусная кислота, 3 – винный камень,

4 – известковое молоко, 5 – хлорид аммония, 6 – питьевая сода.

3. Название какого элемента в переводе с латинского означает «камень»?

1 – хром, 2 – литий, 3 – железо,

4 – фосфор, 5 – марганец, 6 – ни­кель.

4. Какое вещество называют угарным газом?

1 – оксид углерода (IV), 2 – сероводород, 3 – метан,

4 – серни­стый газ, 5 – оксид углерода (II), 6 – аммиак.

2. Географические названия в химии.

1. Какой химический элемент назван в честь евро­пейского континента? (№ 63 – европий, открыт в 1901 году. )

2. Этот элемент, выде­ленный в 1898 году супругами Кюри, назван в честь ро­дины Марии Склодовской-Кюри. (№ 84 – полоний. )

3. Какой элемент назван в честь России? (№ 44 – ру­тений. Выделен в 1844 году профессором Казанского университета К. К. Клаусом. )

4. Верно ли утверждение, что индий назван в честь Индии? (Название элемента № 49 произошло от синей (индиговой) линии в спектре этого элемента. )

Тур 2 –« Составь название города»

Выдаются карточки с символами химических элементов нужно назвать их и по первым буквам составить название города Кемеровской области. Элементы: Nb-ниобий, Os-осмий, W-вольфрам, Sn-олово, Cm-кюрий, -уран, Au-золото, Ni-никель, Eu-европий, Ce-церий, Cd-кадмий. (Новокузнецк).

Тур 3 – «Составь формулу»

Даны 8 символов химических элементов. За минуту надо составить как можно больше формул из знаков, изображенных на карточке; индексы использовать можно. (Элементы: H, O, K, S, Fe, C, Na, N).

Тур 4 – «Исправь ошибку» (прием РКМ – «лови ошибку»)

Как часто ответы учащихся на уроках пестрят всевозможными ошибками, и учите­лю приходится исправлять их. Сейчас ис­правлять ошибки придется командам, кото­рым предлагается рассказ, содержащий химические ошибки.

«В яркий солнечный день ребята отпра­вились в поход. Воздух был чистым и свежим, так как содержал много СО2. Чтобы было не так жарко, ребята оделись в темные костюмы. Сначала дорога шла по песчаному берегу реки. Песок, состоящий в основном из окси­да алюминия, был сухим и чистым. Потом путешественники свернули на луг, и им пришлось сбавить шаг. Далеко впе­реди ребята увидели гусеничный трактор, ко­торый тяжело и медленно, как каталитическая реакция, полз по вспаханному полю, глубоко увязая в земле. Потом ребята снова вышли к реке и запели веселую песенку: «Вода, вода, кругом Н2О2». На ночлег расположились на берегу реки. Вода в ней была бесцветной и прозрач­ной, как лакмус в кислоте. Сварили ужин и легли спать. Хорошим был этот день, ясным, в воздухе пахло озоном».

Для проверки ошибки обозначены курсивом.

Тур 5 – «Конкурс капитанов»

А. Вопросы капитанам

Вопросы первому капитану

  1. Что в переводе с латинского означает «астат».
  2. Элемент, предотвращающий развитие кариеса.
  3. Жидкий металл.
  4. Соли сернистой кислоты.
  5. Реакция, протекающая с выделением теплоты.
  6. Сколько нейтронов в ядре водорода.
  7. Формула алмаза.
  8. Какой элемент придает красный цвет крови.
  9. Формула плавиковой кислоты.
  10. Цвет лакмуса в кислой среде.

Вопросы второму капитану

  1. Заряд ядра водорода.
  2. Латинское название химического эле­мента мышьяка.
  3. Формула воды.
  4. Самый активный металл.
  5. Агрегатное состояние брома.
  6. Цвет лакмуса в щелочи.
  7. Мельчайшая частица вещества.
  8. Название реакции между кислотой и щелочью.
  9. Чугун – это сплав, каких элементов.
  10. Соли угольной кислоты.

Б. Конкурс пословиц и крылатых выражений для болельщиков.

Кто из вас знает крылатые выражения, пословицы, по­говорки со словом «золото»? Назовите их.

Примеры:

1. Не все то золото, что блестит.

2. Мал золотник, да дорог.

3. Дружба дороже золота.

4. Мастер – золотые руки.

5. Золотая голова, золотой человек. . .

Ту р 6 – «Эксперимент – источник знаний»

А. Распознавание вещества

Химия – наука эксперименталь­ная. Многие ее законы открыты на основе опытов. Каждой команде необходимо распознать вещества в трех пробирках:

1 команда: хлорид натрия, хлорид железа (III) и карбонат кальция.

2 команда: карбонат калия, хлорид бария, сульфат меди (II).

Б. «Объясните опыты»

Учитель: О, это замечательная палочка, с ее помощью я могу превратить воду в вино и творить множество других чудес. Смотрите!

Опыт 1: учитель ставит стакан на стол, чтобы всем его было видно, и делает над ним несколько пассов, а потом помешивает в стакане палочкой. Вода в стакане становится розовой, похожей на вино. Объяснить опыт (в стакане налита щелочь, а перед выходом учитель смачивает палочку фенолфталеином).

Учитель: Лучше мы сейчас приготовим из воды молоко.

Опыт 2: Учитель берет 2 стакана, наполненных на 2/3 прозрачными жидкостями, и, проделав над ними несколько пассов, выливает жидкость из одного стакана в другой, предварительно помешав палочкой. Вода превращается в молоко. Объясненить опыт (в стакане № 1 находится раствор Na2CO3 , а в стакане № 2 – раствор BaCl2, при их соединении получается осадок: Na2CO3 + BaCl2 BaCO3↓ + 2NaCl).

Белый осадок

Учитель: А теперь можно опять превратить «молоко» в воду.

Опыт 3: Учитель берет третий стакан с прозрачной жидкостью, наполненный на 2/3 стакана, и выливает ее в стакан с «молоком», при этом «молоко» опять превратилось в воду, жидкость стала прозрачной, выделился газ. Объяснить опыт (к осадку BaCO3 приливают раствор соляной кислоты, при этом осадок растворяется и выделяется газ: BaCO3 + 2HCl → BaCl2 + H2O + CO2↑).

Учитель. Но все запомните друзья: здесь ни пить, ни есть нельзя.

Тур 7 – «Уравнения и типы реакций»

А. Написать уравнения реакций, определить их типы

1 команда

2 команда

Mg + HCl →? +?

H2O →? +?

Al + H2SO4 →Al2(SO4)3 +?

HCl →? +?

CH4 → C +?

Ca +HCl →? +?

Б. Тайм-аут – метаграммы (вопросы задаются по очереди двум командам)

1. Корабли меня обходят,

Лоцман знает наизусть.

Если Л на Д заменят,

То металлом окажусь.

(Мель – медь. )

2. Два элемента химических

В метаграмме я вам задам:

С X – элемент металлический,

Ну а с Б – уже неметалл.

(Хром – бром. )

3. Элемент четвертой группы

Перед вами на виду.

Если Т на Р исправить,

Будет деспот наяву.

(Титан – тиран. )

4. С КА – активный я металл,

С ГЕ – я очень легкий газ.

Чтобы ты нас разгадал,

Глянь в систему еще раз.

(Калий – гелий. )

5. Прославлен всеми.

Металл, испытанный огнем

Манил к себе людей веками.

Алхимик жил в мечте о нем.

(Золото).

III. Заключительная часть

Жюри объявляет итоги конкурсов. Ведущий награждает победителей.

Литература

1. Алексинский, В. Н. Занимательные опыты по химии [Текст]: Пособие для учителя / В. Н. Алексинский. – М. : Просвещение, 1980. – 96 с.

2. Кузнецов, В. И. Химия на пороге тысячелетия [Текст] / В. И. Кузнецов // Химия в школе. – 1999. – №1. – С. 5-9.

3. Макаров, К. А. Химия и здоровье [Текст]: книга для внеклассного чтения учащихся 8-10 классов средней школы / К. А. Макаров. – М. : Просвещение, 1985. – 120 с.

4. Брейгер, Л. М. , Предметные недели в школе. Химия. Физика [Текст] / Л. М. Брейгер. , П. В. Глинская. – М. : Учитель, 2005. – 46 с.

Е. А. Марыгина, Школа № 13, г. Новокузнецк, Кемеровская область

Метки: Химия