Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

  • Библиотека
  • Химия
  • Вода – самое известное и самое удивительное вещество. Открытый урок

Вода – самое известное и самое удивительное вещество. Открытый урок

Вода – самое известное и самое удивительное вещество. Открытый урок

ЭПИГРАФ: « Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета,

ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься,

не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима

для жизни, ты и есть сама жизнь. Ты величайшее

в мире богатство». Антуан де Сент-Экзюпери.

Цель урока: знакомство восьмиклассников с предметом химия для повышения мотивации к изучению предмета в следующем учебном году.

Оборудование: проектор, набор реактивов для демонстрационного эксперимента, магнитофон. На столах учащихся: листочки с опорными конспектами, картинки, изображающие эмоции (для рефлексии), штативы с пробирками для лабораторного опыта.

Орг. момент: Здравствуйте, ребята!

Я хочу, чтобы на сегодняшнем уроке вы познакомились с наукой химии и приобрели некоторые полезные знания.

Вопрос классу: Ребята, может быть, кто-нибудь из вас знает, что изучает наука химия? (вещества, их свойства и превращения, и явления, которые при этом происходят).

А сможет кто-то из вас объяснить, что такое вещества? (то, из чего состоят физические тела).

Сегодня в мире известно около 3-х миллионов различных веществ, а ученые продолжают открывать и создавать новые. Для знакомства с таким большим разнообразием веществ требуется очень много времени, поэтому мы сегодня поговорим о свойствах одного из самых обыкновенных, но притом самого невероятного из веществ.

Я сообщу вам некоторые факты, и вы наверняка догадаетесь, о чем идет речь.

ПРОЕКТОР.

В теле взрослого человека – 65%

В человеческом зародыше – 97%

В теле младенца – 75%

В глазном яблоке – 99%

В эмали зуба – 0,2%

Кенгуровая крыса, ковровая моль и тушканчик в нем вообще не нуждаются.

Конечно, вы уже догадались, что тема нашего разговора – вода. Её химическая формула – (обрабатываю запись на листе раствором щелочи) – Н2О.

Впишитеэто, пожалуйста, в свои рабочие листы. Скажите, вам о чем-нибудь говорит эта химическая запись? (состоит из 2-х атома водорода и одного – кислорода). А знаете ли вы, что мысль о том, что вода – сложное вещество, первым высказал знаменитый изобретатель паровой машины Джеймс Уатт в 1783 году? В этом же году гипотезу подтвердил французский химик Антуан Лоран Лавуазье (с другими его открытиями вы познакомитесь в 9-м классе).

Многое о воде вы узнали на уроках природоведения, географии, экологии. Перечислите, пожалуйста, известные вам свойства воды (нет цвета, вкуса, запаха, температура кипения, замерзания, плотность, теплоёмкость, электропроводность). Отметьте это в своих листах кратко.

«НЕСГОРАЕМЫЙ ПЛАТОК»(как объяснить, какое это свойство воды?)

Это какие свойства воды? Правильно, физические.

Я – учитель химии, следовательно, буду говорить с вами о химических свойствах воды.

В. К. : А что значит «химические свойства»? (с чем реагирует данное вещество и что при этом получается).

Изучать химические свойства без опытов сложно.

Для первого опыта мне потребуются три добровольца.

(3 стакана со смесью лимонной кислоты и соды, кувшин с водой)

Этот опыт для вас совершенно безвреден. Наверное, вы не раз делали его самостоятельно. Но объясните, пожалуйста, то, что вы сейчас наблюдали.

Вывод: Вода – очень хороший растворитель, большинство реакций идут в растворах. Природная вода – раствор! Дистиллированная вода.

Опыт второй «Морской бой». Что вы видели, ребята, и как можете прокомментировать то, что увидели?

Вывод: Вода – химически активное вещество. Реагирует с некоторыми металлами в обычных условиях.

Опыт третий «Вода как катализатор». Можете ли вы, ребята, объяснить увиденное?

Вывод: Вода может усиливать действие некоторых веществ.

Я думаю, что вам, ребята, хотелось бы и самим проделать какой-нибудь опыт?

Т. Б. Приступая к работе в хим. лаборатории, вы должны помнить несколько правил:

1. Ничего не пробовать на вкус.

2. Не приступать к работе, если не уверены, что знаете, что делать.

3. Не проводите опыты, не предусмотренные работой.

4. Содержите рабочее место в порядке.

5. После работы обязательно помойте руки.

Знаменитый английский физик Роберт Бойль однажды работал в своей лаборатории, получал сильную кислоту. Эта кислота попала случайно на фиалки, принесенные ученый из сада (Бойль любил фиалки). И – о чудо!– цветы стали красными! Так наука приобрела ценнейший реактив – индикатор.

Ребята, перед вами стоят штативы с пронумерованными пробирками и склянка с лакмусом. Осторожно капните лакмус в пробирки №№1,2,3. что наблюдаете? Раствор в пробирке№1 стал красным, значит, там кислота; №2-стал синим– значит содержится щелочь (боле подробно о щелочах вы узнаете в 8-м классе, а сейчас я вам объясню так: когда ежедневно вы пользуетесь мылом, наверное, не задаетесь вопросом: «А почему оно скользкое?». А потому, что в нем содержится щелочь, которая смывает с ваших рук жир и грязь). В пробирке №3 цвет лакмуса не изменился – значит раствор нейтральный, т. е. ни кислый, ни щелочной.

Теперь самостоятельно точно так же определите, каковы растворы в пробирках 4,5,6. Результаты запишите в таблицу.

ПОДВОДИМ ИТОГ ПЕРВОЙ ЧАСТИ: итак, свойства воды…(по схеме).

Давайте вспомним эпиграф сегодняшнего урока и вспомним, каково значение воды в природе и жизни человека.

ПРОЕКТОР.

Запасы воды на Земле 1,4 млрд. км3

Вода океанов 97,6%

Лёд 2,14%

Озера 0,29%

Атмосфера 0,0005%

Горожанин в среднем в сутки потребляет 200-300л воды, из них:

Пища 5%

Гигиена 77%

Посуда 6%

Стирка 4%

Уборка 3%

По данным ВОЗ, 80% всех заболеваний на планете от плохого качества воды. 2млн человек в мире страдают от заболеваний, связанных с плохим качеством воды.

ВЫВОД: воду необходимо беречь!

Вода – ценнейший минерал,

В ладонь водицы я набрал,

Прозрачна и сладка на вкус

И оживляет каждый куст.

в пустыне и соленом море

Без этой жидкости нам горе.

Вода скользит, бежит, течет,

Она и пар, и скользкий лёд.

Не будет жизни без неё.

Так будем же беречь её!

Задача:В среднем в сутки для питья и пищи человек тратит 2л воды. В мире сегодня проживает 6,5 миллиарда человек. Рассчитайте, сколько литров (м3) воды тратит человечество на еду и питьё в сутки.

Задача(на дом). В среднем содержание воды в организме человека 65%. Зная массу своего тела, рассчитайте. Сколько кг (литров)воды находится в вашем организме.

Вопросы для блиц-опроса:

1. Что такое дистиллированная вода?

2. Может ли природная вода быть дистиллированной?

3. Чем отличаются молекулы воды от водяного пара?

4. Какого вещества много в арбузах?

5. Сколько воды содержится в человеке?

6. Где находится большая часть пресной воды?

7. Сколько литров воды в сутки использует человек для еды и питья?

8. Какие газы можно получить из воды и как их можно использовать?

Итак, ребята, наш урок первого знакомства с химией и одним из самых необычных химических веществ подходит к концу. Большое спасибо за работу.

Домашнее задание: решить задачу и с помощью домашних реактивов определить, какие растворы образует «Фэйри», туалетное мыло, шампунь, кефир.

Ф. Д. Шамсетдинова, МБОУ "ООШ ст. Миннибаево", Альметьевский район, Республика Татарстан

Метки: Химия