«Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Вода в природе и способы ее очистки», 8 класс
«Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Вода в природе и способы ее очистки», 8 класс
Цель урока:
организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению материала о составе воды, воде в природе и способах очистки воды;
создать содержательные и организационные условия для развития умения анализировать, сравнивать свойства воды из разных источников используя научные методы познания (гипотеза, эксперимент);
создать условия для развития умения формулировать проблему, искать пути решения проблемы, рационально используя выделенное время.
Задачи урока:
предметные:
познакомить с методами изучения состава воды;
актуализировать знания о свойствах воды и их значении в природе.
Межпредметные:
развивать навык исследовательской работы учащихся; умение работать с микроскопом, вести наблюдение;
показать связь химии, биологии и экологии в вопросе изучения воды в природе и источников ее загрязнения.
Метапредметные:
формировать умение ставить проблему, искать пути ее решения, высказывать и защищать свою точку зрения.
Оборудование:
компьютер, проектор, презентация «К теме Вода. Растворы», микроскоп (1 на 2 учащихся), склянки с водой из разных природных источников, универсальный индикатор, спиртовка, предметные с покровные стекла, стеклянные палочки, держатель для пробирок, спички.
Тип урока:
комбинированный.
Методы проведения урока:
демонстрация слайдовой презентации, исследовательская работа учащихся, тестирование, самостоятельная работа с учебником.
Технология:
технология развития критического мышления, элементы проблемной технологии.
План урока
1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности аудитории к работе, отсутствующие, положительный настрой на изучение темы.
2. Проверка домашнего задания: терминологический диктант, задача на приготовление раствора заданной концентрации.
3. Мотивация учебной деятельности учащихся: тема, цели и задачи урока, значение для дальнейшего изучения химии.
4. Актуализация знаний учащихся по изучаемой теме (что я знаю о том, где и в каком виде вода встречается в природе, о ее составе)
5. Изучение нового материала:
1. состав воды (анализ и синтез).
2. Вода в природе (исследовательская работа школьников по изучению чистоты воды).
3. Способы очистки воды: сообщения учащихся, обсуждение, решение ситуативных задач.
6. Закрепление изученного на уроке: формулировка общего вывода, значение правильного поведения человека в природе.
7. Задание на дом (предлагается дифференцированное домашнее задание)
1. для всех: изучить материал параграфа 29, стр. 82-84, выполнить задания 1-4 на стр 87.
2. для любознательных: найти интересный материал о воде и подготовить сообщение (2-3 мин) или презентацию (до 10 слайдов)
3. для самых заинтересованных и трудолюбивых: изучить состояние воды в одном из водоемов возле вашего дома, выявить источники его загрязнения, предложить методы охраны и очистки.
8. Общий итог урока.
9. Рефлексия:
на уроке мне было интересно. . . . .
у меня вызвало затруднение. . .
сегодня меня удивило. . . . .
теперь я могу. . . .
План-конспект урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Начнем наш урок. Проверьте, все ли у вас есть: книга, тетрадь, дневник, ручка и, самое главное, желание изучать химию. Все ли в классе? Итак, сегодня мы продолжаем изучать тему «Вода». Мы с вами уже много знаем о воде и ее свойствах, научились решать практические задачи на приготовление растворов, вы и сегодня все справитесь с заданиями урока. Презентация «Вода4 – приглашение в урок» ). II проверка домашнего задания. Прежде чем изучать новый материал о воде, вспомним, что мы с вами уже знаем. Возьмите свои маршрутные листы (приложение 1) и выполните первое задание – терминологический диктант: запишите необходимые термины. У вас 3 минуты. Справились? Проверим, все ли верно. (слайд с ключом Вода_4). Выполним задание №2 – решим задачу.
Проверим, все ли справились. Молодцы! (Оценка за выполнение каждого задания. )
III Мотивация учебной деятельности. (презентация Вода_4) В. И. Вернадский сказал о воде: «Вода стоит особняком в истории нашей планеты. Картина видимой природы определяется водой. Нет тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных, самых грандиозных геологических событий». Как вы понимаете это высказывание?
Запишем сегодняшнее число и тему урока: «Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Вода в природе и способы ее очистки». Обратите внимание на доску, пишите правильно! Мы с вами на уроках стараемся сами получать знания. На этом уроке мы тоже критически прочитаем текст учебника, попробуем ответить на проблемные вопросы, а если не получится – обратимся к дополнительной литературе при выполнении домашнего задания. Кроме того, сегодня на уроке мы будем исследователями природы – определим чистоту воды из разных источников. Давайте вместе подумаем, какую цель поставим перед собой. Итак наша цель: познакомиться с методами определения состава воды, выяснить, какую роль играет вода в природе, познакомиться с источниками загрязнения и способами очистки воды.
…. .
2. Вода в природе (исследовательская работа школьников по изучению чистоты воды из разных источников). |
Приветствуют учителя, проверяют, все ли в наличии.
Выполняют задание 1: дописывают предложения, вписывая термины и формулы. Взаимопроверка по ключу, представленному на слайде.
Учащиеся выполняют задание 2 в маршрутных листах – решают задачу. 1 ученик у доски записывает решение, остальные проверяют правильность.
Обсуждают высказывание о роли воды в природе, дают объяснение роли воды на земле.
Учащиеся записывают число и тему урока.
Учащиеся предлагают цель: познакомиться с методами определения состава воды, узнать, какую роль играет вода на земле, какие есть способы очистки воды, почему и чем вода загрязнена.
|
приложение 5
Список литературы
1. Программа по химии 8-9 класс.
2. Рудзитис, Фельдман Химия 8 класс. – М. . «Просвещение» 2008г.
3. Давыденко Т. М. , Тонков Е. В. «Проектирование учебного занятия», учебное пособие – Белгород, изд БелГУ, 2002 г.
4. В. Г. Денисова «Химия. Система подготовки к итоговому экзаменационному тестированию» – Волгоград, изд. Учитель, 2007г
5. Марк Колтун «Мир химии». Москва, ДЛ, 1988г
6. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Химия/авт. -сост. А. Савина. М. ; ООО АСТ-ЛТД, 1998 г.
7. http://chemworld. narod. ru/public/water. html
Т. Ф. Черкашина, МБОУ "Краснокутская ООШ", с. Красный Куток Борисовский район, Белгородская область
Метки: Химия