Урок по теме: «Оксиды углерода»
Урок по теме: «Оксиды углерода»
Цели урока: Образовательные: Рассмотреть строение, физические свойства, химические свойства, получение и применение угарного и углекислого газов, продолжить формирование знаний о степени окисления, умений написания химических реакций.
Воспитательные: Реализуются осознанным усвоением материала, учебные задания являются действенным средством воспитания трудолюбия, настойчивости, характера, продолжаем следить за культурой речи, формой записи и их правильностью.
Развивающие: Проявяются в результате формирования научно-теоретического, логического мышления, развиваются умения сравнивать на уроках химии, умение обобщать и делать выводы на основе нового и ранее изученного материала, выделять главное, конкретизировать.
Оборудование: соляная кислота, мел, известковая вода, прибор для получения газов, пробирки, спиртовка, спички.
Ход урока.
Сегодня нам предстоит познакомится с двумя братьями: один– яд, а другой обеспечивает нас пищей; один способен гореть и поэтому является топливом, а другой– сам образуется в результате горения , но при этом используется для тушения пожаров; один постоянно образуется в каждой нашей клетке, а попадание другого в наш организм может закончится смертью. Кто они эти столь непохожие друг на друга братья? Уточняем «фамилии братьев»– оксиды углерода, добавляем личные имена каждого ( оксид углерода(2) и оксид углерода(4) ) и напоминаем их прозвища– угарный газ и углекислый газ.
( на доске записывается тема урока )
Учащиеся определяют цель урока, формируя вопрос, на который они хотели бы получить ответ.
• Каковы физические и химические свойства этих веществ?
• Каково строение их молекул?
• Где применяются эти вещества?
• Как их можно получить?
• Если мы назвали их братьями, то почему они такие разные?
• Есть ли между ними сходство?
• Что между ними больше: сходного или различного?
Уточняем,что в основе изучения материала будет логическая операция– сравнение.
Уточняем цель: в ходе сравнения мы познакомимся с двумя веществами, но наша задача глубже: выяснить, что между ними больше– сходства или различий и попытаться найти причины, объясняющие сходство и различие.
Следующий этап: выделение признаков сравниваемых объектов.
Можно предложить учащимся на черновиках записать всё, что им известно о каждом веществе. Можно индивидуально или в парах. А можно по ходу фронтальной беседы делать краткие записи на доске. Учащиеся легко поймут, что знания об этих веществах пока бессистемны и недостаточны для полного сравнения. Кроме того, они увидят потребность в систематизации имеющейся информации.
Критерии сравнения: качественный и количественный состав;
степень окисления;
физические свойства;
химические свойства;
способы получения;
применение;
Далее вместе с учащимися заполняем таблицу.
Оксиды углерода
Критерии сравнения | Сходство | Угарный газ– СО |
Углекислый газ– СО2 |
1. Состав: Качественный количественный |
С; О С – 1 атом |
О – 1 атом
|
О – 2 атома |
2. Тип химической связи. | Ковалентная полярная | ||
3. Степень окисления. | О-2
|
С+2 | С+4 |
4. Физические свойства: Агрегатное состояние; Цвет; Запах; Раств-ть в воде; Плотность по воздуху; |
Газы (н. у. )
б/цв не имеют |
Малораств. Немного легче (28/29) |
Лучше раств. Тяжелее (44/29) |
5. Действие на организм. | Яд, образует с гемоглоб. крови прочные х/м соединения, т . к. степень окисления углерода +2 | Образуется в клетках тела. | |
6. Химические свойства. – Горение
– окисл-восст. свойства
– способность к образованию солей
– взаимод. с водой – взаимод. со щелочами – взаимод. с оксидами металлов
7. Получение
8. Применение |
|
2СО+О2=2СО2
Окисляется, проявляя восстановит. cвойства СО+СuO=CO2+C
Несолеобразующий
Не взаимод. с водой. Не взаимод.
Происходит восстановление металлов CO+CuO=CO2+Cu
CO2+CO=2CO
Топливо, восстанови-тель металлов, в органическом синтезе. |
Не горит
Восст-ся, прояв. Окислительные свойства СО2+2Mg=2MgO+C CO2+C=2CO
Солеобразующий, кислотный
СО2+Н2О=Н2СО3
СО2+2NaOH= Na2CO3+H2O
Образуется соль CO2+CuO=CuCO3
CaCO3=CaO+CO2 C+O2=CO2 Na2CO3+2HCl= 2NaCl+CO2+H2O
Получение соды, сахара, тушение пожаров, газ. вода, «сухой лёд», хранение продуктов. |
ВЫВОД:
При одинаковом качественном составе угарный и углекислый газ имеют разные химические свойства, а следовательно, и разные области применения.
Различия в физических и химических свойствах объясняются различием в степенях окисления атомов углерода и разным количественным составом молекул рассмотренных веществ.
Некоторое сходство физических свойств можно объяснить сходством качественного состава.
Н. А. Антышева, МКОУ СОШ с УИОП пгт Нагорск, Кировская область
Метки: Химия