Урок по теме «Галогены»
Урок по теме «Галогены»
Цель урока:
На основе анализа положения галогенов в периодической системе элементов рассмотреть и сформировать знания о строение атомов галогенов, свойствах галогенов.
Задачи урока:
Образовательная. Формировать знания учащихся по теме неметаллы, дать понятие о галогенах их положении в ПСХЭ, строении атомов, свойствах, биологическом значении и применении, уметь применять полученные знания и умения на практике.
Развивающая. Развивать умения давать характеристику химическим элементам седьмой группы главной подгруппы, простым и сложным веществам, образованных этими элементами, развивать творческие навыки, мышление, интерес к химии, навыки работы с дополнительной литературой, работы в Интернете, создания мультимедийной информации.
Воспитательная. Воспитывать творческое отношение к учебе, интерес к предмету, повышение самооценки учащихся, трудолюбие.
Методы обучения: репродуктивный, поисковый, исследовательский, использование Интернет-ресурсов, метод коллективного принятия решения
Тип урока: изучение нового материала.
Форма организации занятий: учебный проект.
Типология проекта: иформационно – исследовательский, краткосрочный, межпредметный.
книги, дидактические карточки, таблицы, компьютер.
Оборудование и реактивы: мультимедийный проектор, книги, дидактические карточки, таблица Д. И. Менделеева, таблица растворимости, опорная схемы по теме класс «Галогены», пробирки, штативы, кислота, щелочь, вода, индикаторы.
Форма организации работы в классе: классно-урочная, групповая, индивидуальная.
Содержание урока:
I. Организационный момент (Взаимное приветствие учащихся и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку)
Стадия вызова:
Учитель: Прежде, чем сообщить тему сегодняшнего урока, я загадаю Вам загадки, а Вы должны угадать, о чем пойдет речь на уроке.
1. Красив в кристаллах и парах, на детей наводит страх. (Йод).
2. Самой сильной из кислот имя галоген дает? (Ответ: Хлорная кислота).
II. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала. Активация опорных знаний и умений.
Учитель: (открывает презентацию по теме «Галогены» и произносит информацию, обеспечивает мотивацию и принятие учащимися задач урока).
Тема урока сегодня «Галогены» – элементы седьмой группы, главной подгруппы. Их всего пять – это F, CI, Br, I, At. Но астат – радиоактивный элемент, поэтому в школьном курсе химии о нем разговор не ведут.
В виду того, что информации об этих элементах очень много, изучать эту тему мы будем в рамках проекта.
Цели проекта:
Øизучить положение галогенов в ПСХЭ, строение их атомов;
Øизучить распространение галогенов и их соединений в природе, их роль в природе и жизни человека;
Øизучить физические свойства галогенов;
Øизучить химические свойства галогенов;
Øизучить медико – биологическое значение галогенов;
Øузнать о применение галогенов;
Øсоздать мультимедийное пособие и презентовать наш проект.
III. Этапы работы над проектом.
1. Формирование групп учащихся:
– теоретики (учащиеся, которые быстро и хорошо ориентируются в информации);
– практики (хорошо знают правила по технике безопасности, умеют работать с химическими реактивами, веществами, посудой);
– физики (учащиеся, которые умеют проявлять наблюдательность, находить черты сходства и различия);
– химики(учащиеся, которые имеют логическое мышление и умеют проявлять наблюдательность, обьяснять химические процессы);
– медики– биологи (учащиеся, которые проявляют интерес к медицине);
– лирики (учащиеся, которые не испытывают особого интереса к химии);
– Web– дизайнеры (учащиеся, которые интересуются компьютерными технологиями).
Каждая группа получает инструктивную карту, на которой напечатан план изучения области темы. Далее предлагаю определить лидера в группе, записать состав всей группы на карте и приступить к работе над проектом.
Инструктивная карта «ТЕОРЕТИКИ»
Цель: изучить строение атомов и молекул галогенов.
1. Как и кем были открыты галогены?
2. Где в ПСХЭ расположены галогены?
3. Дайте характеристику элементов – галогенов по их положению в ПСХЭ Д. И. Менделеева.
4. Почему галогены называют «солеобразующими».
5. Охарактеризуйте галогены – простые вещества. Какие химические связи существуют в галогенах – простых веществах.
Инструктивная карта «ПРАКТИКИ»
Цель: изучить нахождение галогенов в природе, получение галогенов, их применение в промышленности и значение в природе.
1. В каком виде (свободном или связанном) встречаются галогены в природе?
2. Назовите важнейшие соединения хлора и их применение в промышленности.
3. Назовите важнейшие соединения фтора и их применение в промышленности.
4. Где в природе находятся бром и йод?
5. Как получают галогены?
Инструктивная карта «ФИЗИКИ»
Цель: изучить физические свойства галогенов по плану:
1. Агрегатное состояние галогенов в обычных условиях.
2. Цвет.
3. Запах.
4. Температура плавления и кипения.
5. Выяснить, почему бром и йод хранят в запаянных ампулах.
Инструктивная карта «ХИМИКИ»
ØТеоретическая часть.
1. Как взаимодействуют галогены с металлами, с водородом (напишите уравнение химических реакций).
2. Как расположены галогены в ряду активности?
3. Как галогены взаимодействуют с водой?
4. Какие соли образуют галогеноводородные кислоты?
ØПрактическая часть.
1. Как в растворе определить хлорид –,бромид-, иодид – ионы?
2. Проведите качественные реакции между солями галогенов и нитратом серебра. Расскажите, что вы наблюдали. Напишите уравнения реакций.
Инструктивная карта «МЕДИКИ-БИОЛОГИ»
Цель: медико – биологическое значении галогенов.
1. Какое значение в организме человека имеет фтор, что происходит при его недостатке?
2. Фториды и экологическая обстановка. В чем угроза?
3. Для чего организму нужен хлор? Йод?
4. В каких продуктах содержатся микроэлементы – галогены.
5. Разработайте рекомендации по правильному питанию и здоровому образу жизни.
Инструктивная карта «ЛИРИКИ»
Цель: подготовить «лирическое выступление»
1. Составьте кроссворд «Галогены», в котором отразите свойства, значение, применение.
2. Сочинить стихотворения, частушки, сказки с названиями химических элементов седьмой группы, главной подгруппы.
Инструктивная карта «WEB –ДИЗАЙНЕРЫ»
Цель: составить презентации из материалов, подобранных группами учащихся.
1. Составить заготовки слайдов для слайд – лекции (выбрать фон, создать титульный лист).
2. Указать название слайдов:
Øгалогены в природе. Получение и применение;
Ø«галогены»
Øфизические свойства галогенов;
Øхимические свойства галогенов;
Øмедико – биологическое значение галогенов;
Øлирическое отступление.
3. Найти в Интернете картинки, фотографии, рисунки по изучаемой теме.
4. Собрать в рабочих группах информацию для слайдов и создать презентацию.
5. Сопровождать защиту проекта соответствующими слайдами.
2. Поиск информации.
Учащимся предлагается найти ответы на вопросы, указанными в инструктивной карте. Учащиеся работают с учебником, дополнительной литературой, интернетом.
3. Обработка информации.
Учащиеся в группах готовят выступление – защиту проекта, определяют из своей группы выступающего.
4. Защита проекта.
Представители каждой группы презентуют свою работу, рассказывают о своих достижениях.
IV. Итоги урока, оценки.
Предлагаю лидерам группы оценить работу участников группы, учитывая степень участия в проекте, делаю свой комментарий к подготовке информации группы.
V. Рефлексия.
Учитель. Ребята, вы проделали глобальную работу. Какое у вас настроение? Какое открытие вы сегодня совершили сами для себя. Прошу Вас поднимите смайлик, который выражает, настроение результат вашей работы.
А. И. Мусатова, МБОУ СОШ № 62, хутор Павловский, Крымский район, Краснодарский край
Метки: Химия