Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

  • Библиотека
  • Информатика
  • Практическое применение модульно-рейтинговой технологии преподавания базового курса информатики

Практическое применение модульно-рейтинговой технологии преподавания базового курса информатики

Практическое применение модульно-рейтинговой технологии преподавания базового курса информатики

На современном этапе развития образования наблюдается постепенный отказ от приоритетного формирования знаний, умений и навыков в чистом виде. Центр тяжести переносится на формирование и развитие способностей учащихся, особенно способности к самообразованию, к самостоятельному получению знаний, умений и отработке навыков. Все эти категории входят в понятие «компетентность». Воспитание компетентного человека становится конечной целью образовательного процесса в средней школе.

Я преподаю информатику с 1985 года, то есть с момента введения этого предмета в программу средней общеобразовательной школы. Прошла все этапы развития и становления этого предмета: безмашинный курс, программирование на отечественных «Электроника БК-0010», введение изучения информатики в начальной и неполной средней школе, массовый переход на использование IBM-PC-совместимых компьютеров. В обычных средних школах на изучение предмета «Информатика» в начальном и среднем звене отводится один час в неделю. Этого времени катастрофически мало для полного и глубокого изучения такого серьезного предмета. Передо мной всегда стояла проблема: уделяешь внимание теоретическому материалу – не остается времени на практические работы, серьезно займешься практикой – некогда изучать теорию. Другой проблемой было объективное оценивание по этому предмету, так как дети находились в неравных условиях. Кто-то имел дома компьютер и навыки работы на нем, а у кого-то возможность научиться была только в школе.

Найти выход из сложившейся многолетней проблемы мне помогла модульная технология преподавания информатики и рейтинговая система оценки. В них я увидела рациональное зерно и путь к повышению собственной компетентности и компетентности учащихся. Использование модульно-рейтинговой технологии (МРТ) преподавания базового курса информатики позволило мне:

– сократить время на изучение теоретической части за счет дифференциации содержания учебного материала и увеличения доли самостоятельной работы учащихся;

– повысить объективность оценки усвоения знаний, навыков и умений за счет эффективной системы контроля и применения рейтингового принципа оценивания;

– формировать у учащихся навыки самообразования, мобильность знаний, активность в учебной деятельности.

Модульная технология известна с 1972 года. После Всемирной конференции ЮНЕСКО 1972 года в Токио, обсуждавшей проблемы просвещения взрослых, она была рекомендована как наиболее пригодная для непрерывного обучения. Затем ценность этой технологии была определена не только для взрослых, но и для молодежи. Практическая и научная актуальность модульной технологии заключается:

– в сочетании новых подходов к обучению и традиций, накопленных с момента возникновения обычного комбинированного урока;

– в постепенности в обучении, поэтапном формировании умственных действий, что позволяет избежать шока у учащихся;

– в активности ученика в учебной деятельности, при которой он сам оперирует учебным содержанием, что ведет к более прочному и осознанному усвоению.

Моей задачей было создание адекватной учебной системы, включающей в себя циклическое (модульное) построение учебного материала с преобладающей учебно-познавательной деятельностью ученика и системы контроля с применением рейтингового принципа оценивания. Чтобы эта система реально работала необходимо:

– определить главную идею курса. Поставить конечную дидактическую цель. Сформировать частные дидактические цели;

– разбить курс на модули;

– составить тематическое планирование с указанием порядкового номера модуля в теме или разделе;

– сформировать содержание каждого модуля. Описать модули и определить их тип;

– разработать систему контроля по каждому модулю;

– выполнить разбалловку, применяя принцип рейтинга;

– обеспечить учащихся дидактическими материалами. Подготовить оценочные листы.

Приведу пример создания такой системы изучения информатики в 7 классе с использованием учебника И. Г. Семакина. Курс разбила на четыре модуля:

1) Понятие информации. Системы счисления. – 8 ч.

2) Устройство персонального компьютера. Программное обеспечение. – 10 ч.

3) Тексты в компьютерной памяти. Текстовые редакторы. – 9 ч.

4) Компьютерная графика. Графические редакторы. – 7 ч.

Сделала тематическое планирование и описание содержания теоретической и практической части каждого урока модуля по схеме:

№ урока

тема

теория

практика

вид отчета

балл

Модуль 1. Понятие информации. Системы счисления.

домашн.

практ.

тест

1

Введение в предмет.

Информатика как наука. Компьютер – универсальное средство для работы с информацией.

Знакомство с компьютерным классом, своим рабочим местом. ТБ и правила поведения в кабинете информатики.

№ 1

4

2

Информация и знания. Виды информации.

Информация как знания человека. Декларативные и процедурные знания. . Виды информации по способу восприятия и форме представления.

Знакомство с клавиатурой. Работа с клавиатурным тренажером.

№ 2

6

3

Определила тип каждого модуля:

1 модуль информационный, так как главное в нем – объем информации по теме;

2 модуль смешанный – теоретический материал и формирование и развитие способов деятельности практически преобладают в равных долях;

3 модуль операционный, так как главное в нем – формирование и развитие практических навыков;

4 модуль тоже смешанный.

Следует отметить, что большинство модулей базового курса смешанного типа. Модули можно также различать по месту в модульной программе курса: начальный, базовый, моновалентный – служит базой для одного очередного модуля и поливалентный – служит базой для двух или более следующих за ним модулей. По видам деятельности учеников и учителя на уроке модули бывают: с доминирующей деятельностью ученика по сравнению с обучающей деятельностью учителя; с полной самостоятельной деятельностью ученика.

Система контроля по модулям включает в себя домашние задания, практические работы, контрольное и итоговое тестирование. При подборе заданий и практических работ использую методическое пособие «Преподавание базового курса информатики в средней школе» авторов И. Г. Семакина и Т. Ю. Шеиной. Для каждого ученика делаю сборник домашних заданий, в классе на каждое рабочее место сборник с описанием содержания и хода практических работ, при проведении тестирования использую автоматизированную систему тестирования AS TEST, которая позволяет создавать тесты с любым количеством вопросов, фиксирует и сохраняет результат выполнения теста, позволяет анализировать ошибки.

У каждого ученика в тетради имеется оценочный лист, в который он заносит полученные баллы за все контрольные мероприятия по модулю и, таким образом, сам ведет учет своих успехов. Пример такого листа:

Оценочный лист за модуль 1 ученика ______________________________________

Вид

контроля

Домашнее задание

Тест

Практ.

работа

Рейтинг

Оценка

за

модуль

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№0

№1

№ 1

Баллы

Подсистема контроля основана на объективном измерении знаний учащихся. Систематическое (на каждом уроке) измерение знаний учащихся принципиально отличает МРТ от традиционного обучения, опирающегося на субъективное оценивание знаний. По всем видам контроля подбираются задания, и определяется количество баллов за каждый вид работы.

Разбалловка – распределение баллов по всем контрольным мероприятиям курса – является важной процедурой МРТ. Общий принцип разбалловки – число баллов пропорционально времени, отводимому на выполнение задания. Я использую многобалльную систему. В начале каждого учебного года принимается локальный акт по школе, согласно которому оценивание по информатике в 7-9 классах осуществляется по многобалльной системе. За каждый урок в классный журнал я выставляю не оценки, а баллы. Количество заработанных баллов за модуль составляет контрольный рейтинг учащегося. Кроме контрольного использую еще промежуточный рейтинг, который в любой момент времени равен сумме баллов, набранных к этому моменту по всем видам работ. А также максимальный рейтинг, равный сумме баллов, заработанной учащимся за весь курс. Рейтинг учащегося в любой момент времени можно перевести в привычную нам пятибалльную шкалу, установив определенные пороги, например: «5» – 75% от рейтинга, «4» – 60%, «3» – 50%. Эти пороги можно изменять, но они должны быть стабильными в течение всего учебного года. Можно использовать также поощрительный балл (за прилежание), который составляет 5-10% от контрольного рейтинга и учитывается только при выставлении оценки, но не влияет на текущий рейтинг учащегося.

Чтобы избежать рутинной работы при подсчете рейтинга учащихся, которая требует много времени, создала в Excel электронный журнал, в котором с помощью соответствующих формул подсчитывается текущий и контрольный рейтинг, а затем переводится в пятибалльную систему оценки для выставления результатов успеваемости за четверть.

Практический опыт применения модульно-рейтинговой технологии дал свои результаты, которые выразились в положительной динамике успеваемости и качества знаний в классах, в которых она применялась. Например, успеваемость за 2006-2007 учебный год в 7а классе:

Следующим положительным моментом считаю непрерывность в обучении – исчезли «белые пятна» в знаниях по информатике. В электронном журнале практически нет «нулей», то есть невыполненных заданий. У учеников появилась неподдельная заинтересованность в своих учебных результатах. Каждый учащийся, стремясь набрать максимальный рейтинг, выполняет все задания из своих дидактических материалов, самостоятельно отрабатывая теоретический материал курса, работая с учебником и дополнительной литературой. Практические работы и тесты выполняют на дополнительных занятиях, если пропустили урок или получили недостаточное количество баллов. У детей сложилось отношение к оценке не как к «наказанию» или «поощрению», а как к результату своей работы, они поняли, что не я (учитель) ставлю оценки, а они сами, своим трудом и старанием зарабатывают их. Это также является положительной чертой рейтинговой системы оценивания.

В заключении хочу отметить основные положительные черты модульно-рейтинговой технологии обучения:

– направленность на формирование мобильности знаний, критичности мышления учащихся;

– вариативность структуры модулей;

– дифференциация содержания учебного материала;

– обеспечение индивидуализации учебной деятельности;

– сокращение учебного времени без ущерба для глубины и полноты знаний учащихся;

– эффективная система рейтингового контроля и оценки усвоения знаний;

– высокий уровень активизации учащихся на уроке;

– формирование навыков самообразования.

Не всегда применение какой-либо технологии дает положительные результаты. Только практический опыт применения может выявить недостатки и достоинства той или иной системы обучения. К условиям эффективности модульной технологии можно отнести:

– соответствие уровня данного коллектива обучаемых структуре модульной программы, поэтому нужно создавать адекватную учебную систему, исходя из объективных и субъективных условий;

– соответствие возрастных особенностей психического развития применяемой технологии. Так, для учащихся 5-го класса модульная система не совсем подходит, потому что у них нет достаточных навыков самостоятельной работы;

– возможность применения модульной технологии к данному содержанию образования;

– владение учителем модульной технологией, его высокая мотивация в отработке данной системы обучения.

Приложение 1. Электронный журнал результатов.

Приложение 2. Презентация к выступлению на районном методическом объединении учителей физико-математического цикла по теме «Модульно-рейтинговая технология обучения информатике в 7 классе».

О. В. Удова, МОУ Дашковская СОШ, п. Большевик, Серпуховский район, Московская область

Метки: Информатика