Тема: Исполнитель алгоритмов Пожарный. Команды с параметрами. 3 класс
Тема: Исполнитель алгоритмов Пожарный. Команды с параметрами. 3 класс
Цель: знакомство с системой команд исполнителя алгоритмов Пожарный.
Задачи:
Обучающая:
- Познакомить учащихся с системой команд исполнителя Пожарный.
- Вести пропедевтику понятия системы координат (адрес объекта на клетчатом поле).
- Способствовать использованию системы команд Пожарного при выполнении алгоритмов, команд с параметрами.
Развивающая:
- Развивать алгоритмическое мышление, пространственное воображение, внимательность.
- Развивать умение применять ранее полученные знания при изучении нового материала.
- Развивать навыки работы за компьютером.
Воспитывающая:
- Повышать и развивать интерес к предмету “информатика”.
- Воспитывать бережное отношение к природе, лесу.
- Прививать навыки самостоятельной работы.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Вид урока: Комбинированный
Методы: объяснительно-иллюстративный; словесный (фронтальная беседа); наглядный (демонстрация компьютерной презентации); практический; взаимопроверка; рефлексия.
Средства обучения: авторская презентация; Е. П. Бененсон, А. Г. Паутова «Методическое пособие»; Е. П. Бененсон, А. Г. Паутова Учебник-тетрадь «Информатика» 3 класс; программа «Пожарный»; технические (ЭВМ, мультимедиа проектор с экраном).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым исполнителем алгоритмов. С каким, узнаете чуть позже.
II. Подготовка учащихся к восприятию нового материала и повторение основных понятий прошлых уроков.
А сейчас давайте вспомним, каких исполнителей мы уже знаем.
Определите: (слайд 2)
– Кто находится в клеточке с адресом (5, 4)? Какие команды он понимает?
– Как называется исполнитель, который находится в клетке с адресом (3, 2)? (2, 3)? Их система команд?
– Назовите адрес клетки, в которой находится Мышка-художник? А Чертёжник? Какие команды могут они выполнять?
– Кто находится в клетке с адресом (2, 5)? Познакомьтесь – это Пожарный.
III. Объяснение нового материала.
– Исполнитель алгоритмов Пожарный тушит горящий лес.
– А в реальности чем занимаются пожарные?
– Как они тушат пожары в лесу? С помощью какой техники? (беседа).
– И у пожарных, и у исполнителя алгоритмов Пожарного есть план, на котором лес разбит на квадраты. Каждый пожар занимает определенный квадрат.
– Посмотрите (с. 46 учебника и слайд 3), что умеет делать Пожарный.
Команда | Краткая запись | Действие исполнителя |
НАБЕРИ ВОДЫ | Н | Летит к водоёму и полностью заполняет водой бак, который вмещает 800 литров. |
ЛЕТИ (X, Y) | Л (X, Y) | Летит к квадрату с адресом (X, Y). X – номер столбца, Y – номер квадрата |
ТУШИ (L) | Т (L) | Выливает на пожар L литров воды. |
– Как называется первая команда в таблице?
– Что делает исполнитель, встретив в алгоритме эту команду? Прочтите.
– Следует ли из прочитанного описания команды, что её можно использовать только, если бак пуст?
– Что будет, если Пожарный встретит данную команду, когда в баке 300 литров воды?
– Прочтите две другие команды. Что обозначено буквой L в команде ТУШИ?
– Команды с параметром кто из известных нам исполнителей понимает?
– Сколько параметров у команды ЛЕТИ? Назовите их.
– Обратите внимание на столбец «Краткая запись». У кого из исполнителей вы могли использовать краткую запись команд при составлении алгоритма?
– Ребята! Таблица называет не все команды Пожарного. Ещё он умеет выполнять команду присваивания значения переменной. С переменными он работает так же, как это делали Считайка и Чертёжник.
IV. Первичное закрепление изученного материала.
1) Давайте прочитаем алгоритм «Пример» на с. 46 учебника.
– Сколько литров воды вылил Пожарный, выполняя алгоритм «Пример»?
– Где записано это число? Как называются такие команды?
– Сколько воды осталось у Пожарного после выполнения алгоритма?
2) Выполним алгоритмы для исполнителя Пожарный (с. 47, № 41).
3) Самостоятельно – с. 47, № 42. После выполнения – взаимопроверка.
V. Физминутка. (слайд 4)
Поработали, ребятки!
А теперь – все на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно!
VI. Практическая работа на компьютере. (Программа «Пожарный»).
Помогите выполнить алгоритм Пожарному, используя клавиатуру (клавиши управления курсором: влево, вправо, вверх, вниз, клавишу Enter).
VII. Итог урока. Рефлексия.
Выскажитесь одним предложением, выбирая начало фразы:
– Сегодня я узнал…
– Было интересно…
– Было трудно…
– Я понял, что…
– Я попробую…
Всем спасибо! Молодцы!
Домашнее задание: стр. 48, № 44.
С. В. Мальчук, МБОУ "ООШ № 7", г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Метки: Информатика