Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Тема: Исполнитель алгоритмов Пожарный. Команды с параметрами. 3 класс

Тема: Исполнитель алгоритмов Пожарный. Команды с параметрами. 3 класс

Цель: знакомство с системой команд исполнителя алгоритмов Пожарный.

Задачи:

Обучающая:

    • Познакомить учащихся с системой команд исполнителя Пожарный.
    • Вести пропедевтику понятия системы координат (адрес объекта на клетчатом поле).
    • Способствовать использованию системы команд Пожарного при выполнении алгоритмов, команд с параметрами.

Развивающая:

    • Развивать алгоритмическое мышление, пространственное воображение, внимательность.
    • Развивать умение применять ранее полученные знания при изучении нового материала.
    • Развивать навыки работы за компьютером.

Воспитывающая:

    • Повышать и развивать интерес к предмету “информатика”.
    • Воспитывать бережное отношение к природе, лесу.
    • Прививать навыки самостоятельной работы.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вид урока: Комбинированный

Методы: объяснительно-иллюстративный; словесный (фронтальная беседа); наглядный (демонстрация компьютерной презентации); практический; взаимопроверка; рефлексия.

Средства обучения: авторская презентация; Е. П. Бененсон, А. Г. Паутова «Методическое пособие»; Е. П. Бененсон, А. Г. Паутова Учебник-тетрадь «Информатика» 3 класс; программа «Пожарный»; технические (ЭВМ, мультимедиа проектор с экраном).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым исполнителем алгоритмов. С каким, узнаете чуть позже.

II. Подготовка учащихся к восприятию нового материала и повторение основных понятий прошлых уроков.

А сейчас давайте вспомним, каких исполнителей мы уже знаем.

Определите: (слайд 2)

– Кто находится в клеточке с адресом (5, 4)? Какие команды он понимает?

– Как называется исполнитель, который находится в клетке с адресом (3, 2)? (2, 3)? Их система команд?

– Назовите адрес клетки, в которой находится Мышка-художник? А Чертёжник? Какие команды могут они выполнять?

– Кто находится в клетке с адресом (2, 5)? Познакомьтесь – это Пожарный.

III. Объяснение нового материала.

– Исполнитель алгоритмов Пожарный тушит горящий лес.

– А в реальности чем занимаются пожарные?

– Как они тушат пожары в лесу? С помощью какой техники? (беседа).

– И у пожарных, и у исполнителя алгоритмов Пожарного есть план, на котором лес разбит на квадраты. Каждый пожар занимает определенный квадрат.

– Посмотрите (с. 46 учебника и слайд 3), что умеет делать Пожарный.

Команда

Краткая запись

Действие исполнителя

НАБЕРИ ВОДЫ

Н

Летит к водоёму и полностью заполняет водой бак, который вмещает 800 литров.

ЛЕТИ (X, Y)

Л (X, Y)

Летит к квадрату с адресом (X, Y).

X – номер столбца,

Y – номер квадрата

ТУШИ (L)

Т (L)

Выливает на пожар L литров воды.

– Как называется первая команда в таблице?

– Что делает исполнитель, встретив в алгоритме эту команду? Прочтите.

– Следует ли из прочитанного описания команды, что её можно использовать только, если бак пуст?

– Что будет, если Пожарный встретит данную команду, когда в баке 300 литров воды?

– Прочтите две другие команды. Что обозначено буквой L в команде ТУШИ?

– Команды с параметром кто из известных нам исполнителей понимает?

– Сколько параметров у команды ЛЕТИ? Назовите их.

– Обратите внимание на столбец «Краткая запись». У кого из исполнителей вы могли использовать краткую запись команд при составлении алгоритма?

– Ребята! Таблица называет не все команды Пожарного. Ещё он умеет выполнять команду присваивания значения переменной. С переменными он работает так же, как это делали Считайка и Чертёжник.

IV. Первичное закрепление изученного материала.

1) Давайте прочитаем алгоритм «Пример» на с. 46 учебника.

– Сколько литров воды вылил Пожарный, выполняя алгоритм «Пример»?

– Где записано это число? Как называются такие команды?

– Сколько воды осталось у Пожарного после выполнения алгоритма?

2) Выполним алгоритмы для исполнителя Пожарный (с. 47, № 41).

3) Самостоятельно – с. 47, № 42. После выполнения – взаимопроверка.

V. Физминутка. (слайд 4)

Поработали, ребятки!

А теперь – все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно!

VI. Практическая работа на компьютере. (Программа «Пожарный»).

Помогите выполнить алгоритм Пожарному, используя клавиатуру (клавиши управления курсором: влево, вправо, вверх, вниз, клавишу Enter).

VII. Итог урока. Рефлексия.

Выскажитесь одним предложением, выбирая начало фразы:

– Сегодня я узнал…

– Было интересно…

– Было трудно…

– Я понял, что…

– Я попробую…

Всем спасибо! Молодцы!

Домашнее задание: стр. 48, № 44.

С. В. Мальчук, МБОУ "ООШ № 7", г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область

Метки: Информатика