Интегрированный урок по русскому языку и информатике, 11 класс
Интегрированный урок по русскому языку и информатике, 11 класс
Тема урока:
Русский язык – «Тире между подлежащим и сказуемым»
Информатика – «Вероятностный подход к определению количества информации»
Цель урока:
Русский язык – Повторение пройденного материала по темам: «Грамматика», «Орфограммы в корне слова», «Окончания имен существительных», «Правописание числительных»
Закрепление полученных знаний по теме: «Тире между подлежащим и сказуемым».
Информатика – Формирование умений и навыков решения задач по теме: «Нахождение количества информации»
Закрепление навыков работы с программой «Калькулятор», с текстовым редактором MS Word по темам: «Вставка объектов», «Работа с текстом».
Тип урока: Урок-практикум.
Программно-дидактическое обеспечение: ПК, программа «Калькулятор», программа MS Word, проектор, программа MS Power Point, готовая презентация, раздаточный материал.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Основная часть.
- Даны предложения-примеры. И таблица типа: «Тире ставится – не ставится». Составьте и заполните таблицы:
Таблица №1 «Тире ставится» (схемы-примеры).
Таблица №2 «Тире не ставится» (схемы-примеры).
Предложения-примеры:
- Обидеть человека легко.
- Голод, как известно, лучший повар.
- Говорить смело – хорошее дело.
- Нерль вблизи замечательная река.
- Трижды три – девять.
- По-русски проститься – значит просить прощения. (Остр. )
- Зло есть качество прирожденное. (М. Г. )
- Грех не беда, молва не хороша. (Гриб. )
- Быть русским, любить Россию – это духовное достояние. (Пришв. )
- Жить – Родине служить.
- Труд для нас наслаждение.
- Скорость машины – сто километров в час.
- Задача науки – постигать законы природы.
- Март только начало весны.
- Ртуть тоже металл.
- Жизнь прожить – не поле перейти.
- Брат инженер на заводе.
- Увы, я не поэт, я лишь пророк, который славит время. (Лугов. )
- Утро туманное, насыщенное парами. (Пришв. )
- Жизнь моя – железная дорога, вечное движение вперед. (М. Алигер)
- Земля как развернутая зеленая книга. (Пришв. )
- Его слова правдивы.
- Три и семь – любимые числа в народных сказках.
- Оказалось, этот дом ничей.
Таблица№1
Тире ставится | Тире не ставится |
Сущ. (им. п. ) – сущ. (им. п. ) | Сущ. + связка + сущ. |
Неопр ф. гл. – неопр. ф. гл. | Сущ. + НЕ + сущ. |
Неопр. ф. гл. – сущ. | Сущ. + как (будто, словно, точно, что)+ сущ. |
Сущ. – неопр. ф. гл. | ______ несогл. втор. член . |
Числ. – числ. | ______част. . |
Сущ. – числ. | ______союз . |
Числ. – сущ. | ______, вводн. сл. , . |
______ – это, вот, значит + сущ. | В предл. разгов. стиля. |
___ – это, вот, значит + неопр. ф. гл. | Личн. мест . |
______ – НЕ + неопр. ф. гл. | прилаг. , прич. , мест. , наречие. |
Таблица №2
Тире ставится
Сущ. (им. п. ) – сущ. (им. п. ) | Жизнь моя – железная дорога, вечное движение вперед. (М. Алигер) |
Неопр ф. гл. – неопр. ф. гл. | Жить – Родине служить |
Неопр. ф. гл. – сущ. | Говорить смело – хорошее дело. |
Сущ. – неопр. ф. гл. | Задача науки – постигать законы природы. |
Числ. – числ | Трижды три – девять. |
Сущ. – числ | Скорость машины – сто километров в час. |
Числ. – сущ. | Три и семь – любимые числа в народных сказках. |
______ – это, вот, значит + сущ. | Быть русским, любить Россию – это духовное достояние. (Пришв. ) |
___ – это, вот, значит + неопр. ф. гл. | По-русски проститься – значит просить прощения. (Остр. ) |
____ – НЕ + неопр. ф. гл. | Жизнь прожить – не поле перейти. |
Таблица №3
Тире не ставится
Сущ. + связка + сущ. | Зло есть качество прирожденное. (М. Г. ) |
Сущ. + НЕ + сущ. | Грех не беда, молва не хороша. (Гриб. ) |
Сущ. + как (будто, словно, точно, что)+ сущ. | Земля как развернутая зеленая книга. (Пришв. ) |
______ несогл. втор. член . | Труд для нас наслаждение. Нерль вблизи замечательная река. |
______част. . | Март только начало весны. |
______союз . | Ртуть тоже металл. |
______ вводн. сл. . | Голод, как известно, лучший повар. |
В предл. разгов. стиля. | Брат инженер на заводе |
Личн. мест . | Увы, я не поэт, я лишь пророк, который славит время. (Лугов. ) |
прилаг. , мест. , наречие. | Утро туманное, насыщенное парами. (Пришв. ) Обидеть человека легко. Его слова правдивы. Оказалось, этот дом ничей. |
Дано условие задачи.
В школьной библеотеки – шеснатцать стилажей с книгами. На каждом стилаже – восимь полок. Библеотекарь сообщил Пети, что нужная тибе книга находица на пятом стилаже, на третей с верху полки. Какое колличество информацыи библеотекарь передал Пети?
Задание: Исправьте ошибки в тексте. Решите задачу.
В школьной библиотеке шестнадцать стеллажей с книгами. На каждом стеллаже восемь полок. Библиотекарь сообщил Пете, что нужная ему книга находится на пятом стеллаже, на третьей сверху полке. Какое количество информации библиотекарь передал Пете?
Решение:
Существует 16*8 = 128 вариантов местонахождения книги.
Из этого количества вариантов необходимо выбрать один.
Следовательно, N = 128, а I = 7, т. к. 128 = 27.
Ответ: 7 бит.
- Дано условие задачи.
В озере обитает около 12500 окуней, около 25000 пескарей, а карасей и щук по 6250. Сколько информации мы получим, когда поймаем какую-нибудь рыбу?
Задание: Запишите числительные словами. Решите задачу.
Около двенадцати тысяч пятисот, около двадцати пяти тысяч, по шести тысячам двумстам пятидесяти.
Решение:
1. Найдем общее количество рыб в озере: К = 12500 + 25000 + 2-6250 = 50000.
2. Найдем вероятность попадания на удочку каждого вида рыб:
р о = 12500/50000 = 0,25,
р к = 25000 /50000 = 0,5,
р п = 6250 /50000 = 0,125,
р щ =6250/50000 = 0,125.
3. Найдем количество информации:
I = – (0,25*1og20,25 + 0,5*log20,5 + 0,125* log20,125 + 0,125*log20,125) = 1,75 бит.
Ответ: мы получим 1,75 бит информации.
- Дан текст.
Запрос это команда на выполнение определенного вида манипулирования данными из БД.
Существуют следующие типы запросов запрос на выборку и на сортировку запрос на добавление на удаление на обновление.
Результат запроса на выборку таблица, содержащая значения указанных полей и записей удовлетворяющих данным условиям отбора.
Задание: Проверьте, все ли утверждения верны, на месте каких цифр надо поставить: А. тире
Б. двоеточие
В. запятую
Запрос (1) это команда на выполнение определенного вида (2) манипулирования данными из БД.
Существуют следующие типы запросов (3) запрос на выборку и на сортировку (4) запрос на добавление (5) на удаление (6) на обновление.
Результат запроса на выборку (7) таблица (8) содержащая значения указанных полей и записей (9) удовлетворяющих данным условиям отбора.
Ответ:
Запрос – это команда на выполнение определенного вида манипулирования данными из БД.
Существуют следующие типы запросов: запрос на выборку и на сортировку, запрос на добавление, на удаление, на обновление.
Результат запроса на выборку – таблица, содержащая значения казанных полей и записей, удовлетворяющих данным условиям отбора.
А. – 1,7
Б. – 3
В. – 4, 5, 6, 8, 9
- Задание на дом:
Русский язык – Упражнение. №35 (уч. Хлебинской Г. Н. ).
Информатика – Решите задачу:
В классе 30 человек. За контрольную работу по математике получено 15 пятерок, 6 четверок, 8 троек и 1 двойка. Какое количество информации в сообщении о том, что Андреев получил пятерку?
Итоги урока: результаты работы класса, оценка учащихся.
С. В. Цуканова, МБОУ "Ликино-Дулевская гимназия" Орехово-Зуевского района Московской области
Метки: Информатика