Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Интегрированный урок по русскому языку и информатике, 11 класс

Интегрированный урок по русскому языку и информатике, 11 класс

Тема урока:

Русский язык – «Тире между подлежащим и сказуемым»

Информатика – «Вероятностный подход к определению количества информации»

Цель урока:

Русский язык – Повторение пройденного материала по темам: «Грамматика», «Орфограммы в корне слова», «Окончания имен существительных», «Правописание числительных»

Закрепление полученных знаний по теме: «Тире между подлежащим и сказуемым».

Информатика – Формирование умений и навыков решения задач по теме: «Нахождение количества информации»

Закрепление навыков работы с программой «Калькулятор», с текстовым редактором MS Word по темам: «Вставка объектов», «Работа с текстом».

Тип урока: Урок-практикум.

Программно-дидактическое обеспечение: ПК, программа «Калькулятор», программа MS Word, проектор, программа MS Power Point, готовая презентация, раздаточный материал.

Ход урока:

  • Организационный момент.
  • Основная часть.
  1. Даны предложения-примеры. И таблица типа: «Тире ставится – не ставится». Составьте и заполните таблицы:

Таблица №1 «Тире ставится» (схемы-примеры).

Таблица №2 «Тире не ставится» (схемы-примеры).

Предложения-примеры:

  1. Обидеть человека легко.
  2. Голод, как известно, лучший повар.
  3. Говорить смело – хорошее дело.
  4. Нерль вблизи замечательная река.
  5. Трижды три – девять.
  6. По-русски проститься – значит просить прощения. (Остр. )
  7. Зло есть качество прирожденное. (М. Г. )
  8. Грех не беда, молва не хороша. (Гриб. )
  9. Быть русским, любить Россию – это духовное достояние. (Пришв. )
  10. Жить – Родине служить.
  11. Труд для нас наслаждение.
  12. Скорость машины – сто километров в час.
  13. Задача науки – постигать законы природы.
  14. Март только начало весны.
  15. Ртуть тоже металл.
  16. Жизнь прожить – не поле перейти.
  17. Брат инженер на заводе.
  18. Увы, я не поэт, я лишь пророк, который славит время. (Лугов. )
  19. Утро туманное, насыщенное парами. (Пришв. )
  20. Жизнь моя – железная дорога, вечное движение вперед. (М. Алигер)
  21. Земля как развернутая зеленая книга. (Пришв. )
  22. Его слова правдивы.
  23. Три и семь – любимые числа в народных сказках.
  24. Оказалось, этот дом ничей.

Таблица№1

Тире ставится

Тире не ставится

Сущ. (им. п. ) – сущ. (им. п. )

Сущ. + связка + сущ.

Неопр ф. гл. – неопр. ф. гл.

Сущ. + НЕ + сущ.

Неопр. ф. гл. – сущ.

Сущ. + как (будто, словно, точно, что)+ сущ.

Сущ. – неопр. ф. гл.

______ несогл. втор. член .

Числ. – числ.

______част. .

Сущ. – числ.

______союз .

Числ. – сущ.

______, вводн. сл. , .

______ – это, вот, значит + сущ.

В предл. разгов. стиля.

___ – это, вот, значит + неопр. ф. гл.

Личн. мест .

______ – НЕ + неопр. ф. гл.

прилаг. , прич. , мест. , наречие.

Таблица №2

Тире ставится

Сущ. (им. п. ) – сущ. (им. п. )

Жизнь моя – железная дорога,

вечное движение вперед. (М. Алигер)

Неопр ф. гл. – неопр. ф. гл.

Жить – Родине служить

Неопр. ф. гл. – сущ.

Говорить смело – хорошее дело.

Сущ. – неопр. ф. гл.

Задача науки – постигать законы природы.

Числ. – числ

Трижды три – девять.

Сущ. – числ

Скорость машины – сто километров в час.

Числ. – сущ.

Три и семь – любимые числа в народных сказках.

______ – это, вот, значит + сущ.

Быть русским, любить Россию – это духовное достояние. (Пришв. )

___ – это, вот, значит + неопр. ф. гл.

По-русски проститься – значит просить прощения. (Остр. )

____ – НЕ + неопр. ф. гл.

Жизнь прожить – не поле перейти.

Таблица №3

Тире не ставится

Сущ. + связка + сущ.

Зло есть качество прирожденное. (М. Г. )

Сущ. + НЕ + сущ.

Грех не беда, молва не хороша. (Гриб. )

Сущ. + как (будто, словно, точно, что)+ сущ.

Земля как развернутая зеленая книга. (Пришв. )

______ несогл. втор. член .

Труд для нас наслаждение.

Нерль вблизи замечательная река.

______част. .

Март только начало весны.

______союз .

Ртуть тоже металл.

______ вводн. сл. .

Голод, как известно, лучший повар.

В предл. разгов. стиля.

Брат инженер на заводе

Личн. мест .

Увы, я не поэт, я лишь пророк, который славит время. (Лугов. )

прилаг. , мест. , наречие.

Утро туманное, насыщенное парами. (Пришв. )

Обидеть человека легко.

Его слова правдивы.

Оказалось, этот дом ничей.

Дано условие задачи.

В школьной библеотеки – шеснатцать стилажей с книгами. На каждом стилаже – восимь полок. Библеотекарь сообщил Пети, что нужная тибе книга находица на пятом стилаже, на третей с верху полки. Какое колличество информацыи библеотекарь передал Пети?

Задание: Исправьте ошибки в тексте. Решите задачу.

В школьной библиотеке шестнадцать стеллажей с книгами. На каждом стеллаже восемь полок. Библиотекарь сообщил Пете, что нужная ему книга находится на пятом стеллаже, на третьей сверху полке. Какое количество информации библиотекарь передал Пете?

Решение:

Существует 16*8 = 128 вариантов местонахождения книги.

Из этого количества вариантов необходимо выбрать один.

Следовательно, N = 128, а I = 7, т. к. 128 = 27.

Ответ: 7 бит.

  1. Дано условие задачи.

В озере обитает около 12500 окуней, около 25000 пескарей, а карасей и щук по 6250. Сколько информации мы получим, когда поймаем какую-нибудь рыбу?

Задание: Запишите числительные словами. Решите задачу.

Около двенадцати тысяч пятисот, около двадцати пяти тысяч, по шести тысячам двумстам пятидесяти.

Решение:

1. Найдем общее количество рыб в озере: К = 12500 + 25000 + 2-6250 = 50000.

2. Найдем вероятность попадания на удочку каждого вида рыб:

р о = 12500/50000 = 0,25,

р к = 25000 /50000 = 0,5,

р п = 6250 /50000 = 0,125,

р щ =6250/50000 = 0,125.

3. Найдем количество информации:

I = – (0,25*1og20,25 + 0,5*log20,5 + 0,125* log20,125 + 0,125*log20,125) = 1,75 бит.

Ответ: мы получим 1,75 бит информации.

  1. Дан текст.

Запрос это команда на выполнение определенного вида манипулирования данными из БД.

Существуют следующие типы запросов запрос на выборку и на сортировку запрос на добавление на удаление на обновление.

Результат запроса на выборку таблица, содержащая значения указанных полей и записей удовлетворяющих данным условиям отбора.

Задание: Проверьте, все ли утверждения верны, на месте каких цифр надо поставить: А. тире

Б. двоеточие

В. запятую

Запрос (1) это команда на выполнение определенного вида (2) манипулирования данными из БД.

Существуют следующие типы запросов (3) запрос на выборку и на сортировку (4) запрос на добавление (5) на удаление (6) на обновление.

Результат запроса на выборку (7) таблица (8) содержащая значения указанных полей и записей (9) удовлетворяющих данным условиям отбора.

Ответ:

Запрос – это команда на выполнение определенного вида манипулирования данными из БД.

Существуют следующие типы запросов: запрос на выборку и на сортировку, запрос на добавление, на удаление, на обновление.

Результат запроса на выборку – таблица, содержащая значения казанных полей и записей, удовлетворяющих данным условиям отбора.

А. – 1,7

Б. – 3

В. – 4, 5, 6, 8, 9

  • Задание на дом:

Русский язык – Упражнение. №35 (уч. Хлебинской Г. Н. ).

Информатика – Решите задачу:

В классе 30 человек. За контрольную работу по математике получено 15 пятерок, 6 четверок, 8 троек и 1 двойка. Какое количество информации в сообщении о том, что Андреев получил пятерку?

Итоги урока: результаты работы класса, оценка учащихся.

С. В. Цуканова, МБОУ "Ликино-Дулевская гимназия" Орехово-Зуевского района Московской области

Метки: Информатика