Тема: «Алгоритмы и свойства алгоритмов»
Тема: «Алгоритмы и свойства алгоритмов»
Цели урока:
- помочь учащимся усвоить понятие алгоритма, свойства алгоритмов, виды алгоритмов.
- воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности.
- развитие алгоритмического мышления, познавательных интересов.
Оборудование:
доска, компьютер, компьютерная презентация.
План урока:
- Орг. момент. (1 мин)
- Актуализация знаний. (5 мин)
- Теоретическая часть. (25 мин)
- Д/з (2 мин)
- Вопросы учеников. (5 мин)
- Итог урока. (2 мин)
Ход урока:
I. Орг. момент.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
II. Актуализация знаний.
Для решения большинства задач существует множество готовых программ. Но для того чтобы лучше понимать все происходящее с компьютером и уверенно принимать правильные решения, рядовому пользователю необходимо обладать определенной компьютерной грамотностью.
III. Теоретическая часть.
Появление алгоритмов связывают с зарождением математики. Более 1000 лет назад (в 825 году) ученый из города Хорезма Абдулла (или Абу Джафар) Мухаммед бен Муса аль-Хорезми создал книгу по математике, в которой описал способы выполнения арифметических действий над многозначными числами. Само слово алгоритм возникло в Европе после перевода на латынь книги этого математика.
Алгоритм – это точное описание упорядоченной последовательности действий, приводящей за конечное число шагов к необходимому результату.
Мы постоянно сталкиваемся с этим понятием в различных сферах деятельности человека (кулинарные книги, инструкции по использованию различных приборов, правила решения математических задач. . . ). Обычно мы выполняем привычные действия не задумываясь, механически. Например, вы хорошо знаете, как открывать ключом дверь. Однако, чтобы научить этому малыша, придется четко разъяснить и сами эти действия и порядок их выполнения:
1. Достать ключ из кармана.
2. Вставить ключ в замочную скважину.
3. Повернуть ключ два раза против часовой стрелки.
4. Вынуть ключ.
Если вы внимательно оглянитесь вокруг, то обнаружите множество алгоритмов, которые мы с вами постоянно выполняем. Мир алгоритмов очень разнообразен. Несмотря на это, удается выделить общие свойства, которыми обладает любой алгоритм.
Свойства алгоритмов:
1. Дискретность – алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке;
2. Детерминированность – любое действие должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае;
3. Конечность – каждое действие и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения;
4. Массовость -один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными;
5. Результативность – отсутствие ошибок, алгоритм должен приводить к правильному результату для всех допустимых входных значениях.
Виды алгоритмов:
1. Линейный – описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке;
2. Циклический – описание действий, которые должны повторяться некоторое число раз, пока выполняется некоторое условие);
3. Разветвляющий – алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий)
4. Вспомогательный – алгоритм, который можно использовать в других алгоритмах, указав только его имя.
Для более наглядного представления алгоритма широко используется графическая форма - блок-схема, которая составляется из стандартных графических объектов.
Вид стандартного графического объекта |
Назначение |
Начало алгоритма |
|
|
Конец алгоритма |
|
Выполняемое действие записывается внутри прямоугольника |
|
Условие выполнения действий записывается внутри ромба |
|
Счетчик количества повторов |
|
Последовательность выполнения действий |
Пример записи алгоритма в виде блок-схемы:
Стадии создания алгоритма:
1. Алгоритм должен быть представлен в форме, понятной человеку, который его разрабатывает.
2. Алгоритм должен быть представлен в форме, понятной тому объекту (в том числе и человеку), который будет выполнять описанные в алгоритме действия.
Объект, который будет выполнять алгоритм, обычно называют исполнителем.
Исполнитель – объект, который выполняет алгоритм.
Сегодня в качестве исполнителей алгоритмов человеку служат многие автоматические устройства и, прежде всего, конечно, компьютер. При этом составление алгоритма должно быть особенно ответственным и тщательным, так как машина не может домысливать и исправлять ошибки. В этом смысле она – идеальный исполнитель. таких команд называется системой команд исполнителя. Таких команд ограниченное число и их не может быть много. Чем меньше команд, тем легче построить техническое устройство в роли их исполнителя. И если исполнителем получена команда, не входящая в его систему команд или неправильно заданная, он должен сообщить об отказе.
Исполнитель – объект, который выполняет алгоритм.
Идеальными исполнителями являются машины, роботы, компьютеры. . .
Компьютер – автоматический исполнитель алгоритмов.
Алгоритм, записанный на «понятном» компьютеру языке программирования, называется программой.
IV. ИТОГ.
Подведение итога урока.
На уроке мы познакомились с тем, что такое алгоритм, какими свойствами он обладает. Что так
Вопросы:
- Что такое алгоритм? Приведите примеры алгоритмов.
- Какие свойства алгоритмов вы знаете?
- Какие виды алгоритмов вы знаете?
- Какие способы записи алгоритмов вы знаете?
- Что такое исполнитель алгоритмов?
- Что такое программа?
На уроке мы познакомились с тем, что такое алгоритм, какими свойствами он обладает, видами алгоритмов.
V. Д/з
ЗАДАНИЯ:
1. Можно ли создать исполнителя алгоритмов, который может всё?
2. Запишите алгоритм рыбной ловли (или заварки чая).
3. Какими допустимыми командами Вы снабдили бы автомат, заменяющий: а) кассира в магазине; б) дворника; в) охранника; г) директора школы?
4. Имеются два кувшина ёмкостью 3 л и 8 л. Напишите алгоритм для того, чтобы набрать из реки 7 л воды (можно пользоваться только этими кувшинами).
5. (Старинная русская задача). Некий человек должен перевезти в лодке через реку волка, козу и капусту. За один перевоз он может перевезти только кого-то одного. Составьте алгоритм перевоза так, чтобы никто никого не съел.
6. С числом разрешается производить только два действия: умножать на два и стирать последнюю цифру. Составьте алгоритм получения из числа 458 числа 14.
О. М. Шаненкова, МОУ Рахмановская СОШ им. Е. Ф. Кошенкова, с. Рахманово, Павлово-Посадский район, Московская область
Метки: Информатика