Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Информатика
  • Методическая разработка открытого урока по теме "Преобразование информации путем рассуждений" 5 класс

Методическая разработка открытого урока по теме "Преобразование информации путем рассуждений" 5 класс

Методическая разработка открытого урока по теме "Преобразование информации путем рассуждений" 5 класс

Цели урока:

Обучающие:

  • расширить представления о задачах обработки информации;
  • дать представление о преобразовании информации путем рассуждений как еще одном способе обработки информации, ведущем к получению нового содержания, новой информации.

Развивающие:

  • развивать у учащихся логическое, нестандартное мышление, память, интерес к предмету;
  • способствовать формированию ключевых понятий;
  • активизация творческой деятельности;
  • выполнение заданий творческого характера, требующих системного, исследовательского подхода к решению проблемного вопроса.

Воспитывающие:

  • воспитывать аккуратность, внимательность, наблюдательность;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • воспитание умения четко организовывать самостоятельную и индивидуальную работу;
  • воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Основные понятия:

  • входная информация;
  • выходная информация;
  • логические рассуждения.

Тип урока: изучение и закрепление нового материала.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Разминка.
  3. Опрос пройденного материала.
  4. Объяснение нового материала.
  5. Закрепление изученного материала.
  6. Итог урока.
  7. Задание на дом.

Ход урока

1. Организационный момент.

1. Отметить отсутствующих.

2. Итак, вы находитесь, в кабинете информатики повторим технику безопасности в кабинете, (приложение 1. )

(Во время демонстрации слайдов, учитель сначала показывает слайд, дети отвечают, что он обозначает и лишь, потом показывается текст. )

3. Объявить тему занятия.

Тема сегодняшнего нашего занятия “Преобразования информации путем рассуждений”.

Объявить цели занятия.

На этом занятии нам необходимо расширить представления о задачах обработки информации.

Дать представление о преобразовании информации путем рассуждений как еще одном способе обработки информации, ведущем к получению нового содержания, новой информации.

Объявить план занятия.

Нашу работу мы построим следующим образом. Сначала проведем “Разминку”, где вы проследите связь информатики с другими предметами. Затем проверим домашнее здание. После чего мы с вами перейдем к изучению нового материала, его обязательно закрепим решением задач. В течение всего урока будет учитываться активность на уроке. Правильность и логичность рассуждений. За что вы получите оценки. И в конце урока мы подведем итоги нашего сегодняшнего урока.

2. Разминка.

Итак, вы любите путешествовать? Ну, тогда поехали! (приложение 2. )

3. Проверка домашнего задания.

Сейчас мы с вами разделимся на 2 группы. Одна выполняет тест на компьютере (приложение 3), вторая отвечает на вопросы. Затем меняемся.

Вопросы:

  1. Привести примеры обработки информации, ведущие к изменению её формы, но не содержания;
  2. Привести примеры обработки информации, ведущие к изменению её содержания, к получению новой информации;
  3. Можно ли утверждать, что для успешного решения математических задач достаточно знать все изученные формулы, а рассуждать логически не обязательно? Приведите примеры.
  4. Какие математические формулы должен знать человек, занимающийся ремонтом квартиры?
  5. Нужны ли при решении житейских задач знания, полученные вами в школе?

4. Объяснение нового материала.

На прошлом уроке мы с вами подробно рассмотрели, как можно обрабатывать информацию, изменяя её форму, но не содержание. Рассмотрели случаи, когда в результате обработки возникает новая информация.

Оказывается не всегда правила преобразования информации четко формализованы. Очень часто человеку приходится проводить логические рассуждения, взвешивать различные варианты и делать некоторый выбор. При этом вы задействуете не только знания, полученные в школе, но и свой жизненный опыт.

В качестве примера рассмотрим следующую задачу. (Демонстрация слайда. ) (приложение 4) Слайды 1, 2, 3.

Задача 1. На столе поставлены в ряд бутылка минеральной воды, кружка, чашка, стакан и кувшин, причем точно в таком порядке, в каком они перечислены. В них находятся различные напитки: кофе, чай, молоко, квас и минеральная вода, но неизвестно, какой напиток в каком сосуде (кроме разумеется минеральной воды). Если стакан поставить между чаем и молоком (в данный момент он не стоит между ними), то по соседству с молоком будет квас, а кофе будет точно в середине. Определите, в какую посуду что налито.

Решение:

Для удобства рассуждений пронумеруем места сосудов. А теперь будем вместе рассуждать.

Чтобы стакан мог оказаться между сосудами с чаем и молоком, он должен переместиться на место 3 (а чашка, соответственно, – на место 4), так как на месте 2 он будет между минеральной водой и еще чем-нибудь.

Таким образом, он встанет точно в середине. Из этого можно сделать вывод, что в стакане находится кофе. Молоко из условия задачи, во-первых, рядом со стаканом, во-вторых, рядом с сосудом с квасом. Значит, в кружке находится чай, в чашке – молоко, в кувшине – квас. Задача решена.

Не менее интересна следующая задача. (Демонстрация слайда. ) (приложение 4). Слайды 4 и 5.

Задача 2.

Возле школы растут шесть деревьев: сосна, береза, липа, тополь, ель и клен. Какое из этих деревьев, самое высокое и какое самое низкое, если известно, что береза ниже тополя, липа выше клена, сосна ниже ели, липа ниже березы, сосна выше тополя?

Решение: Здесь решение надо построить следующим образом. Обозначим деревья соответственно с, б, л, т, е, к. Тогда исходные данные задачи можно будет записать так: бк, с

5. Закрепление.

Открыли учебники на странице 61, будем выполнять №8.

Результаты рассуждений при решении задач бывает удобно фиксировать с помощью таблиц.

Задача №7 (У). (приложение 4). Слайды 6, 7, 8.

Пятеро одноклассников: Аня, Саша, Лена, Вася и Миша стали победителями школьных олимпиад по истории, информатике, математике, литературе и географии. Известно, что:

1) Победитель олимпиады по информатике учит Аню и Сашу работе на компьютере;

2) Лена и Вася тоже заинтересовались информатикой;

3) Саша всегда побаивался истории;

4) Лена, Саша и победитель олимпиады по литературе занимаются плаванием;

5) Саша и Лена поздравили победителя олимпиады по математике;

6) Аня сожалеет о том, что у нее остается мало времени на литературу. Победителем, какой олимпиады стал каждый из ребят?

Проставляя “минусы” и “плюсы” заполняем таблицу.

Из первого и второго пункта следует, что Аня, Саша, Лена и Вася не могут быть победителями по информатике(ставим “минусы” в соответствующих ячейках). Соответственно Мише “плюс” по информатике и “минус” по остальным предметам. Ане “минус” по литературе. Саше – по истории. Лене и Саше по математике и литературе. Следовательно, у Саши осталась одна ячейка география, ставим в ней “плюс”. А остальным по линии географии ставим “минусы”. Тогда Лена – победитель по истории. Проставляя всем “минусы” по истории. Получаем, что Аня – победитель по математике, а Вася по литературе.

Предмет

Аня

Саша

Лена

Вася

Миша

История

+

Математика

+

Информатика

+

Литература

+

География

+

Открыли рабочие тетради на странице 40, выполняем самостоятельно аналогичную задачу № 39.

Задача № 39. (РТ)

В одной деревне живут три школьника: Саша, Коля и Петя. Они осваивают сельскохозяйственные профессии. Один из них готовится стать трактористом, другой – садовником, третий – комбайнером. В разное время нами были записаны следующие сказанные ими фразы:

1) Петя, ты меня не жди, я должен осмотреть свой комбайн.

2) Наблюдал я вчера, Коля, твой осмотр машины и подумал, что держать машину в отличном состоянии не легче, чем вывести новый сорт яблок.

3) Завтра, Коля, не приходи, я буду регулировать работу молотилки у комбайна.

Какой сельскохозяйственной профессией овладеет каждый из ребят?

Проверим ваши решения. (приложение 4) Слайд 9.

Школьник

Профессия

тракторист

садовник

комбайнер

Саша

+

Коля

+

Петя

+

+

Кто справился, выполняют задания творческого характера. Страница 62 учебника, задача №9.

Задача 9 (У).

Некий “черный ящик” настраивается на одну из восьми программ преобразования числовой или текстовой информации. Проанализировав приведенные ниже протоколы испытаний, определите вид информации и правило её преобразования.

вход

1

2

урок

5

10

11

выход

о

д

не могу

п

д

?

Здесь “о” – первая буква соответствующего числительного. Ставим вместо вопроса.

вход

осень

72

45

556

24

2000

выход

не могу

д

д

т

д

?

Здесь “ч” – четырехзначное число.

вход

12

белый

нос

сел

она

река

выход

не могу

п

с

г

м

?

Здесь “с” – существительное.

5. Итог урока. Итак, мы сегодня с вами расширили представления о задачах обработки информации. Научились преобразовывать информацию путем рассуждений.

Познакомились еще с одним способом обработки информации, ведущем к получению нового содержания, новой информации.

Окрыли дневники. Оценки за урок. Записываем домашнее задание.

6. Домашнее задание: учебник страницы 56-57; РТ: №40, стр. 40.

Л. Н. Ясеновская, МБОУ СОШ№4, ст. Атаманская, Павловский район, Краснодарский край

Метки: Информатика