Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Результаты изучения предмета информатика и ИКТ

Результаты изучения предмета информатика и ИКТ

Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.

Личностные образовательные результаты:

– готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации, отражающей различные точки зрения на смысл и ценности жизни;

– владение навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями;

– умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

– приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику;

– умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов;

– повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.

Метапредметные образовательные результаты:

– получение опыта использования методов и средств информатики: моделирования; формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;

– владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что ещё неизвестно;

– планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

– прогнозирование результата деятельности и его характеристики;

– контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном;

– коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий;

– умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, Интернет, словари, справочники, энциклопедии и др. );

– умение выбирать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности;

– моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в знаково-символическую модель;

– выбор языка представления информации в модели в зависимости от поставленной задачи;

– преобразование модели – изменение модели с целью адекватного представления объекта моделирования;

– представление знаково-символических моделей на естественном, формализованном и формальном языках, преобразование одной формы записи в другую.

Предметные образовательные результаты:

в сфере познавательной деятельности:

– освоение основных понятий и методов информатики;

– выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;

– выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др. );

– преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты;

– оценка информации с позиций интерпретации её свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т. п. );

– развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;

– построение моделей объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул, программ, структур данных и пр. )

– оценивание адекватности построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования;

– осуществление компьютерного эксперимента для изучения построенных моделей;

– построение модели задачи (выделение исходных данных, результатов, выявление соотношений между ними);

– выбор программных средств, предназначенных для работы с информацией данного вида и адекватных поставленной задаче;

– освоение основных конструкций процедурного языка программирования;

– освоение методики решения задач по составлению типового набора учебных алгоритмов: использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритма, проверка его правильности путём тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с использованием современных программных средств;

– умение анализировать систему команд формального исполнителя для определения возможности или невозможности решения с их помощью задач заданного класса;

– оценивание числовых параметров информационных процессов (объёма памяти, необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр. );

– вычисление логических выражений, записанных на изучаемом языке программирования; построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;

– построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;

– определение основополагающих характеристик современного персонального коммуникатора, компьютера, суперкомпьютера; понимание функциональных схем их устройства;

– решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;

в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

– понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;

– оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;

– использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников;

– проблемы, возникающие при развитии информационной цивилизации, и возможные пути их разрешения;

– приобретение опыта выявления информационных технологий, разработанных со скрытыми целями;

– следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;

– авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности;

в сфере коммуникативной деятельности:

– осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;

– получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;

– овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др. ;

– соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам;

в сфере трудовой деятельности:

– определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;

– понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;

– рациональное использование широко распространённых технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса (персональный коммуникатор, компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон, видеокамера, цифровые датчики и др. );

– знакомство с основными программными средствами персонального компьютера – инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система отказов);

– умение тестировать используемое оборудование и программные средства;

– использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;

– приближённое определение пропускной способности используемого канала связи путём прямых измерений и экспериментов;

– выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи

– использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр. );

– решение задач вычислительного характера путём использования существующих программныхсредств (специализированные расчётные системы, электронные таблицы)или путём составления моделирующего алгоритма; – создание и редактирование рисунков, чертежей, анимаций, фотографий, аудио– и видеозаписей, слайдов презентаций;

– использование инструментов презентационной графики при подготовкии проведении устных сообщений; – использование инструментов визуализации для наглядного представления числовых данных и динамики их изменения;

– создание и наполнение собственных баз данных; – приобретение опыта создания и преобразования информацииразличного вида, в том числе с помощью компьютера;

– знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями и средствами их создания;

– приобретение опыта создания эстетически значимых объектовс помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);

– понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияния на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;

– соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.

С. Б. Толстикова, МБОУ СОШ №1, г. о. Коломна, Московская область

Метки: Информатика