Результаты изучения предмета информатика и ИКТ
Результаты изучения предмета информатика и ИКТ
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.
Личностные образовательные результаты:
– готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации, отражающей различные точки зрения на смысл и ценности жизни;
– владение навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями;
– умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
– приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику;
– умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов;
– повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты:
– получение опыта использования методов и средств информатики: моделирования; формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;
– владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что ещё неизвестно;
– планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
– прогнозирование результата деятельности и его характеристики;
– контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном;
– коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий;
– умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, Интернет, словари, справочники, энциклопедии и др. );
– умение выбирать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности;
– моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в знаково-символическую модель;
– выбор языка представления информации в модели в зависимости от поставленной задачи;
– преобразование модели – изменение модели с целью адекватного представления объекта моделирования;
– представление знаково-символических моделей на естественном, формализованном и формальном языках, преобразование одной формы записи в другую.
Предметные образовательные результаты:
в сфере познавательной деятельности:
– освоение основных понятий и методов информатики;
– выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;
– выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др. );
– преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты;
– оценка информации с позиций интерпретации её свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т. п. );
– развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;
– построение моделей объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул, программ, структур данных и пр. )
– оценивание адекватности построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования;
– осуществление компьютерного эксперимента для изучения построенных моделей;
– построение модели задачи (выделение исходных данных, результатов, выявление соотношений между ними);
– выбор программных средств, предназначенных для работы с информацией данного вида и адекватных поставленной задаче;
– освоение основных конструкций процедурного языка программирования;
– освоение методики решения задач по составлению типового набора учебных алгоритмов: использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритма, проверка его правильности путём тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с использованием современных программных средств;
– умение анализировать систему команд формального исполнителя для определения возможности или невозможности решения с их помощью задач заданного класса;
– оценивание числовых параметров информационных процессов (объёма памяти, необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр. );
– вычисление логических выражений, записанных на изучаемом языке программирования; построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;
– построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;
– определение основополагающих характеристик современного персонального коммуникатора, компьютера, суперкомпьютера; понимание функциональных схем их устройства;
– решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
– понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;
– оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;
– использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников;
– проблемы, возникающие при развитии информационной цивилизации, и возможные пути их разрешения;
– приобретение опыта выявления информационных технологий, разработанных со скрытыми целями;
– следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;
– авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности;
в сфере коммуникативной деятельности:
– осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
– получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
– овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др. ;
– соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам;
в сфере трудовой деятельности:
– определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;
– понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;
– рациональное использование широко распространённых технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса (персональный коммуникатор, компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон, видеокамера, цифровые датчики и др. );
– знакомство с основными программными средствами персонального компьютера – инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система отказов);
– умение тестировать используемое оборудование и программные средства;
– использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;
– приближённое определение пропускной способности используемого канала связи путём прямых измерений и экспериментов;
– выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи
– использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр. );
– решение задач вычислительного характера путём использования существующих программныхсредств (специализированные расчётные системы, электронные таблицы)или путём составления моделирующего алгоритма; – создание и редактирование рисунков, чертежей, анимаций, фотографий, аудио– и видеозаписей, слайдов презентаций;
– использование инструментов презентационной графики при подготовкии проведении устных сообщений; – использование инструментов визуализации для наглядного представления числовых данных и динамики их изменения;
– создание и наполнение собственных баз данных; – приобретение опыта создания и преобразования информацииразличного вида, в том числе с помощью компьютера;
– знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями и средствами их создания;
– приобретение опыта создания эстетически значимых объектовс помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);
– понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияния на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;
– соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.
С. Б. Толстикова, МБОУ СОШ №1, г. о. Коломна, Московская область
Метки: Информатика