Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Технологичность и эстетика создания текстов на уроках информатики

Технологичность и эстетика создания текстов на уроках информатики

В период создания информационного общества важным является умение людей оперативно и качественно работать с информацией, анализировать ее, обрабатывать и примимать решение.

Современный этап развития общества предъявляет высокие требования к выпускнику школы в области компьютерных знаний и информационных технологий (ИКТ): современный ученик должен обладать определенным уровнем информационной культуры.

Для реализации этих задач в базовый учебный план основного общего образования (в 8 и 9 классах) введен предмет Информатика и информационно-коммуникационные технологии.

Изучение информатики и ИКТ в основной школе направлено на достижение таких целей как:

овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера, организовывать собственую информационную деятельность и планировать ее результаты

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ

выработка навыков применения среств ИКТ в поседневной жизни, при выполнении проектов в учебной деятельности.

Информатика это та предметная область, где закладывается фундамент информационной культуры, формируются мировозрение и информационная коммуникабельность.

Другими словами предметной областью для школьной информатики является современная область науки, связанная с изучением информации и информационных процессов, а также технологией реализации информационных процессов с помощью компьютерной техники.

Под информационной культурой понимают знания и навыки эффективного пользования информацией.

Если перенестись на 25 лет назад и посмотреть, как же люди работали с текстовой информацией, то можно увидеть печатающую машинку, чуть позже – первые персональные компьютеры, в которых для создания текстового документа можно было, первоначально, использовать только встроенные редакторы языков программирования Бейсик или Паскаль. Ззатем появились специальные программы текстовые редакторы, такие как Multi Edit или Foton. Эти программы казались пределом совершенства, так как в них можно было набрать текст единым стандартным шрифтом, распечатать документ столько раз, сколько надо, но ни о какой эстетике не могло быть и речи: нельзя было вставлять рисунки, таблицы и использовать оформительские элементы, а вот культурным содержанием текст мог и должен был быть наполнен всегда, независимо от программного обеспечения.

С появлением операционной системы Windows стали говорить об информационных технологиях при создании и оформлении тестовых документов.

Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий различной степени сложности над данными, хранящимися в компьютере.

Остановим свое внимание на эстетике и культуре создания и представления текстовой информации в наше современное время с помощью программного обеспечения, входящего в базовый курс Информатика и ИКТ, которыми являются:

Текстовый процессор Microsoft Word

Мультимедийная презентационная программа Microsoft Power Point

Программа Блокнот для создания Web-сайтов

Нельзя забывать, что, имея свой объект и предмет исследования, информатика является междисциплинарной наукой, поэтому полезно создавать и оформлять тексты из других предметных областей и несущие культурный потенциал.

Когда и каким образом мы приобщаем учащихся гимназии №441 к культурному и эстетическому оформлению текстовой информации?

Уже в 5 классе наши ученики знакомятся с информационными технологиями при работе с текстовой информацией: осваивают правила набора и форматирования текста. Учащиеся проходят путь от простого текстового редактора Блокнот, далее более универсальный текстовый редактор Word Pad, в котором можно использовать различные шрифты, вставлять рисунки. В 6-ом классе ученики создают и оформляют тексты в профессиональном текстовом процессоре Microsoft Word (самом мощном текстовом редакторе).

Постепенно, от простого, к более сложному, шаг за шагом, ученики постигают азы создания и оформления текстовых документов, в этом нам помогает фундаментальное понятие информатики алгоритм, который очень полезно использовать при оформлении текстовых документов.

Например, один из алгоритмов форматирования текста:

1. Выделяем заголовок,

– выравниваем по центру

– жирный шрифт

– размер шрифта 14

– тип шрифта Times New Roman

– отделяем заголовок от текста: Формат абзац интервал после 6пт.

2. Выделяем весь текст:

– выравниваем по ширине

– устанавливаем красную строку: Форма Абзац Первая строка отступ на 0,5 см.

– размер шрифта 12

– тип шрифта Times New Roman

Даже такой простой алгоритм у некоторых учеников вызывает затруднение, поэтому приходится его применять по нескольку раз к различным текстам.

Чтобы текст был не очень скучным, его можно ранообразить рисунками, а можно создать и свобственные рисунки прямо в Worde, для этих целей имеется панель рисования с готовыми рисовальными элементами и рамочками.

Текст должен выглядеть эстетическим красивым. На одной странице не должно быть более 3-х типов различных шрифтов, допускается один заголовок, оформленный WordArt-ом.

В 6 классе ученики работают текстами не только в текстовом редакторе Microsoft Word, но и в мультимедийной программе Microsoft Power Point, в которой текст оживает за счет анимации. Появляется понятие гиперссылка. Презентация, наполненная текстовым содержанием с небольшим количеством рисунков, превращается в живую электронную книгу, по которой удобно перемещаться. На одном слайде должно быть столько текста, чтобы его хотелось, и можно было быстро прочитать. Текст на слайдах презентации должен быть оформлен в едином стиле: одинаковый размер, цвет и тип шрифта для заголовков и для содержимого.

Если в 5 и 6 классах мы учим оформлять тексты, то в 7 классе ученики применяют свои знания на практике, выполняя самостоятельную проектную работу в Power Point. Только работая самостоятельно, лучше закрепляешь, полученные знания.

Темы для проекта мы берем из истории Санкт-Петербурга. Для подбора материала ученикам разрешается пользоваться Интернетом. Работая с текстом, взятом из Интернета, надо уметь отсечь ненужное и выбрать только самое главное.

К изучению темы Текстовый процессор Word в 8 классе наши ученики подходят уже подготовленными, остается лишь просто повторить основные действия по набору и форматированию прозаического и стихотворного текста и самостоятельно офрормить рекламный листок музея или театра Санкт-Петербурга, используя объект WordArt, таблицы, рисунки и нестандартное расположение элементов текста на странице.

В 9 классе создаются и оформляют сложные текстовые документы все в том же Word-е, и здесь опять не обойтись без четкого алгоритма при переходе с одной колонки на две или три и наоборот в пределах одной страницы:

Если текст располагался в одну колонку, то выполняем:

1. – Вставка разрыв на текущей странице ОК;

2. – Формат колонки две ОК.

Если текст располагался в две колонки, то выполняем:

1. – Вставка разрыв на текущей странице ОК;

2. – Формат колонки одна ОК.

Между пунктами 1 и 2 нельзя выполнять никаких промежуточных действий.

Наши ученики осваивают компьютерную верстку, знакомятся с понятиями колонтитул, нумерация страниц, текст в несколько колонок. В текстовом документе появляется гиперссылка при оформлении содержания, чтобы можно было быстро переходить на нужный раздел содержания. Текстовый документ превращается в электронный журнал.

Ученики 9 класса самостоятельно выполняют проекты по созданию буклета и даже создают небольшой журнал примерно на 5 страниц по темам из истории Санкт-Петербурга. Конечно, можно создать журнал и по любой другой теме, которая более близка и интересна учащемуся.

Если ученики болеют и пропускают уроки, тогда они свой проект выполняют дома и приносят готовую работу в класс, если дома нет компьютера, то можно это сделать после уроков в долнительное время в компьютерном классе.

Кроме работы в текстовом процессоре Word, в 8 классе ученики осваивают технологию создания сайтов на языке разметки гипертекста HTML.

Мы все видим на станицах сайтов текст, он должен хорошо читаться, его не должно быть слишком много, но он должен донести до людей полезную информцию.

Как с помощью простой программы Блокнот, создать правильно оформленную HTML-страницу?

То что в Worde делается нажатием кнопкок на панели форматирования Ж, К, Ч или форматирование текста по левому, правому краю, по центру или по ширине, теперь становится сложнее.

Надо сначала изучить теги языка HTML, а затем орформлять текст.

B /B жирный шрифт

I /I курсив

Font size=5 color=blue /Font текст размером шрифта 5 голубого цвета

P align=center . /P выравниваение текста по центру.

Чтобы детям было понятнее, всегда проводится аналогия с текстовым процессором Word.

В конечном итоге, ученики выпоняют небольшой самостоятельный проект по созданию сайта по теме из истории Санкт-Петербурга. При этом они могут воспользоваться материалом из Интернета, который раньше подобрали для презентации.

С текстом на уроках информатики ученики работают не только в текстовом процессоре Microsoft Word, мультимедийной презентации Microsoft Power Point или при создании сайтов, но и в:

– в электронных таблицах Excel;

– в базах данных при оформлении отчетов;

– в графических редакторах, создавая надписи к рисункам;

– в языках программирования Pascal или Basic (программа тоже текст).

Современные информационные технологии помогают оживить текст за счет анимации, преодолеть линейность за счет гиперссылок, снабдить текст искусственным интеллектом и обеспечить интерактивность. Интерактивность позволяет создать дружественную среду, способствующую переводу нервно-психического напряжения человека в творческую активность.

В настоящее время в реальной жизни широко используется электронный доментооборот. Текстовые документы передаются от одной организацции в другую на электронных носителях (CD-дисках, флэш-накопителях) или просто по электронной почте, и раскрыв документ сразу видно насколько грамотный человек, с точки зрения информационных технологий, его выполнял, видна культура оформления текстового документа. Те погрешности оформления документа, которые не видны в бумажном виде, очень видны в электронном.

Нельзя забывать и о форматах файлах при сохранении текстового документа. Если документ создается в программах более новой версии, то формат должен быть таким, чтобы файл можно было прочитать в более ранних версиях программы. Универсальным является формат . rtf , или если документ создается в Office 2007, то его необходимо сохранить под Office 2003.

Таким образом, на уроках информатики учащиеся работают с текстами в программах базового курса информатики: Basic, Блокнот, Word Pad, Word, Excel, Access. Power Point, Paint, Photoshop. На наших уроках информатики можно научиться, не только оформлять, но определять информационный объем текстового сообщения и узнать, как текст кодируется и представляется в памяти компьютера, сколько места необходимо для его записи на диск и времени для пересылки по электронной почте.

Культура создания и оформления текстов достигается за счет:

правильной организации и планирования урока;

четких и правильных объяснений учителя;

наглядных и раздаточных материалов, подготовленных электронных заданий;

самостоятельной работы учащихся при поддержке учителем;

выполнении индивидуальных проектов;

правильности выбора темы проекта.

Очень выигрышными для проектов, с точки зрения культуры и эстетики создания и оформления текстов, являются темы по истории Санкт-Петербурга или мировой художественной литературе, такие как:

Театральный Санкт-Петербург;

Литературный Санкт-Петербург;

Музыкальный Санкт-Петербург;

Санкт-Петербург город художников;

Санкт-Петербург город скульпторов;

Санкт-Петербург цент Российской науки;

Санкт-Петербург город архитектурных шедевров;

Санкт-Петербург цент управления империей (XVIII – нач. XX веков);

Санкт-Петербург центр образования и просвещения;

Санкт-Петербург промышленный цент России;

Санкт-Петербург финансовый и торговый цент России;

Знаменитые петербуржцы: путешественники, изобретатели, ученые, деятели культуры;

Праздничные традиции Санкт-Петербурга;

Выполнив творческую работу по одной из предложенных тем, текст, безусловно, будет наполнен культурным содержанием. А за счет четких алгоритмов и технологий при оформлении и форматировании текста, будет выглядеть, безусловно, эстетически красивым.

Список литературы:

1. Министерство образования Российской федерации. Сборник Нормативных документов. Информатика и ИКТ. Примерные программы по информатике и ИКТ. , М. Дрофа, 2008г. 104с.

2. Информатика. Все для учителя, научно-методический журнал, М. , Основа, 2010г. -40с.

3. Шафрин Ю. , Основы компьютерной технологии, М. , АБФ, 2002 г. 56-

Метки: Информатика