Особенности использования различных сервисов и приложений на уроках информатики. редактор контента master tool для учителя
Особенности использования различных сервисов и приложений на уроках информатики. редактор контента master tool для учителя
Аннотация
Обобщается опыт использования облачного сервиса SkyDrive, редактора образовательного контента MasterTool и цифровой книги EasySchoolBook. В рамках курса «Инфопутешествия» предметной области «Технологии» проводились уроки в 7 классе по темам: «Представление данных в компьютере», «Программирование в среде Скретч».
Уроки, связанные с информационными технологиями, имеют свою особенность – чаще всего – это индивидуальная работа ученика на компьютере или групповая в виде проекта, в редких случаях общеклассная с демонстрацией через проектор каких то общих понятий. Как правило, перед учителем стоит задача дать ученику как можно больше практических навыков работы в определенном перечне программ (приложений), а также помочь усвоить базовые понятия, терминологию.
Уроки, которые проводились в рамках курса «Инфопутешествия» (укр – «Інфомандри») имели следующие особенности:
1. Каждый ученик имеет свою учетную запись в сети гимназии, то есть работает в своем личном пространстве, имеет личные настройки сервисов и приложений. В первую очередь это касалось электронной почты, которая использовалась для пересылки выполненных заданий.
2. Учитель открывал группу в облачном сервисе (файлообменнике) MSSkyDriveдля каждого класса (подгруппы класса) и ученики присоединялись к этой группе. В группе размещались электронные ресурсы по курсу, электронный журнал успеваемости группы (файл MSExcel), электронный дневник группы (файл MSOneNote).
3. Для каждого урока готовились 5-8 интерактивных упражнений в системе MasterTool и это давало возможность работы ученикам с разной скоростью, в зависимости от способностей ученика и уровня подготовки. После выполнения каждого упражнения выводилась оценочная шкала (причем каждое упражнения имело еще 4 уровня сложности) и оценка попадала в электронный журнал группы. Кроме оценки за каждое упражнение в течение урока (или пары), ученик получал оценку за электронный тест (flv) по предыдущей теме и за домашнее задание по предыдущей теме. Таким образом за урок получается 8-10 оценок и по ним выводится средняя оценка. Такой метод интенсивно загружает ученика индивидуальной работой за компьютером и не позволяет отвлекаться на посторонние впечатления.
4. Домашнее задание может быть как общим, так и индивидуальным. Для этого в электронный дневник системы NetШкола помещаются ссылки на электронные ресурсы SkyDrive (чаще всего это упражнения MasterTool, которые ученик выполнял в классе) и таким образом ученик может получить домашнее задание в электронном виде, просмотреть материалы урока, с которыми он работал, подготовиться к тестированию по данному материалу на следующий урок.
Данный метод проведения уроков особенно удобен для пропедевтических курсов информатики, например, в 5 классе. Имея 1 час в неделю в учебном плане, трудно организовать системную работу подгруппы в компьютерном классе, невозможно уследить за подгруппой в 15-18 учеников и каждому уделить должное внимание. Поэтому в 5 классе была реализована следующая методика:
1. Демонстрация через проектор нового материала, объяснение как сделать по данному материалу домашнее задание и где находятся нужные электронные ресурсы. Здесь большое внимание имеет наличие хороших электронных дидактических материалов.
2. Домашнее задание в письменном виде дублируется подробно со всем ссылками в электронном дневнике NetШколы.
3. Проверяется выполнение домашнего задания – ученики сдают готовые файлы на флеш-накопителях или пересылают их по электронной почте.
4. При необходимости можно провести дополнительный дистанционный урок с отстающими учениками в системе AdobeConnectPro.
Перед тем, как применять указанные выше методики, нужно сформировать у учеников некоторые дополнительные навыки и умения, которые позволят использовать весь заявленный инструментарий:
– Регистрация и работа в сети с выделенным сервером. Умение работать с сетевыми ресурсами;
– Регистрация в облачных сервисах типа MSSkyDrive и MSHotmail, а в дальнейшем – использование MSOffice 365;
– Работа в почтовых клиентах.
Данная методика имеет хорошие перспективы развития в связи с локализацией таких инструментов как: MasterTool (локализуется уже он-лайновая версия этой системы,DigitalSchoolBook(электронный конспект урока), Lokanda (депозитарий электронных образовательных ресурсов с поиском по метаданным), облачных сервисов MSOffice 365.
Недостатком данной методики может быть необходимость для учителя на первых этапах самостоятельно создавать электронные образовательные ресурсы к каждому уроку и хорошо, когда есть возможность интегрировать туда уже имеющиеся ЦОР из действующих депозитариев. Такую возможность предоставляет система MasterTool. В ней можно сделать быстро достаточно качественное упражнение по любому предмету, не обладая специальными знаниями в программировании или дизайне, как это нужно, например, для AdobeCaptivate.
Любой учитель, если он уверенный пользователь компьютера, может создать себе множество упражнений как с чистого листа, так и используя шаблоны (дидактические материалы), которые активно создаются двумя украинскими издательствами – «Богдан» (г. Тернополь) и «BHV-освіта» (г. Киев).
В гимназии им. С. Олейника уже некоторые учителя-предметники начали использовать данную методику на своих уроках, активно интегрируя ее с использованием облачных сервисов. Это такие предметы как: география, геометрия, черчение, украинский язык, иностранный язык.
Ссылки на ресурсы, где более подробно рассказывается об этих инструментах и методиках:
1. http://bhv-osvita. com/ – Издательство «BHV-освіта» – cайт на украинском языке. Основной сайт по данной теме.
2. http://netschool. net. ua – сайт поддержки украинской версии системы NetШкола Украина, здесь в разделе «Вебинары» можно найти много записей вебинров для учителей по данной теме. Вебинары на русском языке.
3. http://gymnasium. netschool. net. ua– сайт гимназии им. С. Олейника, г. Бровары Киевской области.
Метки: Информатика