Аннотация: урок-зачёт в личностно-ориентированной технологии по темам «Кодирование текстовой, графической и звуковой информации». Разработка рассчитана на учащихся 8-9 классов. Тип урока: урок-повторение. Вид: урок-зачёт. Технология: личностно-ориентированная. Время проведения: последний урок по теме «Кодирование информации» (базовый курс). Цели урока: – формирование представлений об информации как одного из трёх основополагающих понятий науки – вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира; – формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира; – формирование общенаучных и общекультурных навыков работы с информацией. Задачи урока: 1. Воспитательная – развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры. 2. Учебная – изучить и закрепить основные понятия теоретической информации. 3. Развивающая – развитие логического мышления, расширение кругозора. Подготовительный этап За два урока перед зачётом учащимся выдаётся список вопросов и рекомендаций по самостоятельному изучению материала темы, так как материал этого раздела уже изучался в 8-9 классах в подготовительном варианте, и теперь нуждается в обобщении и систематизации. Учитель проводит консультации в течении двух уроков. Проведение зачёта Особенностью этого зачётного урока является то, что ученики сами предварительно оценивают свои работы: если выполнены задания со значками * * *, то ученик может поставить себе отметку «3»; если верно решены задания со значками * * * и пять заданий со значком ** ** **, то выставляется отметка «4»; если верно выполнены задания со значками * * * и ** ** ** и 2 со знаком *** *** ***, то ставится отметка «5». Всего зачётный лист содержит 40 заданий. Из них 21 задание помечены *; 12 – **; 7 – ***. Работа с зачётным листом проводится во время урока. После самооценивания, листы с ответами сдаются учителю на проверку, который анализирует ответы и объективность выставленной оценки учащимся. Зачётный лист
№ |
Уровень |
Вопрос |
Ответ ученика |
Отметка учителя |
1. |
* |
Приведите пример аналогово способа представления графической информации. |
|
|
2. |
* |
Приведите пример дискретного представления графической информации. |
|
|
3. |
* |
Как называется преобразование графической информации из аналоговой формы в дискретную? |
|
|
4. |
* |
Чем характеризуется растровое изображение? |
|
|
5. |
* |
В каких единицах указывается разрешение для принтеров и сканеров? |
|
|
6. |
* |
Совокупность используемых цветов образует … |
|
|
7. |
* |
В формуле, используемой при решении задач на кодирование графической информации, N=2i, N означает… |
|
|
8. |
* |
В формуле, используемой при решении задач на кодирование графической информации, N=2i, i означает… |
|
|
9. |
* |
Количество информации, необходимое для кодирования цвета каждого пикселя называют … |
|
|
10. |
* |
Объясните, что такое RGB. |
|
|
11. |
* |
Объясните, что такое CMY. |
|
|
12. |
* |
Что такое дискретизация звука? |
|
|
13. |
* |
В формуле, используемой при решении задач на кодирование звуковой информации, N=2i, i означает… |
|
|
14. |
* |
В формуле, используемой при решении задач на кодирование звуковой информации, N=2i, N означает… |
|
|
15. |
* |
От каких параметров зависит качество оцифрованного звука? |
|
|
16. |
* |
Приведите пример низкого качества оцифрованного звука, его параметры. |
|
|
17. |
* |
Приведите пример высокого качества оцифрованного звука, его параметры. |
|
|
18. |
* |
Впишите пропущенные слова: Все символы кодируются … числом … |
|
|
19. |
* |
Впишите пропущенные слова: Чаще всего используют кодировки, в которых на символ отводится … или … |
|
|
20. |
* |
Продолжите предложение: Чтобы найти информационный объём текста, нужно … |
|
|
21. |
* |
Продолжите предложение: Мощность алфавита – это… |
|
|
22. |
** |
Растровый файл, содержащий чёрно-белый рисунок, имеет объём 1,5Кб. Какой размер будет иметь рисунок в пикселях? 1) 1024; 2) 10240; 3) 12288; 4) 65536. |
|
|
23. |
** |
Файл, содержащий не цветное растровое изображение, имеет объём 768 байт. Каков размер изображения в пикселях? 1) 5762; 2) 6144; 3) 7281; 4) 9600. |
|
|
24. |
** |
Укажите минимальный объём памяти в килобайтах, достаточный для хранения любого растрового изображения размером 128х128 пикселей, если известно, что в изображении используется палитра из 256 цветов? 1) 256; 2) 8; 3) 16; 4) 128. |
|
|
25. |
** |
В процессе преобразования растрового графического файла количество цветов увеличилось с 16 до 65536. Во сколько раз увеличился информационный объём файла? 1) 5; 2) 2; 3) 3; 4) 4. |
|
|
26. |
** |
Определите информационный объём стерео аудио файла длительностью звучания 1 секунда при высоком качестве звука (16 битов, 48 кГц. |
|
|
27. |
** |
Определить информационный объём цифрового аудио файла длительностью звучания которого составляет 10 секунд при частоте дискретизации 22,05 кГц и разрешении 8 битов. |
|
|
28. |
** |
Объём свободной памяти на диске – 5,25 Мб, разрядность звуковой платы – 16. Какова длительность звучания цифрового аудиофайла, записанного с частотой дискретизации 22,05 кГц? |
|
|
29. |
** |
Рассчитайте время звучания моноаудиофайла, если при 16-битном кодировании и частоте дисретизации 32 кГц его объём равен 700 Кб. |
|
|
30. |
** |
Определите информационный объём текста в байтах: Информатика!!! |
|
|
31. |
** |
Определите информационный объём текста в битах: Информация. |
|
|
32. |
** |
Считая, что каждый символ кодируется 1 байтом, определите, чему равен информационный объём текста в битах: Без труда, не вынешь и рыбку из пруда. |
|
|
33. |
** |
Считая, что каждый символ кодируется 16 битами, определите, чему равен информационный объём текста в битах: Удмуртская Республика. |
|
|
34. |
*** |
В распоряжении пользователя имеется память объёмом 2,6 Мб. Необходимо записать цифровой аудиофайл с длительностью звучания 1 минута. Какой должна быть частота дискретизации и разрядность? |
|
|
35. |
*** |
Аналоговый звуковой сигнал был дискретизирован сначала с использованием 256 уровней интенсивности сигнала (качество звучания радиотрансляции), а затем с использованием 65536 уровней интенсивности сигнала (качество звучания аудио-CD). Во сколько раз различаются информационные объёмы оцифрованного звука? |
|
|
36. |
*** |
Для хранения растрового изображения размером 32х32 пикселя отвели 512 байтов памяти. Каково максимально возможное число цветов в палитре изображения? |
|
|
37. |
*** |
Книга занимает объём 2 Мб. 256 страниц книги полностью заполнены изображениями с разрешением 768 на 1024 точек. Сколько цветов в палитре изображений, если известно, что текстовые символы кодируются двухбайтовой кодировкой? |
|
|
38. |
*** |
Автоматическое устройство осуществило перекодировку информационного сообщения на русском языке, первоначально записанного в 16-битном коде nicode, в 8-битную кодировку КОИ-8. При этом информационное сообщение уменьшилось на 800 бит. Какова длина сообщения в символах? |
|
|
39. |
*** |
Автоматическое устройство осуществило перекодировку информационного сообщения на русском языке длиной 20 символов, первоначально записанного в 2-байтном коде nicode, в 8-битную кодировку КОИ-8. На сколько бит уменьшилась длина сообщения? |
|
|
40. |
*** |
В таблице ниже представлена часть кодовой таблицы ASCII:
Символ |
1 |
5 |
А |
В |
a |
b |
r |
10-й код |
49 |
53 |
65 |
66 |
97 |
98 |
114 |
16-й код |
31 |
35 |
41 |
42 |
61 |
62 |
72 |
Каков шестнадцатеричный код символа «R». |
|
|
Оценка ученика: |
|
|
Оценка учителя: |
|
|
Литература:
- Молодцов В. А. , Рыжикова Н. Б. Современные открытые уроки информатики. 8-11 классы. – Ростов н / Д: изд-во «Феникс», 2002. – 352 с.
Н. В. Ветошкина, МБОУ "Кезская СОШ №1", п. Кез, Удмуртская Республика
|