• Библиотека
  • Информатика
  • Урок-зачёт по теме «Кодирование информации». Методическая разработка урока по ин-формационным технологиям

Урок-зачёт по теме «Кодирование информации». Методическая разработка урока по ин-формационным технологиям

Урок-зачёт по теме «Кодирование информации». Методическая разработка урока по ин-формационным технологиям

PDF Печать E-mail

Аннотация: урок-зачёт в личностно-ориентированной технологии по темам «Кодирование текстовой, графической и звуковой информации». Разработка рассчитана на учащихся 8-9 классов.

Тип урока: урок-повторение.

Вид: урок-зачёт.

Технология: личностно-ориентированная.

Время проведения: последний урок по теме «Кодирование информации» (базовый курс).

Цели урока:

– формирование представлений об информации как одного из трёх основополагающих понятий науки – вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира;

– формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира;

– формирование общенаучных и общекультурных навыков работы с информацией.

Задачи урока:

1. Воспитательная – развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.

2. Учебная – изучить и закрепить основные понятия теоретической информации.

3. Развивающая – развитие логического мышления, расширение кругозора.

Подготовительный этап

За два урока перед зачётом учащимся выдаётся список вопросов и рекомендаций по самостоятельному изучению материала темы, так как материал этого раздела уже изучался в 8-9 классах в подготовительном варианте, и теперь нуждается в обобщении и систематизации. Учитель проводит консультации в течении двух уроков.

Проведение зачёта

Особенностью этого зачётного урока является то, что ученики сами предварительно оценивают свои работы: если выполнены задания со значками * * *, то ученик может поставить себе отметку «3»; если верно решены задания со значками * * * и пять заданий со значком ** ** **, то выставляется отметка «4»; если верно выполнены задания со значками * * * и ** ** ** и 2 со знаком *** *** ***, то ставится отметка «5». Всего зачётный лист содержит 40 заданий. Из них 21 задание помечены *; 12 – **; 7 – ***. Работа с зачётным листом проводится во время урока. После самооценивания, листы с ответами сдаются учителю на проверку, который анализирует ответы и объективность выставленной оценки учащимся.

Зачётный лист


Уровень

Вопрос

Ответ ученика

Отметка учителя

1.

*

Приведите пример аналогово способа представления графической информации.

2.

*

Приведите пример дискретного представления графической информации.

3.

*

Как называется преобразование графической информации из аналоговой формы в дискретную?

4.

*

Чем характеризуется растровое изображение?

5.

*

В каких единицах указывается разрешение для принтеров и сканеров?

6.

*

Совокупность используемых цветов образует …

7.

*

В формуле, используемой при решении задач на кодирование графической информации, N=2i, N означает…

8.

*

В формуле, используемой при решении задач на кодирование графической информации, N=2i, i означает…

9.

*

Количество информации, необходимое для кодирования цвета каждого пикселя называют …

10.

*

Объясните, что такое RGB.

11.

*

Объясните, что такое CMY.

12.

*

Что такое дискретизация звука?

13.

*

В формуле, используемой при решении задач на кодирование звуковой информации, N=2i, i означает…

14.

*

В формуле, используемой при решении задач на кодирование звуковой информации, N=2i, N означает…

15.

*

От каких параметров зависит качество оцифрованного звука?

16.

*

Приведите пример низкого качества оцифрованного звука, его параметры.

17.

*

Приведите пример высокого качества оцифрованного звука, его параметры.

18.

*

Впишите пропущенные слова:

Все символы кодируются … числом …

19.

*

Впишите пропущенные слова:

Чаще всего используют кодировки, в которых на символ отводится … или …

20.

*

Продолжите предложение:

Чтобы найти информационный объём текста, нужно …

21.

*

Продолжите предложение:

Мощность алфавита – это…

22.

**

Растровый файл, содержащий чёрно-белый рисунок, имеет объём 1,5Кб. Какой размер будет иметь рисунок в пикселях?

1) 1024; 2) 10240;

3) 12288; 4) 65536.

23.

**

Файл, содержащий не цветное растровое изображение, имеет объём 768 байт. Каков размер изображения в пикселях?

1) 5762; 2) 6144;

3) 7281; 4) 9600.

24.

**

Укажите минимальный объём памяти в килобайтах, достаточный для хранения любого растрового изображения размером 128х128 пикселей, если известно, что в изображении используется палитра из 256 цветов?

1) 256; 2) 8;

3) 16; 4) 128.

25.

**

В процессе преобразования растрового графического файла количество цветов увеличилось с 16 до 65536. Во сколько раз увеличился информационный объём файла?

1) 5; 2) 2;

3) 3; 4) 4.

26.

**

Определите информационный объём стерео аудио файла длительностью звучания 1 секунда при высоком качестве звука (16 битов, 48 кГц.

27.

**

Определить информационный объём цифрового аудио файла длительностью звучания которого составляет 10 секунд при частоте дискретизации 22,05 кГц и разрешении 8 битов.

28.

**

Объём свободной памяти на диске – 5,25 Мб, разрядность звуковой платы – 16. Какова длительность звучания цифрового аудиофайла, записанного с частотой дискретизации 22,05 кГц?

29.

**

Рассчитайте время звучания моноаудиофайла, если при 16-битном кодировании и частоте дисретизации 32 кГц его объём равен 700 Кб.

30.

**

Определите информационный объём текста в байтах: Информатика!!!

31.

**

Определите информационный объём текста в битах: Информация.

32.

**

Считая, что каждый символ кодируется 1 байтом, определите, чему равен информационный объём текста в битах: Без труда, не вынешь и рыбку из пруда.

33.

**

Считая, что каждый символ кодируется 16 битами, определите, чему равен информационный объём текста в битах: Удмуртская Республика.

34.

***

В распоряжении пользователя имеется память объёмом 2,6 Мб. Необходимо записать цифровой аудиофайл с длительностью звучания 1 минута. Какой должна быть частота дискретизации и разрядность?

35.

***

Аналоговый звуковой сигнал был дискретизирован сначала с использованием 256 уровней интенсивности сигнала (качество звучания радиотрансляции), а затем с использованием 65536 уровней интенсивности сигнала (качество звучания аудио-CD). Во сколько раз различаются информационные объёмы оцифрованного звука?

36.

***

Для хранения растрового изображения размером 32х32 пикселя отвели 512 байтов памяти. Каково максимально возможное число цветов в палитре изображения?

37.

***

Книга занимает объём 2 Мб. 256 страниц книги полностью заполнены изображениями с разрешением 768 на 1024 точек. Сколько цветов в палитре изображений, если известно, что текстовые символы кодируются двухбайтовой кодировкой?

38.

***

Автоматическое устройство осуществило перекодировку информационного сообщения на русском языке, первоначально записанного в 16-битном коде nicode, в 8-битную кодировку КОИ-8. При этом информационное сообщение уменьшилось на 800 бит. Какова длина сообщения в символах?

39.

***

Автоматическое устройство осуществило перекодировку информационного сообщения на русском языке длиной 20 символов, первоначально записанного в 2-байтном коде nicode, в 8-битную кодировку КОИ-8. На сколько бит уменьшилась длина сообщения?

40.

***

В таблице ниже представлена часть кодовой таблицы ASCII:

Символ

1

5

А

В

a

b

r

10-й код

49

53

65

66

97

98

114

16-й код

31

35

41

42

61

62

72

Каков шестнадцатеричный код символа «R».

Оценка ученика:

Оценка учителя:

Литература:

  1. Молодцов В. А. , Рыжикова Н. Б. Современные открытые уроки информатики. 8-11 классы. – Ростов н / Д: изд-во «Феникс», 2002. – 352 с.

Н. В. Ветошкина, МБОУ "Кезская СОШ №1", п. Кез, Удмуртская Республика

Метки: Информатика