Компетентностно-ориентированный урок: Определение и свойства алгоритма, 9 класс
Компетентностно-ориентированный урок: Определение и свойства алгоритма, 9 класс
1. Урок рассчитан на формирование учебно-познавательной и коммуникативной компетенций с применением ролевой игры, обмена мнениями, обобщением информации. Для урока разработаны ЭОР использования интерактивной доски InterWriter и компетентностно-ориентированное задание.
2. Программное обеспечение интерактивной доски InterWriter. Методический комплект «Роботландия»: Исполнитель «Перевозчик».
3. Алгоритм, свойства алгоритма, исполнитель, система команд исполнителя.
Целеполагание: усвоить основные понятия алгоритма, научиться применять их для решения информационных задач.
Задачи урока:
Образовательные:
обеспечить усвоение понятия алгоритм и его свойств;
учить определять систему команд Исполнителя алгоритма;
учить составлять алгоритмы при решении задач.
Воспитательные:
воспитывать интерес к обучению;
воспитывать интерес к будущей профессии;
воспитывать самостоятельность;
формировать положительное отношение к изучаемому предмету;
формировать необходимые коммуникативные и учебно-познавательные компетенции.
Развивающие:
развивать умение анализировать ситуацию, находить пути решения проблемы;
умение анализировать результаты своей деятельности, находить рациональные пути;
умение применять свои знания в различных ситуациях;
коммуникативные способности, навыки взаимодействия;
развивать мышление.
Формируемые компетенции:
учебно-познавательная;
коммуникативная.
Тип урока:
изучение нового материала.
Средства обучения:
ролевая игра;
практикум с использованием учебного Исполнителя;
индивидуальная работа.
Методы обучения:
ролевая игра;
обмен мнениями;
обобщение информации;
метод конструирование правил.
Приемы формирования компетенций:
мозговой штурм;
обсуждение новых понятий.
Образовательные технологии:
развитие критического мышления;
игровой метод обучения.
Ожидаемые результаты:
знать определение алгоритма;
понимать свойства алгоритма;
определять систему команд исполнителя;
уметь применять свойства алгоритма для решения информационных задач.
Структура урока:
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Мотивационные задания, завершающиеся постановкой темы и цели урока – 8 мин.
3. Введение нового материала:
3. 1 Мозговой штурм – 10 мин.
3. 2. Ролевая игра – 5 мин.
4. Практикум с использованием учебного Исполнителя – 10 мин.
5. Итог урока – 1 мин.
6. Рефлексия – 2 мин.
7. Домашнее задание – 3 мин.
Ход урока:
1. Организационный момент
Приветствие обучающихся, фиксирование отсутствующих на уроке.
2. Мотивационные задания, завершающиеся постановкой темы и цели урока
Выполнение интерактивных заданий.
{Ученики по очереди у доски выполняют задания, остальные активно помогают советами – ЭОР, стр. 1-4}
Вопрос: Можно ли переставить местами строки?
Ответ: Нет.
Вопрос: Почему?
Ответ: Тогда мы не получим результат.
Вопрос: Кто сможет сказать, что объединяет все этих задания?
Ответ: Во всех заданиях надо было выстроить порядок
Вопрос: Как можно назвать данный порядок?
Ответ: 1. Последовательность.
2. Цепочка.
3. Алгоритм.
Вопрос: Вы уже встречались с алгоритмами? Где? На каких уроках?
Ответ: Да, на математике, русском языке.
На математике мы по алгоритму выполняем арифметические действия над многозначными числами.
Вопрос: Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Ответ: Вероятно, будем говорить об алгоритмах.
Мы что, будем столбиком учиться считать?
Наверное, будем составлять алгоритмы.
Все верно. Мы будем сегодня разговаривать об алгоритмах, разберем свойства алгоритма. А также научимся правильно составлять алгоритмы.
Откройте тетради и запишите тему «Определение и свойства алгоритма».
3. Объяснение нового материала
Определение (записать в тетрадь). «Алгоритм – это конечная последовательность точно определенных действий, приводящих к результату». ЭОР, стр. 5
Вопрос: Ответьте, пожалуйста, а в жизни вы используете алгоритмы? Или, может быть, ваши родители пользуются алгоритмами? Вообще, как вы думаете, где могут пригодиться алгоритмы?
Ответ: Нет.
Да, моя мама учила открывать дверь младшую сестренку и рассказывала, как правильно это делать.
А меня учили, как правильно обращаться с газовой плитой, если надо подогреть обед.
Мне мама рассказывала, что все лекарства делают строго по рецепту. Она в аптеке работает и знает.
Стиральная машина работает по программе, а это ведь тоже алгоритм.
Вопрос: Замечательно. Прочитайте внимательно еще раз определение алгоритма и выделите ключевые слова.
Ответ: 1. Последовательность; 2. Действия; 3. Результат.
Все верно. Данные ключевые слова составляют основу понятия алгоритма и являются его свойствами.
3. 1 Мозговой штурм
Предлагаю вам разобраться, что означают термины: последовательность, действия, результат. А также: точно, конечная, определенных. Приведите примеры.
{по окончании обсуждения свойств алгоритма подтвердить рассуждения обучающихся демонстрацией слайдов – ЭОР, стр. 6-10}
Вопрос: Как вы думаете, кто исполняет алгоритм?
Ответ: 1. Человек. 2. Компьютер. 3. Робот. 4. Животные.
{записать в тетрадь понятие Исполнитель (ЭОР, стр. 12)}
Вопрос: Представьте себе, что у нас есть исполнитель, который умеет ухаживать за цветами. Назовем его Цветовод. Как вы думаете, какие команды должен уметь выполнять исполнитель Цветовод?
Ответ: 1. Поливать цветы. 2. Посадить цветы. 3. Прополоть. 4. Капать.
{выслушать все предложенные учениками команды}
Вопрос: Назовите среду обитания Цветовода.
Ответ: Дома, если он занимается комнатными цветами. Сад или огород.
Вопрос: А сможет ли Цветовод сходить в магазин за покупками?
Ответ: Нет. Цветовод должен заниматься цветами. Он не знает, что такое сходить в магазин и что такое покупки.
Вопрос: Представьте себе, что у нас есть исполнитель, который умеет убирать в квартире. Назовем его Чистюля. Как вы думаете, какие команды должен уметь выполнять Чистюля?
Ответ: Протирать пыль. Мыть пол. Наливать воду в ведро и выливать.
{выслушать все предложенные учениками команды}
Вопрос: Назовите среду обитания Чистюли.
Ответ: Квартира, кабинет, здание.
Вопрос: А сможет ли Чистюля прополоть грядки?
Ответ: Нет. Он не знает, что такое грядки и как их пропалывать.
Вопрос: Все верно. Какой можно сделать вывод?
Ответ: Каждый исполнитель должен выполнять только свои команды
{записать в тетрадь понятие Исполнитель, СКИ, среда Исполнителя – ЭОР, стр. 12}
3. 2 Ролевая игра
А сейчас давайте вместе с вами проведем небольшой эксперимент. Мне нужен один человек. {Выходит один ученик}
Представь себе, что ты Исполнитель. Ты умеешь делать N шагов, поворачиваться влево и вправо. Я буду говорить тебе команды, а ты должен их выполнить. Ребята, а вы все внимательно следите за тем, как … будет выполнять команды.
{Порядок команд может быть любым. Главное, чтобы учащийся встретил некоторое препятствие перед собой. Важно, внимательно проследить, как он преодолеет это препятствие: «наткнется» на него или обойдет.
Затем еще раз повторить этот эксперимент, но таким образом, чтобы второй ученик выполнил с противоположной точностью. Сравнить результаты, сделать вывод. }
Вопрос: Сейчас два исполнителя выполняли одинаковые команды. Результат получился одинаковым или нет?
Ответ: … выполнил команды четко, когда на пути встретилось препятствие, он (а) остановился (лась). А вот …, увидев препятствие, подумал и обошел его.
Вопрос: Какой же можно сделать вывод?
Ответ: Исполнитель может выполнять алгоритм точно или корректировать выполнения некоторых команд.
{записать в тетрадь определение формальный и неформальный Исполнитель, сообщения Исполнителя – ЭОР, стр. 13-14}
Вопрос: Приведите примеры формальных исполнителей.
Ответ: Компьютер, станки с программным управлением, микроволновая печь, роботы создающие машины…. .
Верно. Вы уже знаете, что компьютер работает с помощью программ, которые пишут программисты. А для того, чтобы легче было написать программу, необходимо уметь составлять алгоритмы. Надеюсь, что кто-то из вас станет программистом. Сейчас это престижная и востребованная профессия.
4. Практикум с использованием учебного Исполнителя.
Предлагаю решить простую (детскую) задачу «Волк, коза и капуста». {учебный исполнитель «Перевозчик» из методического пакета Роботландия}
Задание. Проанализировать решение задачи, определить систему команд Исполнителя (СКИ) и построить, используя СКИ, алгоритм.
Необходимую информацию для выполнения задания вы найдете в Справке (F1) данной программы.
Заполнить бланк выполнения задания. (ЭОР, стр. 15)
После выполнения задания, обменяйтесь тетрадями и выполните алгоритм как формальный исполнитель. Результат оцените, используя критерии оценивания.
Критерии оценивания (ЭОР, стр. 16):
Полная СКИ – 1 балл, не полная – 0,5 балла.
Каждая команда определена точно – 1 балл, не точно – 0 баллов.
Исполнение алгоритма приводит к результату – 1 балл, нет результата – 0 баллов.
Алгоритм содержит минимальное количество шагов – 1 балл, иначе – 0,5 балла.
На доске желающий показывает решение задачи. (ЭОР, стр. 17)
Результат выполнения сравнивают с правильным решением на доске. (ЭОР, стр. 18)
5. Итог урока
Итак, мы сегодня узнали, что такое алгоритм. Познакомились со свойствами алгоритма.
Узнали, что Исполнители бывают формальные и неформальные. Сообщения Исполнителя: «Не могу!», «Не понимаю».
Предлагаю оценить выполнение практической работы, используя таблицу перевода:
Перевод в пятибалльную систему:
4 балла— отметка «5»
3 – 3,5балла – отметка «4»
2,5 балла – отметка «3»
{Обучающиеся переводят в пятибалльную систему свои результаты и сообщают учителю. Учитель фиксирует оценки в журнал. }
6. Рефлексия
Ребята, предлагаю вам по кругу высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
6. теперь я могу…
7. я почувствовал, что…
8. я приобрел…
9. я научился…
10. у меня получилось …
11. я смог…
12. я попробую…
13. меня удивило…
14. урок дал мне для жизни…
15. мне захотелось…
7. Домашнее задание. § 27. Решить задачи. Заполнить бланк выполнения задач.
Для любознательных. Интерактивная логическая задача про лягушек, которую можно скачать по адресу http://nazva. net/games/play/62/
{записать д/з – ЭОР, стр. 18}
Источники изображений:
Рисунки Вини-Пух, Незнайка, Буратино – Информатика в играх и задачах. 4 кл. : Учебник-тетрадь: В 2-х частях . – М. : Баласс, 2002. – 32 с. : ил. .
Мухаммед аль – Хорезми (8-9в) – http://matematika. ucoz. com/load/doklady/sredneaziatskie_matematiki/4-1-0-13
Аль-Хорезми – http://uznet. biz/goldenheritage/Photos/SetInfo. aspx?Id=ee40ec43-50d3-4068-82bf-c63428566514
Робот, станок, стиральная машина, компьютер – http://go. mail. ru/search_images?rch=e&;type=all&is=0&q=%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B
Мультгерои – http://www. pankmagazine. com/pankblog/forgive-him-father/tigger-blood-a-letter-from-rep-david-wu-to-his-colleagues-in-the-house/
Перевозчик – http://wiki. iteach. ru/index. php/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Robot2. jpeg
Папуасы – http://www. dezinfo. net/foto/17978-papuasy-oni-i-v-afrike-papuasy-19-foto. html
Интерактивная логическая задача про лягушек – http://nazva. net/games/play/62/
Т. Н. Юст, БОУ "СОШ № 110", г. Омск
Метки: Информатика