Формирование ИКТ – компетентности через интеграцию с другими школьными предметами

Формирование ИКТ – компетентности через интеграцию с другими школьными предметами

«Новые условия предъявляют новые требования к образованию, когда не знания, а понимание становится основной задачей воспитания ума и сознания»

Профессор С. П. Капица

«Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать»

Сеймур Пайперт

Процесс информатизации общества, начавшийся в 70-х годах XX века, в последнее время приобрел глобальный характер и обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий. Одной из целей образования сегодня становится формирование в обществе достаточно высокого уровня информационной культуры, ИКТ-грамотности и ИКТ-компетенции.

ИКТ-грамотность – это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.

ИКТ – компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), позволяющих при помощи реальных объектов и информационно-коммуникационных технологий самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; (на основе определения этой компетенции А. В. Хуторским)

Под ИКТ–компетенцией подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ–грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков. ИКТ-компетентность рассматривается не только (и не столько) как формирование технологических навыков. Она предполагает появление у учителей и школьников способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией, умение искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями. Ведь компетентный гражданин, будь то учащийся, студент или учитель, способен понять свои потребности в информации, знает, как найти, идентифицировать, получить доступ, извлечь, оценить, организовать и использовать нужную информацию. Для того чтобы стать информационно компетентным человеком, надо знать, как получить пользу от мира знаний, используя опыт других в своем образовании. Ведь информация стала исключительно важным источником для мировой экономики, базовым компонентом образования и научно-технического прогресса. Современные информационные перегрузки заставляют людей проверять и оценивать информацию, чтобы убедиться в ее надежности. Однако информация сама по себе не делает людей информационно компетентными. Она лишь является важнейшим элементом творчества и новаторства, основным ресурсом образования и умственной деятельности.

Для подготовки школьников к успешной жизни в информационном обществе школа, как минимум, должна формировать у своих учеников умения, составляющие ИКТ–компетентность. ИКТ–компетентность – это общешкольное умение, это комплекс общеучебных умений, которые должны формироваться на протяжении всего обучения в школе. Формирование ИКТ-компетентности должно проходить на всех уроках, а не только на уроках информатики. Необходимо сделать акцент на формирование этих умений в соответствии с требованиями информационного общества, в котором большая часть информации представлена в электронном виде: для этого учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности; потребуется изменение дидактических целей типовых заданий, которые обычно даются учащимся (целей будет как минимум две: изучение конкретного учебного материала и формирование ИКТ-компетентности); формированию ИКТ-компетентности помогает использование активных методов обучения (групповая или командная работа, деловые и ролевые игры и т. д. ).

Правильно построенная программа выработки компьютерной компетентности не должна сводиться к простому перечню тех знаний и умений, которыми учащиеся должны овладеть (знание устройства компьютера, навыки работы с текстовым редактором, умение искать и находить нужную информацию в Интернете).

Хотя подобные знания и умения действительно важны, традиционный путь обучения им в изолированном виде не обеспечивает успешного переноса навыков из одной ситуации в другую. Ученики овладевают отдельными приемами работы на компьютере, но у них не возникает понимания того, как эти приемы должны сочетаться между собой для решения разнообразных практических задач. Подлинное владение компьютером предполагает целенаправленное, творческое и гибкое использование этого мощного инструмента. Учащийся должен хорошо представлять себе конечную цель, понимать, как с помощью компьютера можно решить возникающие при этом задачи, и уметь реально использовать различные технические приспособления и возможности. Каждый отдельный навык работы на компьютере, интегрированный в процесс решения практических задач, приобретает для человека совершенно иной личностный смысл. Только в этом случае правомерно говорить о подлинной компьютерной грамотности, поскольку только тогда возникает понимание того, как современные технические средства могут превратиться в инструмент получения новых знаний.

Итак, формирование информационной компетентности представляет собой процесс перехода к такому состоянию, когда ученик становится способным находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах для решения личных, социальных или глобальных проблем.

Выработка подлинной информационной компетентности прежде всего предполагает формирование универсальных навыков мышления и решения задач. К ним относятся умения наблюдать и делать логические выводы, использовать различные знаковые системы и абстрактные модели, анализировать ситуацию с разных точек зрения, понимать общий контекст и скрытый смысл высказываний, неуклонно самостоятельно работать над повышением своей компетентности в этой сфере.

Решения проблемы формирования у учеников и учителей информационной компетентности в нашей школе реализуется через интеграцию информатики с другими школьными предметами. Одна из форм такой интеграции – подготовка к сдачи переводных экзаменов в 10 классах.

Ученики 10 классов сдают два переводных экзамена. Один экзамен – по информатике и второй – по выбору. Раньше формой сдачи каждого экзамена были билеты. Понимая важность воспитания ИКТ-компетенции, было предложено соединить эти два экзамена в один и сдавать их в форме защиты проекта (примеры таких проектов:»Проблемы нарушения зрения у школьников», «Молодежная субкультура на Алтае», «Псевдонимы в нашей жизни» и другие).

Работа над проектами начинается с октября и ведется в течение всего учебного года.

В первой четверти ученики:

– определяются с предметом и темой проекта,

– составляют с учителем-предметником план работы,

– знакомятся с тем, какой отчетный материал необходимо подготовить к экзамену.

Во второй четверти:

– собирают теоретический материал для реферата,

– проводят исследования.

В третьей четверти:

– оформляют реферат по теме проекта,

– готовят приложения к реферату,

– оформляют результаты своих исследований,

– создают сайт по проекту.

В четвертой четверти:

– готовят доклад по проекту,

– оформляют презентацию и другие материалы для выступления на экзамене.

Работа ведется в течение всего учебного года, как на уроках информатики, так и во внеурочное время. За время работы над проектами ученики знакомятся с теоретическим материалом по темам: обработка текстовой, числовой и графической информации, мультимедийные технологии, Интернет. А самое главное они получают практические навыки по работе с программами MSWord, MSExcel, MSPowerPoint; по работе в Интернете (поиск информации) и по созданию сайтов.

Главной целью всей работы было формирование ИКТ-компетентности у учеников. Но на практике оказалось, что работая над проектами бок о бок с учениками, и учителя получают навыки работы с компьютером.

Таким образом, ИКТ-компетентность – ключевой фактор в образовании на протяжении всей жизни. Она является первым шагом на пути к достижению образовательных целей. Учащиеся должны развивать ИКТ-компетентность в течение всей жизни, особенно в годы учебы, и здесь педагоги играют или должны научиться играть ключевую роль в обеспечении эффективной работы с информацией. Используя свои творческие способности и профессиональные возможности и опираясь на программы, интегрированные в учебные курсы, педагоги должны активно содействовать процессу обучения, помогая учащимся в их стремлении приобрести и совершенствовать навыки и умения, знания и ценности, необходимые для продолжения образования в течение всей жизни.

Литература

1. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров. М:Бином, 2005

2. Полат Е. С. , Бухаркина М. Ю. , Моисеева М. В. , Петров А. Е. ; Под ред. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – Москва. Издательский центр «Academia», 2003.

3. Гусева А. И. , Смольникова И. А. , Филиппов С. А. , Чиркова М. А. Основы применение ИКТ в учебном процессе. – Академия АЙТИ, www. academia. it. ru

А. А. Лукьянова, МБОУ "СОШ № 102", г. Барнаул

Метки: Информатика