Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок: «Арифметические основы ЭВМ. Системы счисления»

Урок: «Арифметические основы ЭВМ. Системы счисления»

Тип: урок-презентация

Вид: комбинированный

Технология: личностно-ориентированный, работа в группах

Цель: формирование представлений об информации как одного из трех основополагающих понятий науки-вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира.

Дать понятие информации как социального и культурного феномена

Развитие у школьников теоретического , творческого мышления

Познакомить учащихся с понятием систем счисления, развитием систем счисления, дать понятие основания системы счисления.

Задачи: развитие познавательного интереса, логического мышления;

Знакомство с системами счисления, способами записи чисел в разных системах счисления, взаимосвязь между системами счисления.

Развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.

Подготовка : каждая группа готовит мини-презентацию, сообщение на одну из тем:

– Как считали в древности?

– Римская система счисления

– Вавилонская система счисления.

– Как записывали цифры славяне?

– Системы счисления с различными основаниями

– Счисление в Древнем Китае

– Счисление на Руси

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
  2. ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС

– Что такое информация?

– Каким образом мы получаем информацию?

– С какими видами информации мы встречаемся в жизни?

– Какие типы информации вам известны. В чем их отличие?

3. ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ

А чем отличается текстовая информация от цифровой?

Почему люди разных стран говорят на разных языках, а считают одинаково?

В первую очередь, это связано с торговлей. Люди пришли к выводу, что считать и записывать количество товаров удобней одинаково.

Но так было не всегда! Начнем с того, что выясним КАК СЧИТАЛИ В ДРЕВНОСТИ?

(сообщение группы)

В основном все люди пользовались счетом на десятки, но записывали цифры по – разному. КАК? (выступление группы с мини-презентацией)

Вавилонская система счисления (сообщение)

Мы познакомились с некоторыми системами счисления. Так что же такое система счисления?

СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ – СОВОКУПНОСТЬ СИМВОЛОВ И

ПРАВИЛ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЧИСЕЛ.

Существует два вида систем счисления: непозиционные и позиционные.

НЕПОЗИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ – СИСТЕМА, В КОТОРОЙ ЗНАЧЕНИЕ ЦИФРЫ НЕ ЗАВИСИТ ОТ ЕЕ ПОЛОЖЕНИЯ В ЧИСЛЕ.

РИМСКАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ (сообщение )

ПОЗИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ– СИСТЕМА , В КОТОРОЙ ЗНАЧЕНИЕ ЦИФРЫ ЗАВИСИТ ОТ ЕЕ ПОЛОЖЕНИЯ В ЗАПИСИ ЧИСЛА.

ДЕСЯТИЧНАЯ система счисления появилась впервые в 595 году (нашей эры). Знаменитый персидский математик Аль-Хорезми выпустил учебник, в котором изложил основы десятичной системы индусов. После перевода его на латынь , эта система стала доступна европейцам.

Системы счисления на Руси (сообщение группы)

РАЗРЯД-ПОЗИЦИЯ ЦИФРЫ

ОСНОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАВНО КОЛИЧЕСТВУ ЦИФР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЕЮ И ОПРЕДЕЛЯЕТ, ВО СКОЛЬКО РАЗ РАЗЛИЧАЮТСЯ ЗНАЧЕНИЯ ЦИФР СОСЕДНИХ РАЗРЯДОВ ЧИСЕЛ.

ДВОИЧНАЯ, ВОСЬМЕРИЧНАЯ, ШЕСТНАДЦАТЕРИЧНАЯ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ

ЗАПИСЬ ЧИСЕЛ В ЛЮБОЙ СИСТЕМЕ СЧИСЛЕНИЯ

Аsn Snn-1Sn -1+…+a1S1+a0S0+a -1S-1+…a-mSm

Пример записи числа в десятичной системе счисления

258= 2*100+5*10+8=2*102+5*101+8*100

«Количество цифр для записи числа в любой системе счисления не может превышать основания этой системы»

  1. Закрепление – тест 5 минут.

Домашняя работа § перевести число 158 в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную

1вариант

  1. Верно ли, что в древности считали в двоичной системе счисления?
  2. Верно ли, что в Древнем Вавилоне цифры изображались с помощью иероглифов?
  3. Верно ли, что на Руси не было специальных обозначений для цифр, а пользовались буквами с «титлом»?
  4. Верно ли, что в Древнем Риме нельзя было делить числа в столбик?
  5. Верно ли, что число 34263 может быть записано в пятеричной системе счисления?

2 вариант

1. Верно ли, что в древности использовали руку как инструмент для счета?

2. Верно ли, что число 1001101 может быть записано в двоичной системе счисления?

3. Верно ли, что арабские цифры изобрели арабы?

4. Верно ли, что клинописью пользовались в Древнем Египте?

5. Верно ли, что мы не пользуемся в быту шестидесятеричной системой счисления древних шумеров?

3 вариант

1. . Верно ли, что число 443423 может быть записано в пятеричной системе счисления?

2. . Верно ли, что в компьютерах используется римская система счисления?

3. Верно ли, что десятичную позиционную систему счисления изобрели в Древней Индии?

. 4. Верно ли, что число 443423 может быть записано в пятеричной системе счисления?

  1. Верно ли, что арабские цифры удобны для сложных арифметических вычислений?

4 вариант

1. . Верно ли, что число 2456733 может быть записано в восьмеричной системе счисления?

2. Верно ли, что на циферблатах часов пишут древнерусские цифры?

3. Верно ли, что в памяти компьютера цифры записываются клинописью?

4. Верно ли, что в Китае изобрели десятичную систему счисления?

5. Верно ли, что в современной Европе иногда применяется двенадцатеричная система счисления?

Е. Н. Селезнева, ГБОУ г. Москвы СОШ №2062, д. Яковлевское, пос. Новофедоровское, Москва

Метки: Информатика