Понятие алгоритма. Виды алгоритмов и их свойства. 6 класс
Понятие алгоритма. Виды алгоритмов и их свойства. 6 класс
Цели урока:
– познакомить учащихся с понятием алгоритма, исполнителя алгоритма, системы команд исполнителя;
– рассмотреть примеры алгоритмов;
– познакомить с основными видами алгоритмов;
– развивать у детей, логическое мышление, память;
– научить использовать основные операции анализ и синтез для решения задач
Тип урока: комбинированный;
Метод: эвристическая беседа, игра.
Оборудование: компьютеры, проектор.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Объявление темы занятия. Постановка проблемы
Учитель: Для того, чтобы узнать тему нашего урока вы должны разгадать ребус. (Задание – 1)
Тема урока: Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Виды алгоритмов.
Сегодня мы узнаем, что такое алгоритм, для кого (чего) они предназначены, виды алгоритмов.
Мне нужен помощник. Есть желающие? (Выполнение задания – 2)
Один человек выходит к интерактивной доске, на которой открыта заготовка – документ Word с включенной сеткой, на ней отмечены красная и зеленые точки. Учащемуся предлагается выполнить последовательность команд. По некоторым пунктам построения происходит обсуждение с остальными учащимися группы.
1. Построить прямоугольник от красной точки вправо на 2 клетки, вверх – на 6.
2. На произвольном свободном месте построить овал, вписанный в прямоугольник размером 10х6.
3. Поместить овал над прямоугольником.
Вопрос к классу: На что похоже изображение? (на дерево)
4. Залить прямоугольник коричневым цветом.
Вопрос к классу: каким цветом залить окружность? (ответы: зеленым, оранжевым, красным) от чего зависит цвет овала?(от времени года: если весна – бледно-зеленый, если лето – зеленый, если осень – оранжевый).
5. Залить овал зеленым цветом.
6. При нажатой клавише Shift выделить прямоугольник и овал.
7. В контекстном меню выбрать команду «группировка – группировать».
8. Выделить дерево.
9. Выбрать в стоке меню «Правка – Копировать»
10. 6 раз повторить «Вставка», перенести дерево на свободное место (так, чтобы левый нижний угол ствола совпадал с зеленой точкой).
Получили летний лес.
Ученик, работавший у доски, занимает свое место.
Теперь проанализируем произведенные действия.
Каким образом происходила наша деятельность? (Учитель отдает команды, ученик их выполняет). Верно. Это и был пример алгоритма.
Алгоритм – строго определенная конечная последовательность действий, приводящая к решению поставленной задачи.
Приведите примеры алгоритмов. (дети приводят примеры)
Когда дело касается алгоритмов, то говорят о составителе алгоритма и исполнителе алгоритма. Как вы думаете: кто (или что) может составить алгоритм? (человек). А кто может выполнять алгоритм? (человек, животные, различные технические устройства).
Исполнитель – это человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные выполнять заданные команды.
Чтобы исполнитель мог выполнить алгоритм, все команды, составляющие алгоритм, должны быть ему понятны и он умел их выполнять, то есть входить в систему команд исполнителя (СКИ).
Система команд исполнителя – команды, которые может выполнить конкретный исполнитель.
Вернемся к анализу второго задания.
– Кто являлся составителем алгоритма?
– Кто исполнителем?
– Какие команды составили СКИ?
По структуре алгоритмов выделяют:
Линейные алгоритмы – команды следуют строго одна за другой (процесс построения дерева);
Алгоритмы с ветвлениями – форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий. В нашем примере – ситуация окраски листвы деревьев.
Циклический алгоритм – форма организации действий, при которой происходит повторение действий (получение «леса» из одного дерева).
Чаще всего встречаются смешанные алгоритмы, в которых встречаются и линейный, и условный алгоритмы, или линейный и цикл и др.
Выполняются упражнения из рабочей тетради №3(стр. 76), 8 (стр. 79)
№3
Укажите истинное высказывание (отметьте точкой).
o Алгоритм всегда представляет собой некоторую последовательность вычислений.
o Алгоритм может представлять собой некоторую последовательность вычислений, а может – последовательность действий нематематического характера.
o Алгоритм всегда представляет собой последовательность действий нематематического характера.
№8
Укажите истинные высказывания (отметьте «галочками»).
¨ Человек разрабатывает алгоритмы
¨ Человек управляет работой других исполнителей по выполнению алгоритмов
¨ Человек исполняет алгоритмы
¨ Компьютер разрабатывает алгоритмы
¨ Компьютер управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритмов.
¨ Компьютер сам выполняет алгоритмы (программы)
¨ Исполнитель разрабатывает алгоритмы.
¨ Исполнитель управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритмов.
¨ Исполнитель четко и безошибочно выполняет алгоритмы,. Составленные из команд, входящих в его СКИ.
Прежде чем приступить к практической части нашего занятия, необходимо освободить «принцессу – мышь», которую охраняют Змей Горыныч, водяной и Бармалей.
Задание – 3
Определить верен ли алгоритм, если нет, то что надо исправить, чтобы алгоритм был верен:
1. Налить в чайник воду
2. Открыть кран газовой горелки
3. Поставить чайник на плиту
4. Ждать, пока вода не закипит
5. Поднести спичку к горелке
6. Зажечь спичку
7. Выключить газ
Задание – 4
Какие действия вы бы добавили, чтобы был выполним алгоритм переправы через Волгу в районе города Саратова (самое узкое место – 2км, глубина 33-41м)
– Подойти к реке
– Войти в реку
– Идти по дну, пока не выйдешь на другой берег
Задание – 5
Определите результат выполнения алгоритма:
– разложить исходные числа на простые множители;
– выписать множители, входящие в разложение одного из чисел;
– дописать к ним недостающие множители из разложений остальных чисел.
– Найти произведение получившихся множителей.
Задание – 6
Чтобы помочь мышке спуститься с башни, необходимо придумать алгоритм решения задачи:
Исполнитель умеет умножать на 2; увеличивать число на 1. Составить для этого исполнителя алгоритм получения из единицы чисел:
5;
50*.
IIIРабота на компьютере.
Составить программу для транспортера (образовательный CD-диск «Мир информатики», рекомендованный Министерством образования РФ («Кирилл и Мефодий», 2004г. )).
Итак, что сегодня мы узнали на уроке? Что понравилось? Что понравилось больше всего? Выполните последнее на этом уроке задание. В карте отметьте ту фигуру, которая соответствует впечатлению от урока.
Наш урок заканчивается, вы все поработали хорошо, особенно хочу отметить……………………….
IV Домашнее задание
Дома: §3. 1, 3. 2, Р. т. №1,2 стр75, №7 стр. 79
О. А. Петрова, МКОУ СОШ №1, г. Ипатово, Ставропольский край
Метки: Информатика