Понятие алгоритма. Виды алгоритмов и их свойства. 6 класс

Понятие алгоритма. Виды алгоритмов и их свойства. 6 класс

Цели урока:

– познакомить учащихся с понятием алгоритма, исполнителя алгоритма, системы команд исполнителя;

– рассмотреть примеры алгоритмов;

– познакомить с основными видами алгоритмов;

– развивать у детей, логическое мышление, память;

– научить использовать основные операции анализ и синтез для решения задач

Тип урока: комбинированный;

Метод: эвристическая беседа, игра.

Оборудование: компьютеры, проектор.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Объявление темы занятия. Постановка проблемы

Учитель: Для того, чтобы узнать тему нашего урока вы должны разгадать ребус. (Задание – 1)

Тема урока: Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Виды алгоритмов.

Сегодня мы узнаем, что такое алгоритм, для кого (чего) они предназначены, виды алгоритмов.

Мне нужен помощник. Есть желающие? (Выполнение задания – 2)

Один человек выходит к интерактивной доске, на которой открыта заготовка – документ Word с включенной сеткой, на ней отмечены красная и зеленые точки. Учащемуся предлагается выполнить последовательность команд. По некоторым пунктам построения происходит обсуждение с остальными учащимися группы.

1. Построить прямоугольник от красной точки вправо на 2 клетки, вверх – на 6.

2. На произвольном свободном месте построить овал, вписанный в прямоугольник размером 10х6.

3. Поместить овал над прямоугольником.

Вопрос к классу: На что похоже изображение? (на дерево)

4. Залить прямоугольник коричневым цветом.

Вопрос к классу: каким цветом залить окружность? (ответы: зеленым, оранжевым, красным) от чего зависит цвет овала?(от времени года: если весна – бледно-зеленый, если лето – зеленый, если осень – оранжевый).

5. Залить овал зеленым цветом.

6. При нажатой клавише Shift выделить прямоугольник и овал.

7. В контекстном меню выбрать команду «группировка – группировать».

8. Выделить дерево.

9. Выбрать в стоке меню «Правка – Копировать»

10. 6 раз повторить «Вставка», перенести дерево на свободное место (так, чтобы левый нижний угол ствола совпадал с зеленой точкой).

Получили летний лес.

Ученик, работавший у доски, занимает свое место.

Теперь проанализируем произведенные действия.

Каким образом происходила наша деятельность? (Учитель отдает команды, ученик их выполняет). Верно. Это и был пример алгоритма.

Алгоритм – строго определенная конечная последовательность действий, приводящая к решению поставленной задачи.

Приведите примеры алгоритмов. (дети приводят примеры)

Когда дело касается алгоритмов, то говорят о составителе алгоритма и исполнителе алгоритма. Как вы думаете: кто (или что) может составить алгоритм? (человек). А кто может выполнять алгоритм? (человек, животные, различные технические устройства).

Исполнитель – это человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные выполнять заданные команды.

Чтобы исполнитель мог выполнить алгоритм, все команды, составляющие алгоритм, должны быть ему понятны и он умел их выполнять, то есть входить в систему команд исполнителя (СКИ).

Система команд исполнителя – команды, которые может выполнить конкретный исполнитель.

Вернемся к анализу второго задания.

– Кто являлся составителем алгоритма?

– Кто исполнителем?

– Какие команды составили СКИ?

По структуре алгоритмов выделяют:

Линейные алгоритмы – команды следуют строго одна за другой (процесс построения дерева);

Алгоритмы с ветвлениями – форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий. В нашем примере – ситуация окраски листвы деревьев.

Циклический алгоритм – форма организации действий, при которой происходит повторение действий (получение «леса» из одного дерева).

Чаще всего встречаются смешанные алгоритмы, в которых встречаются и линейный, и условный алгоритмы, или линейный и цикл и др.

Выполняются упражнения из рабочей тетради №3(стр. 76), 8 (стр. 79)

№3

Укажите истинное высказывание (отметьте точкой).

o Алгоритм всегда представляет собой некоторую последовательность вычислений.

o Алгоритм может представлять собой некоторую последовательность вычислений, а может – последовательность действий нематематического характера.

o Алгоритм всегда представляет собой последовательность действий нематематического характера.

№8

Укажите истинные высказывания (отметьте «галочками»).

¨ Человек разрабатывает алгоритмы

¨ Человек управляет работой других исполнителей по выполнению алгоритмов

¨ Человек исполняет алгоритмы

¨ Компьютер разрабатывает алгоритмы

¨ Компьютер управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритмов.

¨ Компьютер сам выполняет алгоритмы (программы)

¨ Исполнитель разрабатывает алгоритмы.

¨ Исполнитель управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритмов.

¨ Исполнитель четко и безошибочно выполняет алгоритмы,. Составленные из команд, входящих в его СКИ.

Прежде чем приступить к практической части нашего занятия, необходимо освободить «принцессу – мышь», которую охраняют Змей Горыныч, водяной и Бармалей.

Задание – 3

Определить верен ли алгоритм, если нет, то что надо исправить, чтобы алгоритм был верен:

1. Налить в чайник воду

2. Открыть кран газовой горелки

3. Поставить чайник на плиту

4. Ждать, пока вода не закипит

5. Поднести спичку к горелке

6. Зажечь спичку

7. Выключить газ

Задание – 4

Какие действия вы бы добавили, чтобы был выполним алгоритм переправы через Волгу в районе города Саратова (самое узкое место – 2км, глубина 33-41м)

– Подойти к реке

– Войти в реку

– Идти по дну, пока не выйдешь на другой берег

Задание – 5

Определите результат выполнения алгоритма:

– разложить исходные числа на простые множители;

– выписать множители, входящие в разложение одного из чисел;

– дописать к ним недостающие множители из разложений остальных чисел.

– Найти произведение получившихся множителей.

Задание – 6

Чтобы помочь мышке спуститься с башни, необходимо придумать алгоритм решения задачи:

Исполнитель умеет умножать на 2; увеличивать число на 1. Составить для этого исполнителя алгоритм получения из единицы чисел:

5;

50*.

IIIРабота на компьютере.

Составить программу для транспортера (образовательный CD-диск «Мир информатики», рекомендованный Министерством образования РФ («Кирилл и Мефодий», 2004г. )).

Итак, что сегодня мы узнали на уроке? Что понравилось? Что понравилось больше всего? Выполните последнее на этом уроке задание. В карте отметьте ту фигуру, которая соответствует впечатлению от урока.

Наш урок заканчивается, вы все поработали хорошо, особенно хочу отметить……………………….

IV Домашнее задание

Дома: §3. 1, 3. 2, Р. т. №1,2 стр75, №7 стр. 79

О. А. Петрова, МКОУ СОШ №1, г. Ипатово, Ставропольский край

Метки: Информатика