Изучение прикладного пакета MS Office в школьном курсе информатики

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на рынке труда.

Поэтому я выделяю два основных направления в изучении информатики.

Первое – это изучение информатики как науки, рассматривая в качестве одной из целей этого направления – развитие логического мышления. Но при этом следует помнить, что основы логики формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование логики протекает с большими трудностями и как правило остается незавершенным. Данный вывод подтверждается многолетним опытом преподавания основ алгоритмизации и программирования.

Второе – обучение конкретным информационным технологиям целесообразно вести в старших классах, чтобы выпускники могли освоить современные программные и информационные средства. Данное направление в большей степени способствует подготовке выпускника к реалиям современного общества, где наиболее актуальным для большинства людей стало не программирование, а умение пользоваться промышленными информационными технологиями.

За последнее время основные подходы в информационных технологиях в основном стабилизировались. Более того, объектно-ориентированная технология, созданная усилиями Microsoft и других компаний, стала своеобразным стандартом в России и других странах.

Исходя из вышеуказанного, целесообразно уделить внимание офисной технологии Microsoft (графика, тексты, электронные таблицы, базы данных и презентации) в курсе изучения основ информатики и вычислительной техники в 10-11-х классах.

В результате ознакомления с пакетом Microsoft Office ученик должен не только научиться выполнять избранные операции в избранных приложениях, но и овладеть умением самостоятельно отыскать и освоить незнакомую операцию, которая ему потребуется.

Рассмотрим обучение информационным технологиям конкретно на изучении прикладного пакета MS Office в школьном курсе информатики. В нашем учебном заведении на данный курс отводиться 110 часов, из них 60 часов – теории, 50 часов – практики. Изучение ведется по разделам: MS Word, MS Excel, MS Power Point, MS Access.

В процессе работы с приложениями MS Office ребята встречаются с двумя группами объектов: ДОКУМЕНТ и ИНСТРУМЕНТ.

Каждый объект документа обладает рядом свойств.

Например, объект текст имеет следующие свойства:

    • вид шрифта (кегль, гарнитура, цвет),
    • стиль абзаца,
    • параметр страницы,

а объект рисунок такие свойства:

    • формат графического файла,
    • размер,
    • масштаб,
    • цветовое решение,
    • размещение на странице.

С помощью объектов, составляющих инструмент, мы производим различные операции над документами.

По окончании изучения каждого раздела учащиеся должны знать и уметь следующее:

  • MS Word:
применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов; вставлять в документ объекты из других приложений; создавать типовые документы на компьютере; использовать системы оптического распознавания, словари, переводчики. MS Power Point: создавать мультимедийную компьютерную презентацию; вставлять рисунки, анимацию, звук на слайдах; настраивать переходы между слайдами с помощью гиперссылок и системы навигации; демонстрировать презентации. MS Excel: описывать назначение и возможности электронных таблиц; строить диаграммы и графики; применять электронные таблицы для построения и исследования компьютерных моделей. MS Access: описывать назначение и возможности баз данных; создавать табличные базы данных; осуществлять сортировку и поиск записей; задавать сложные вопросы при поиске информации.

В качестве поддержки теоретического материала для каждого раздела разработано иллюстрированное электронное учебно-методическое пособие по MS Office (рис.1).

Для контроля знаний по данному разделу разработаны тестовые задания, которые работают в тестовой оболочке HyperTest (рис.2).

Задания очень просты в разработке и удобны в использовании. Пример теста по теме “Электронная таблица Excel”:

Электронная таблица Excel2000

/\ Электронная таблица – это:

– устройство ввода графической информации в ПЭВМ

– устройство ввода числовой информации в ПЭВМ

+ компьютерный эквивалент обычной таблицы, в клетках которой записаны данные

\/

/\ Адрес ячейки в ЭТ определяется:

+ названием столбца и номером строки

– номером листа и именем столбца

– номерами листа и строки

\/

/\ Математические функции табличных процессоров используются для:

+ исчисления логарифмов, тригонометрических функций

–  построения логических выражений

–  определения размера ежемесячных выплат для погашения кредита, расчета норм амортизации

\/

/\ Логические функции табличных процессоров используются для:

+ построения логических выражений

–  исчисления логарифмов, тригонометрических функций

–  определения размера ежемесячных выплат для погашения кредита, расчета норм амортизации

\/

/\ Финансовые функции табличных процессоров используются для:

– построения логических выражений

– исчисления логарифмов, тригонометрических функций

+ определения размера ежемесячных выплат для погашения кредита, расчета норм амортизации

\/

/\ Для переноса и копирования данных в ЭТ используется:

+ буфер обмена

–  временный файл

– системный файл

– промежуточные итоги

\/

/\ Команды форматирования в ЭТ выполняют функции:

– перемещения, вставки, удаления, копирования, замены

+ выравнивания данных в ячейках, назначения шрифтов, толщины линий

– сохранения файлов, загрузки файлов

\/

/\ Назначение числовых данных в ЭТ:

– это программа с уникальным именем, для которой задаются значения аргументов

– они включают арифметические, логические и другие действия, производимые с ячейками

+ с их помощью производятся математические операции

\/

/\ Назначение формул в ЭТ:

+ включают арифметические, логические и другие действия, производимые с ячейками

–  это программа с уникальным именем, для которой задаются значения аргументов

– с их помощью производятся математические операции

\/

/\ Панель управления ЭТ включает:

+ главное меню

– микропроцессор

– блок управления дисплея

+ строку ввода и подсказки

\/

/\ Над данными в электронной таблице выполняются действия:

+ ввод данных в таблицу

– формирование столбцов и блоков клеток

+ манипулирование данными в блоках таблицы

+ распечатка документа на принтере

\/

/\ Для изменения вида графического объекта в Excel:

+ щелчок правой кнопкой мыши и выбрать команду Формат\Объект

– щелчок левой кнопкой мыши и команда Вид

+ двойной щелчок на объекте

\/

/\ Пункт меню "Файл" содержит следующие команды:

+ создать

+ открыть

+ сохранить

+ сохранить как...

– копировать

– вырезать

– ячейки

\/

/\ Пункт меню "Формат" содержит следующие команды:

+ ячейка

+ строка

+ столбец

– макрос

– орфография

– печать

\/

/\ Пункт меню "Правка" содержит следующие команды:

– настройка

– параметры

+ вырезать

+ копировать

+ вставить

– диаграммы

– ячейки

\/

/\ Пункты меню "Формат" и "Ячейка" позволяют:

– перейти на новый лист книги документа

+ задать форматы чисел

+ изменить шрифт

+ задать тип выравнивания

– изменить масштаб электронной таблицы

\/

/\ Блок использованных ячеек может быть обозначен:

+ непосредственно набором начального и конечного адресов

– с помощью несложных электронных схем

– с помощью формул

\/

/\ Табличный процессор - это программный продукт, предназначенный для:

+ обеспечения работы с таблицами данных

– управления большими массивами

– создания и редактирования текстов

\/

/\ Адрес в электронной таблице указывает координату:

+ клетки в электронной таблице

– данных в строке

– клетки в блоке клеток

\/

/\ Формат числа задается с помощью команды:

+ Формат\Ячейка\Число

– Формат\Ячейка

– Вид\Число

– Вид\Формат

\/

/\ Фильтрация списков служит для:

+ отображения данных, удовлетворяющих условию

– отображения сортированных данных

– отображения коммерческой информации

– для вывода необходимых параметров

\/

Правильный ответ отмечается знаком “+”, а неправильный знаком “– ”.

Изучение каждого раздела строится по следующей схеме:

  1. теоретический материал разбит на темы раздела;
  2. практические работы проводятся после изучения каждой темы раздела, и направлены на закрепление теоретических знаний и практических навыков и умений;
  3. электронный учебник служит для закрепления материала. Имея теоретическую базу и практические умения с электронным учебником проще подготовиться к итоговому тестированию;
  4. тестирование проводиться по окончании изучения каждого раздела;
  5. проект разрабатывается учащимися в микрогруппах по окончании изучения каждого раздела тему проекта дает учитель;
  6. в конце изучения всего пакета MS Office учащимся предлагается создать свой мультимедийный продукт. Надо не только продумать свою тему, но и представить ее по порциям, соответствующим площади экрана компьютера, оформить каждый кадр и их взаимосвязь, для этого требуется большая предварительная работа по созданию отдельных слайдов, фрагментов, базы данных и только после этого приступить к сборке всех фрагментов.
 

Метки: Информатика