Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Межпредметные связи - использование пакета Microsoft Office в школе

Тип урока: урок–обобщение

Вид: урок-презентация с применением современных технологий

Технология: проблемно-исследовательская технология

Время проведения: спаренный урок, завершающий тему пакет Microsoft Office

Оборудование: компьютерный класс, мультимедийные устройства

Программное обеспечение: ОС – Windows 2000, пакет Microsoft Office

Цель урока:

Обучающая: Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общеинтеллектуальный характер. Научить школьников применять современное программное обеспечение в решении нестандартных задач, связывать информационные технологии с другими школьными предметами Развивающая: Развитие у школьников познавательного интереса, творческой активности, теоретического, творческого мышления, а также формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений. Мотивационная: Побудить интерес к изучению предмета, как учащихся, так и преподавателей других предметов.

Задачи:

Воспитательная: Развитие познавательного интереса, памяти, внимательности, логического мышления, воспитание информационной культуры. Развитие умения работать с дополнительными программами, правильно выбирать источники дополнительной информации. Учебная: Углубление, обобщение и систематизация знаний по программному обеспечению ПК. Познавательная: Совершенствование навыков работы и повышение интереса к современным компьютерным технологиям.

План урока: (80 минут)

  1. Краткая лекция учителя по теме “Информационные технологии. Возможности ИТ”
  2. Выступление учащихся с сообщением по программам Microsoft Office. Учащиеся на ПК показывают возможности приложений Microsoft Office. Комментарии и оценка по каждому выступлению
  3. Демонстрация материала на CD “Использование Microsoft Office в школе”
  4. Заключительное слово учителя. Подведение итогов. Выводы.

Вопросы к учащимся:

  1. Какие программы входят в пакет Microsoft Office?
  2. Текстовые редакторы, их возможности.
  3. Графические редакторы, перечислить, назвать возможности и различия. Растровая и векторная графика.
  4. Электронные таблицы, область применения.
  5. Программа презентации.

Ход урока:

1. Учитель. Краткая лекция по теме “Информационные технологии. Возможности ИТ” – 10 мин.

Информатика – это … (совокупность научных направлений, изучающих информацию, информационные процессы в природе, обществе, технике, формализацию и моделирование как методы познания, способы представления, накопления, обработки и передачи информации с помощью технических средств – компьютеров и многое другое”.

Информационная технология – это совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющая знания людей и развивающая их возможности по управлению техническими и социальными процессами”.

Программы-приложения пакета Microsoft Office являются инструментами технологии. Изучая их и научаясь с их помощью решать конкретные задачи (создание текстов, выполнение расчетов и т.п.), мы осваиваем информационную технику и одновременно элементарные акты, так сказать “атомы” информационной технологии.

Невозможно разорвать науку и технологию, технологию и технику.

Владение техникой – обязательное условие эффективного обучения технологии. Инструменты технологии должны быть встроены в тот или иной технологический процесс и, следовательно, должны быть подчинены решению некой общей задачи. Такой задачей, например, может быть составление аналитической справки по тому или иному вопросу. Следовательно, вам потребуется поиск подходящей информации и преобразование ее в нужный вид с применением определенным характером справки компьютерных инструментов – обработки текста и графики, проведения вычислений, составления графика или диаграммы.

Компьютерные технологии открывают окно в мировое пространство. В результате современного этапа развития Internet возникла как бы единая страна, объединенная компьютерными телекоммуникациями (КТК), весь мир без границ (конечно не в смысле географической близости, а в смысле понятийной, содержательной и культурной). Можно узнать массу новых сведений, фактов, пообщаться с друзьями, задать вопросы и мгновенно получить на них ответы. Любой из пользователей, имеющий доступ к сети Internet, имеет доступ и к базе данных, включающих неограниченное количество справочников, каталогов и библиотек.

Новая эпоха, которая получила название “информационной эпохи”, ставит перед школьным образованием новую проблему – подготовить учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения образования с использованием современных информационных технологий обучения, т.е. сформировать у учащихся информационную компетентность.

В настоящее время все большее значение приобретают такие возможности, как получение образования на расстоянии, общение учащихся, учителей не только в рамках одной школы, района, но и других регионов страны, мира. С помощью современных информационных технологий становится реальным получить образование не только очно, но и дистанционно, не выходя за пределы вашей комнаты, квартиры, дома. Удобно, не правда ли?

Используя компьютерные программы, вы можете реализовать свои творческие возможности:

  • попробовать себя в роли сценариста, режиссера, мультипликатора;
  • программиста;
  • звукорежиссера;
  • писателя, журналиста;
  • оформителя стенгазет;
  • художника-дизайнера и т.п.

Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать каждый урок по каждому школьному предмету нетрадиционным, ярким, насыщенным, легко запонимающимся.

2. Выступление учащихся с сообщением по программам Microsoft Office:

1-ый ученик: Возможности текстового редактора Word – краткая характеристика. – 10 мин.

С помощью текстового редактора Word, входящего в состав пакета Microsoft Office, можно создавать письма, уведомления, счета, доклады, бланки, рефераты, курсовые и дипломные работы, Web–страницы – практически любые электронные или печатные документы.

Программа Word позволяет распечатывать текст, вставлять в него рисунки или отсканированные фотографии, форматировать текст и графические изображения и, таким образом, создавать сложные документы с верхними и нижними колонтитулами, примечаниями, перекрестными ссылками, номерами страниц, таблицами и индексами. Создание простых документов в Word значительно облегчается благодаря использованию шаблонов.

Методы работы с текстовым редактором Word, как и с любым другим приложением Office, полностью основаны на зрительном восприятии: когда мы открываем документ, то текст, графика и форматирование выглядят на экране также как и на печати.

Программа Word взаимодействует с другими приложениями Microsoft Office: с ее помощью можно просматривать табличные данные на Excel и Access или слайды из PowerPoint. Можно создать домашнюю страницу и т.д.

Демонстрация (с пояснением) на ПК:

  • применение векторной графики на уроках по предметам: ИЗО, черчение, МХК (Рисунок 1);

  • оформление рекламного проспекта (Рисунок 2);

  • оформление бланка по итогам четверти (в помощь кл. руководителю):
Учащийся____________________________ ________ четверть

Предмет

Оценки

Пропуски(дата)

Русский язык    
Литература    
Математика    
История    
Граждановедение    
География    
Биология    
Музыка    
ИЗО    
ОБЖ    
Иностранный язык    
Физическая культура    
Труд    
Количество пропусков по журналу   По медицинской справке
По записке родителей
Без уважительной причины
Подпись классного руководителя Подпись родителей

Комментарии и оценка – 2 мин.

2-ой ученик: Графический редактор Paint. Возможности и область применения. – 10 мин.

Paint – простейший графический редактор, предназначенный для создания и редактирования растровых графических изображений в основном формате Windows (BMP) и форматах Интернета (GIF и JPEG). Он приемлем для создания простейших графических иллюстраций, в основном схем, диаграмм и графиков, которые можно встраивать в текстовые документы; в Paint можно создавать рекламу, буклеты, объявления, приглашения, поздравления и др.

Графический редактор Paint ориентирован на процесс “рисования” изображения и комбинирования готовых фрагментов, а не на обработку (“доводку”) готовых изображений, таких как отсканированные фотографии.

В нашем распоряжении различные средства и инструменты для “художественного” творчества – палитра цветов, кисть, аэрозольный баллончик, ластики для стирания, “карандаши” для рисования геометрических фигур (линий, прямоугольников, эллипсов, многоугольников). Редактор позволяет вводить тексты, и богатый набор шрифтов из комплекта Windows дают возможность выполнять на картинках эффектные надписи. Имеются и “ножницы” для вырезания фрагментов картинки, - вырезанный элемент можно переместить, скопировать, уменьшить, увеличить, развернуть и т.д.

Основные возможности Paint:

  • Проведение прямых и кривых линий различной толщины и цвета.
  • Использование кистей различной формы, ширины и цвета.
  • Построение различных фигур – прямоугольников, многоугольников, овалов, эллипсов – закрашенных и не закрашенных.
  • Помещение текста на рисунок.
  • Использование преобразований – поворотов, отражений, растяжений и наклона.

Демонстрация ( с пояснением) на ПК:

  • Рисунок “Карнавальная маска” (Рисунок 3) .

Комментарии и оценка – 2 мин.

3-ый ученик: Программа презентации PowerPoint. Возможности и область применения. – 10 мин.

Программа PowerPoint предназначена для создания и графического отображения презентации в составе пакета Microsoft Office. При помощи PowerPoint можно строить диаграммы и графики, готовить слайды, проспекты, служебные сообщения и практически любые материалы для презентации, а также организовывать показы слайдов. Допускается просмотр на экране компьютера или с использованием проектора. Кроме того, имеется возможность устраивать показы слайдов в Web-сети.

Вместе с программой PowerPoint поставляется набор шаблонов, задействовав которые мы легко можем подобрать стиль оформления презентации и, как следствие, сконцентрировать внимание на содержательной стороне, то есть текстовых данных и т.п. также в PowerPoint включен комплект готовых форм, которые можно использовать при создании новой презентации.

В состав программы входят такие элементы, как маркированные текстовые слайды, таблицы, организационные диаграммы, графические объекты и инструменты рисования.

Программу PowerPoint можно использовать на уроках по всем школьным предметам.

Демонстрация (с пояснением) на ПК:

Макет презентации “Времена года” (Рисунок 4).

Комментарии и оценка – 2 мин.

4-ый ученик. Электронные таблицы – Excel. Возможности и область применения. – 12 мин.

С помощью программы Excel, из пакета Microsoft Office, предназначенной для работы с таблицами, можно создавать производить математические расчеты и анализировать полученные данные. Допускается создание диаграмм для наглядного показа результатов обработки информации.

После ввода чисел в ячейки на листе, достаточно напечатать в смежных ячейках формулы, чтобы программа автоматически произвела стандартные математические операции: суммирование, вычитание, умножение или деление. Допускается использование разнообразных функций, которые выполняют простейшие задачи, например вычисление среднего арифметического и более сложные, такие как расчет заработной платы, процента качества успеваемости, пропусков учащихся и т.п. В Excel допускается даже выполнение статистических расчетов.

Предусмотрены простые способы работы с базами данных.

Для графического представления информации на экране лучше всего создать диаграмму, диаграммы выполнены на профессиональном уровне и удобны для просмотра. Кроме того, удобно использовать другие средства отображения данных: сводные таблицы и диаграммы.

Демонстрация (с пояснением) на ПК:

  • вставка формул (категория “Статистические”): для определения количества оценок “2, 3, 4, 5” применяем формулы =СЧЁТЕСЛИ(C4:O4;"=2") =СЧЁТЕСЛИ(C4:O4;"=3") =СЧЁТЕСЛИ(C4:O4;"=4") =СЧЁТЕСЛИ(C4:O4;"=5")
  • для определения категории успеваемости учащихся класса применяем формулу

=ЕСЛИ(СЧЁТЕСЛИ(C2:O2;"=2")<>0;"ДВОЕЧНИК";ЕСЛИ(СЧЁТЕСЛИ(C2:O2;"=3")<>0;"ТРОЕЧНИК";ЕСЛИ(СЧЁТЕСЛИ(C2:O2;"=4")<>0;"ХОРОШИСТ";ЕСЛИ(СЧЁТЕСЛИ(C2:O2;"=5")<>0;"ОТЛИЧНИК"))))

Успеваемость 6б класса

Ф.И.О.

Матема-
тика

Русский язык

Лите-
ратура

Граждано-
ведение

Исто-
рия

Гео-
графия

Био-
логия

Музыка

ИЗО

ОБЖ

Ино-
странный  язык

Физкуль-
тура

Труд

Кол-во
оценок

“2, 3, 4, 5”

Категория
учащегося

3

4

5

1

Аксенова Е.

4

4

5

4

4

4

4

5

5

5

5

4

4

0

8

5

хорошист

2

Бурка А.

3

3

3

3

3

3

3

3

3

4

3

3

4

11

2

0

троечник

3

Вайсман А.

3

3

4

3

3

4

3

5

3

3

5

3

4

8

3

2

троечник

4

Воеводина А.

5

4

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

4

0

2

11

хорошист

5

Гудименко И.

4

4

4

4

4

4

4

4

5

5

4

4

4

0

11

2

хорошист

6

Дяченко Д.

3

3

3

3

3

4

3

4

3

4

3

4

3

9

4

0

троечник

7

Иванов Р.

3

3

3

3

3

3

3

5

3

3

3

4

3

11

1

1

троечник

8

Касиловская А.

3

3

3

3

3

3

3

5

4

3

4

4

3

9

3

1

троечник

9

Костив В.

5

5

5

5

5

4

5

5

4

5

5

5

4

0

3

10

хорошист

10

Кужильный А.

3

3

4

3

3

4

3

4

4

4

4

5

4

5

7

1

троечник

11

Лазарев В.

4

4

5

4

5

5

4

5

5

5

5

5

5

0

4

9

хорошист

12

Мегеря М.

4

4

5

5

4

4

4

5

4

4

4

4

4

0

10

3

хорошист

13

Миронова О.

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

0

0

13

отличник

14

Николенко И.

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

0

0

13

отличник

15

Протасова В.

4

5

5

5

4

5

5

5

4

5

5

5

4

0

4

9

хорошист

16

Резник А.

4

4

5

5

5

5

4

5

5

5

5

5

5

0

3

10

хорошист

17

Халикова Д.

3

3

4

4

3

4

4

5

5

4

4

4

3

4

7

2

троечник

18

Шевцова К.

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

0

0

13

отличник

В помощь классному руководителю. Для наглядности применяем диаграмму. (Рисунок 5)

построение графика y = cos(x) (Рисунок 6); 

y=cos(x)

x

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

y

0,5

-0

-1

-1

0

1

1

-0

-1

-1

Возможности программы Excel можно применять на предметах: физика, математика, экономика и т.д.

Комментарии и оценка – 2 мин.

Учитель: Просмотр демонстрационного материала на CD “Использование Microsoft Office в школе” – 10 мин.

Заключительное слово учителя. Подведение итогов. Выводы. – 10 мин.

Сегодня на уроке мы обобщили знания, полученные на протяжении прошлого учебного года и первого полугодия этого учебного года. Все учащиеся показали хороший уровень знаний, творчески подготовились для иллюстрации возможностей программ-приложений Microsoft Office. При подготовке и проведении урока использовались: конспекты уроков, учебная и справочная литература, творческие работы учащихся и учителя, программное обеспечение ОС – Windows 2000, пакет Microsoft Office, демонстрационный CD-фильм. Я думаю, что с поставленной задачей вы справились успешно: познакомили учителей-предметников с возможностями программ-приложений пакета Microsoft Office и сделали для себя вывод, что изучение предмета “Информационные технологии” существенно поможет вам в получении образования, как сейчас, так и в будущем.

Заслушивается мнение преподавателей-предметников.

Метки: Информатика, Технология, Общепедагогические технологии