Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке

“Если есть труд – значит, будет и

успех!”

Образованность, понимаемая сегодня не

как многознание и владение набором

профессиональных навыков, а как развитость

разнообразных способностей системного

характера. Высокая степень их продуктивности,

предполагает моделирование такой системы

образования, в которой главенствующую роль

должна занимать не традиционная трансляция

знаний, умений, ценностей, норм поведения и т. д., а

создание условий для максимально возможной

адаптации и развития каждой личности в школе.

Конечная цель – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Одна из основных потребностей

человека – потребность в познании себя, других и

мира в целом. Поэтому необходимо вооружить

школьника знаниями, накопленными человечеством

в разных областях жизни. Чем больше выпускник

учебного заведения будет знать, тем лучше он

будет подготовлен к жизни и труду в обществе.

Обучение ведет не только к развитию ума, но и к

развитию внутреннего мира личности ребенка,

воспитанию его характера и мировоззрения.

Как отмечал Зеньковский В.В.:

“…современная школа грешит вообще

односторонним интеллектуализмом, т.е. как-то

искусственно развивает ум, совершенно, однако, не

развивая общей активности и даже подавляя

проявления ее. В этом лежит разгадка одного из

наиболее грустных “парадоксов” современной

школы: сосредоточивая все свои силы на развитии

ума, она не только не добивается своих целей, не

только не дисциплинирует ум и не развивает его,

но часто даже притупляет и приостанавливает его

естественное развитие”. Поэтому уделяется

внимание и ставится задача развития личности учащихся в целом, а также рациональной и

эмоциональной сферы учеников, их творческих

способностей, нравственности, культуры,

образованности, особая роль отводится включению

школьников в коллективные отношения со

сверстниками и педагогическим составом.

Ребенка можно сравнить с

нераспустившимся цветком. Он развивается по

своим природным законам. Для его полноценного

развития и созревания необходимы плодородная

почва (благоприятная учебная среда) и защита от

негативных внешних воздействий. У растения

главное – корень, у ребенка – душа. Учитель

должен помочь раскрыться его душе для

эмоционального, духовно-нравственного

восприятия мира. Ребенку нужны не абстрактные

знания, а практические, необходимые для участия в

реальной жизни и профессиональном труде. Учить

надо “естественно”: создать специальную

“учебную среду”, которая даст возможность

ребенку наиболее полно раскрыть таящиеся в нем

природные силы и возможности. В “учебной среде”

и происходит обучение детей, полностью

отвечающее их потребностям, интересам и

стремлениям.

Задачу в современном обществе я вижу

не в передаче детям максимально возможного

объема знаний, а в том, чтобы научить детей умению учиться. Функция учителя – содействие

дарованиям, самостоятельности и инициативе

школьников. А при организации образовательного

процесса учитывать общие принципы: гибкая форма

организации обучения, учитывающая потребности,

интересы, способности детей, возможность выбора

занятий (особенно для старшеклассников);

приоритет групповой и индивидуальной форм

работы; наличие разнообразных материалов для

самостоятельной практической работы;

самоуправление; опора на существующий уровень

развития ребенка и представление условий для его

роста. Учитель играет здесь роль советчика,

опытного помощника, координатора общей

деятельности. Его функции – стимулировать познавательные интересы школьников, помочь им в самостоятельном поиске необходимой информации, в организации собственной деятельности. Учитель вместе с коллегами,

родителями учащихся, самими детьми организует

специальную учебную среду, которая стимулирует

естественные потребности детей в приобретении

новых знаний, в творчестве, в общении со

сверстниками и педагогами. Учебный процесс

ориентируется на индивидуальный ход развития

каждого учащегося. В такой организации

образовательного процесса особое значение

приобретает развитие мотивации учащихся, их

ответственности по отношению к собственному

обучению. Соревнование в процессе обучения между

соучениками заменяется кооперацией,

сотрудничеством. К ребенку нужно относиться как

к личности, признавая права детей на собственное

мнение, на самореализацию, учитываются их

индивидуальные потребности и интересы.

Практический аспект решения проблемы

соотношения обучения и развития предполагает

использование концепций развивающего обучения:

необходимо найти такие способы организации

процесса обучения, которые будут ускорять,

интенсифицировать развитие учащихся. Такое

обучение способно изменить ход развития ребенка,

развитие психических функций может ускорено в

специально организованной коллективной учебной

деятельности, развитие психики школьника в

деятельности и коллективе ведет к развитию его

личности. Данное направление основывается на

понятиях Выготского Л.С. – “зона актуального

развития” (достигнутый уровень своего развития

ребенком) и “зона ближайшего развития”

(расстояние между уровнем его актуального

развития и уровнем возможного развития).

Идеи развивающего обучения базируются

на следующих принципах:

  • принцип ведущей роли теоретических знаний в

    начальном обучении;

  • принцип обучения на высоком уровне трудности;
  • принцип обучения быстрым темпом;
  • принцип осознания школьниками процесса учения;
  • принцип целенаправленной и систематической

    работы над общим развитием всех учащихся, в том

    числе наиболее слабых.

В качестве ведущих принципов обучения

рассматриваются принципы самостоятельной

активности и осознанности познания, поэтому в

массовой практике должны использоваться

активные формы и методы обучения. Это:

  • Поворот от обучения в условиях класса к

    обучению в малых группах. Учащиеся работают индивидуально, в парах или в группах по 3-4 человека.

  • Поворот от сообщения знаний и их запоминания к

    самостоятельному поиску и кооперированию

    усилий. Учитель руководит поиском нужной информации, стимулируя учащихся на поиск и овладение знаниями, далеко выходящими за рамки школьной программы и требований учителя.

  • Поворот от работы с более успевающими

    учениками к работе со всеми учащимися. Группа учеников, работая над проектом, выполняют большую часть работы самостоятельно, освобождая учителя для работы с отдельными учениками или группами.

  • Поворот к значительному увеличению активности

    учащихся. Метод проектов и кооперирование существенно повышает активность каждого ученика его занятость, степень осмысления материала.

  • Контроль знаний, базирующийся на тестировании,

    может использовать и результаты работы над

    проектом, отслеживанием промежуточных

    результатов. Компьютер может оказать помощь учителю для наблюдения динамики процесса овладения каждым учеником определенной темы.

  • Соревновательный подход заменяется

    кооперированием, сотрудничеством. Такое обучение существенно повышает положительный настрой учащихся, их мотивацию.

  • Поворот от овладения всеми учениками одного и

    того же материала к овладению разными учащимися

    разного материала. Учителя разрешают учащимся самим выбирать, что и каким образом (в пределах стандарта образования)они будут изучать с тем, чтобы каждый ученик имел возможность достигнуть максимального результата. В группах учащиеся легче и быстрее раскрывают свои сильные стороны и развивают слабые, поскольку последние не оцениваются негативно.

  • Поворот от вербального мышления к интеграции

    визуального и вербального. мышления. Можно выделить общие подходы: активизация мышления и познавательных способностей ученика в процессе обучения; развитие мотивации к учению и познавательных интересов учащихся; стремление к осознанности усвоения учебного материала школьниками.

  • Обучение в творческой деятельности: развитие

    через творчество, обучение через открытие. Вовлечение детей в творческую деятельность в процессе обучения: дискуссия, самостоятельное создание продуктов труда, воображения, письменной и устной речи, работа над учебно-исследовательскими проектами и др. Учитель может помочь – вооружить средствами поиска или бросить “яблоко” (намек, подсказку).

  • Эвристический метод обучения в школе. Различные операции творческого мышления, приемы эвристической деятельности: определение типа задачи, выяснение того, что представляют собой неизвестное, данные, условие; составление плана решения; осуществление плана решения; изучение полученного решения. Это: “мозговой штурм”, “мозговая атака”, брейнсторминг, ТРИЗ и др.

  • Метод эвристических вопросов. Эвристический вопрос должен стимулировать мысль, но не подсказывать идею решения для развития интуиции и тренировки логической схемы в поиске решения задач.

  • Метод инверсии. На поиск решения творческой задачи используются противоположные процедуры мышления: анализ и синтез, логическое и интуитивное, конкретное и абстрактное, разъединение и объединение для развития диалектики мышления учащихся.

  • Метод эмпатии (метод личной аналогии). Происходит отождествление личности человека с личностью другого или с каким-либо предметом, процессом, системой, что требует фантазии и воображения.

  • Метод многомерных матриц. Основан этот метод на том, что новое зачастую представляет собой иную комбинацию известных элементов (идей, действий, явлений и др.).

  • Проблемное обучение. Основано на создании учителем проблемных ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения: 1.создание проблемной ситуации; 2.формирование гипотез разрешения; 3.проверка решения с систематизацией полученной информации. Главное условие – наличие мотивации учащихся.

  • Технология “обучения в диалоге”. Примером может быть исследовательская работа. Любимый девиз: “Подвергай все сомнению” для формирования у детей собственных, индивидуальных представлений об объектах и явлениях окружающего мира.

  • Метод проектов. В основе метода лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся на отрезок времени.

  • Метод открытий. Создаются подвижные группы детей по интересам, уровню подготовки, способностям, где каждый ребенок идет своим темпом для психического, социального, духовного развития, повышения общеобразовательного уровня. Личность ребенка развивается своеобразно и ярко в развивающих играх.

  • Поворот от традиционного урока к

    нетрадиционным формам и методам урока. Это может быть урок: аукцион, сочинение по биологии, деловая игра, пресс-конференция, диспут, общественный смотр знаний, турнир, эстафета, семинар, диспут, путешествие, зачет, игра и др.. Особый интерес представляют формы работы с учебником: репродуктивно-поисковая (составление плана, схемы, конспекта,…по тексту), сравнительно-аналитическая (таблиц, схем, рисунков) и творческая (тексты с ошибками, тесты, кроссворды,…).

Таким образом, для активизации

познавательной деятельности учащихся на уроке

прослеживаются некоторые общие подходы:

  • совершенствование системы усвоения учащимися

    базовых знаний, умений и навыков;

  • активизация теоретического и продуктивного

    мышления, познавательных способностей

    школьников; развитие критического мышления в

    процессе обучения;

  • развитие мотивации к учению, познавательных

    интересов учащихся; стремление к осознанному

    усвоению учебного материала, участию всех

    учеников в учебной деятельности;

  • организация кооперирования, сотрудничества

    учащихся при решении определенной задачи;

    использование разнообразных форм учебной

    работы;

  • организация учебно-поисковой деятельности,

    различных форм самостоятельной работы учащихся;

  • применение компьютерных технологий в учебном

    процессе;

  • допускается обучение учащихся в разном темпе и

    усвоение ими разного объема знаний;

  • проведение развивающих учебных игр;
  • организация тренинговых занятий:

    коммуникативные тренинги, тренинги по развитию

    памяти, внимания, мышления, креативности и др.

Общая идея такова: с учетом разных начальных условий для каждого конкретного ребенка, включенного в процесс обучения, существует свой, индивидуальный уровень развития, который он сможет достичь при условии наиболее благоприятной для него организации учебного процесса. Найти и создать эти условия – задача каждого педагога.

КАК СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ УСПЕШНОГО

ОБУЧЕНИЯ?

Это:

  • : Структура урока

    изучения нового материала с личностно

    ориентированной направленностью и развитием

    критического мышления (на базовом и повышенном

    уровнях);

: План изучения

отдельной темы или раздела учебной программы;

Приложение 3: Мой урок: “Съесть

вместе пуд соли” (самовоспитание: развитие

критического мышления).

КАК ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ?

Это:

  • Приложение 4. Разработка учебного

    занятия элективного курса “Основы экологии” в 10

    классе:

- конспект учебного занятия по теме:

“Тематический учет знаний по теме “Организм и

среда””;

- презентация к учебному занятию

(сопровождение хода занятия).

17.03.2008