Внеклассное мероприятие по литературе в 6 классе на тему «Россия – Родина моя!»
Внеклассное мероприятие по литературе в 6 классе на тему «Россия – Родина моя!»
Цель мероприятия: формирование патриотических качеств личности, воспитание активного гражданина – патриота своей Родины.
Задачи:
способствовать воспитанию осознания детьми неповторимости Отечества, своей принад-лежности к малой родине;
способствовать формированию знаний о государственных символах России;
обеспечить в ходе занятия усвоение знаний о происхождении слов «Русь», Россия; о за-щитниках русской земли;
способствовать формированию умений выражать своё отношение к родине в рисунках.
(Опережающие задания ученикам: 1)выучить стихи о России; 2)подготовить рисунки на тему «Россия – Родина моя!»; 3)найти пословицы о родине. )
Ход мероприятия:
I. Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня я предлагаю вам ещё раз пройтись по нашей родной земле, которую мы зо-вем Россия.
Назовем мы наше занятие «Россия – Родина моя!»
Эпиграфом нашей встречи станут слова поэта Серебряного века Игоря Северянина:
О России петь – что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврамU
О России петь – что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить матьU
О России петь – что тоску забыть,
что любовь любить, что бессмертным быть.
– Как вы понимаете слова И. Северянина?
– С какими образами у поэта ассоциируется образ России? (Храм, леса, горы, поля, весна, невеста, мать, любовь, бессмертие, утешение).
Вот сегодня мы с вами и поговорим о нашей Родине, о России.
II. Откуда взялось такое название – «Россия»?
Выступления подготовленных учеников.
Ученик 1:
В стародавние времена её называли Русью. Слово «Русь», как предполагают ученые, произошло от слова « русло». Русло – ложе реки, по которому она течет меж берегов. Русь – страна рек и озёр.
Так называли страну, которая лежала между реками Вяткой и Дунаем, между Белым и Черными морями. Она была населена русичами, т. е. людьми, живущими по берегам рек и озер. Река поила кормила, по ней можно было сплавлять лес и добираться на лодке до других селений.
Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских ещё называли «росса-ми», а страну, где они живут – Россия. Такое название в языке закрепилось с XV века, когда рус-ские стали объединяться в одно государство.
Ученик 2:
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали
Россия.
РоссияU
РоссияU
РаздольеU
РавниныU
Березы босые, седые осины.
Всё дорого с детства,
Всё памятно с детства. И всё же не можешь никак наглядеться.
(Виктор Коротаев)
Учитель:
– Что же, по-вашему, объединяет нас всех, сидящих здесь? (Мы граждане одного государства).
– У каждого государства есть свои символы. Есть они, конечно же, и у России.
III. Символы России.
Ученик 3:
Флаг. По решению Государственной Думы и Президента Россия вступила в третье тысячелетие с бело-сине-красным флагом. (Демонстрирует флаг России).
Герб. Он представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орёл – символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры, символ глубокого уважения нашим народом своих исторических корней и национальной истории. Две головы орла напоминают об исторической необходимости обороны от Запада и Востока, а три короны над ними, скрепленные единой лентой, символизируют кровное братство и единую исто-рию трёх восточнославянских народо: русских, украинцев и белорусов.
Скипетр и Держава в когтях орла – образное выражение незыблемости устоев нашего Оте-чества.
Грудь орла, защищенная щитом с изображением Георгия Победоносца, указывает на державную преемственность России от Руси Московской и на Москву, как собирательницу и защитницу всех земель русских. Недаром на пороге века двуглавый орёл снова становится символом России.
( Демонстрирует герб России).
Гимн. Это торжественная песня, которую поют и слушают стоя.
1 января 2001 года Гимном снова стало произведение с современным текстом С. Михалкова на музыку А. В. Александрова. Текст Гимна утвержден Государственной Думой и Президентом.
IV. Просторы России.
Ученик 4: Россия занимает площадь в 17 миллионов кв. км. Это в два раза больше, чем террито-рия целого материка Австралия.
Представьте себе, что мы совершаем путешествие с севера на юг России. Нам предстоит пре-одолеть расстояние в четыре тысячи километров.
А если мы полетим на самолёте с запада на восток, то в пути будем около 12 часов, пролетев над пространствами России 10 тыс. км.
Россия располагается в двух частях света – Европа и Азия. Россия занимает северо-восточную часть материка Евразия, омывается водами трёх океанов: Тихого – с востока, Атлантического – с запада, Северного Ледовитого – с севера.
(Звучит русская народная песня «Родина»).
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля -
Это русское раздолье,
Это Родина моя.
Вижу горы и долины,
Вижу степи и луга -
Это русские картины ,
Это Родина моя.
Слышу пенье жаворонка,
Слышу трели соловья -
Это русская сторонка,
Это родина моя.
V. Защитники земли русской.
Учитель: Сильна и могуча Русь. Всегда славилась Россия своими защитниками – от простых солдат до генералов.
Знаменитый полководец Александр Васильевич Суворов говорил, что лучше русского солдата нигде в мире нет. Он и сам не пропадет, и товарища спасёт. А где сил не хватит, там смекалкой возьмёт.
Это Россия спасла Западную Европу от татаро-монгольского нашествия.
Это из России с позором бежал Наполеон, который захватил перед этим почти полмира.
Это солдаты Советской армии водрузили в 1945 году Знамя Победы над рейхстагом и освободили мир от немецко-фашистских захватчиков.
Ученик 5: Россия!
Зарождалось это слово
В звучании разбуженных мечей,
В холстах голубоглазого Рублёва
И в тишине предгрозовых ночей.
На поле боя
Вызревали росы,
На пепелищах пели топоры.
Мы всё прощали:
Мы великороссы,
Всегда великодушны и добры.
VI. Россия – малая родина.
Учитель: Родина – понятие многогранное. Это и дом, в котором ты родился и вырос, и деревня или город, где проходило твоё детство. Это и вся огромная РоссияU и родное ПодмосковьеU По-дольскU
Песня «С чего начинается РодинаU» (1 куплет)
Учитель: Поэты и писатели, создавая неповторимый образ Родины, вкладывают в это слово осо-бое содержание.
Вот как ощущает Родину наш земляк, поэт, родившийся в Подольске, Михаил Шаповалов.
Ученик 6:
Догорает заката полоска.
Небо чисто. Стрижи верещат.
Это я говорю из Подольска,
Говорю в равнодушный закат.
– Мира Божьего святы приметы,
Миру Божьему не прекословь!. .
Давит жаром высокое лето.
Потаенная душит любовь.
И конечно, закат не ответит,
Что мне делать в разлив синевы.
И качает размеренно ветер
Изумрудные волны листвы.
Учитель: А поэтесса Лариса Короткова написала настоящую «Оду Подольску».
Ученик 7: Ода Подольску
Я влюблена в тебя до сумасшествия,
Мой дорогой, неповторимый город!
Здесь каждый день – весна и путешествия!
И каждый миг здесь – несказанно дорог.
Я не со зла, поверь, тебя оставила!
Московский шум так и не стал мне милым!
И год за годом, нарушая правила,
Я возвращаюсь снова стать счастливой!
Я возвращаюсь снова в твои улицы,
И улыбаюсь всем прохожим встречным,
Все еще веря, что однажды сбудется
Моя мечта: остаться здесь навечно.
С тобой. В тиши, вдали, в уединении -
Пока еще мое сердечко бьетсяU
Коль похоронят где-то в удалении -
Моя душа всегда к тебе вернетсяU
Учитель: Для кого-то малая Родина – Кузбасс, кому-то – Красноярский край или Дальний Во-сток, Кубань или Подмосковье. А всё вместе – это одна большая страна – наша Россия.
Ученик 8: Хороша Россия!
В полдень так нежна.
Но ещё красивее
В сумерках она.
Хороша Россия
Утром на заре,
Но ещё чудеснее
В лунном серебре.
VII. Россия на полотнах русских художников и в рисунках учеников.
Учитель: Восхищение красотой своей Родины нашло отражение не только в полотнах русских художников, но и в ваших рисунках о родном крае.
( Экскурс по рисункам детей)
Ученик 8: Родина моя, моя Россия,
Как сказать, что я тебя люблю?
Это море, это небо синее,
Это жизнь в моём родном краю,
Этот дождь, и эти вьюги злые,
Эти клёны, эти тополяU
Родина моя, моя Россия,
Как сказать, что я люблю тебя?
VIII. Пословицы о Родине
Учитель: Любовь к Родине – святое, трепетное чувство, живущее в сердце каждого русского. Недаром народ веками создавал пословицы о Родине. Давайте вспомним некоторые их них.
Ученики:
– Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
– Всякому мила своя сторона.
– С родной земли – умри не сходи.
– Своя земля и в горсти мила.
– Дома и стены помогают.
– За морем веселье – да чужое, а у нас и горе – да свое.
– Любовь к Родине сильнее смерти.
– На родной стороне и камешек знаком.
– Нет в мире краше Родины нашей.
– Родная землица и во сне снится.
– Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
– Кто Родиной торгует, того кара не минует.
– Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.
– Скучно Афонюшке на чужой сторонушке.
– Человек без Родины – что соловей без песни.
– Родина – мать, умей за неё постоять.
– На чужой сторонушке рад родной воронушке.
– За край родной иди бесстрашно в бой.
– Родина краше солнца, дороже золота.
– Смело иди в бой – Родина за тобой.
Учитель: В этих пословицах – любовь русского человека к своей отчизне.
( Выслушивает ответы детей на вопрос « Что значит – любить Родину?»)
IX. Заключительное слово учителя:
Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый её любит. Лю-бит место, где он родился и живёт. Любит родные леса, поля и реки. Любит свою зиму и своё ле-то, свою осень и свою весну. Человек любит людей, с которыми он живёт, любит свой народ. Лю-бит свой родной язык и песни, сказки, танцы своего народа. А всё это и есть Родина.
Ученик 9: Берегите Россию -
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе.
Берегите Россию -
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию-
Нет России другой.
(Е. Синицын)
А. П. Митрофанская, МБОУ СОШ №30, г. Подольск, Московская область
Метки: Внеклассная работа