Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Классный час "Основные требования этикета"; 7 класс

Классный час "Основные требования этикета"; 7 класс

Классный час. 7 класс

Тема: «Основные требования этикета»

Цель: напомнить обучающимся основными требованиями этикета в поведении и общении с людьми, воспитывать навыки культурного поведения.

Оформление: высказывания знаменитых ученых, пословицы и поговорки:

Ничто не дается так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Сервантес.

Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. Ж. – Ж. Руссо.

Воспитанность – это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени. Ф. Честерфилд

Скромность всякому к лицу.

Скромность красит человека.

На грош амуниции – на рубль амбиции.

Добро, сделанное втайне, оплатится явно.

Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям.

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Содержание:

Вступительное слово учителя:

Этикет – от французского «etiquette» установленный порядок поведения где–либо. Этикет гласит о том, как произвести благоприятное впечатление в обществе, какие требования предъявляются к одежде, манерам, поведению человека, каковы особенности организации приема или презентации и многое другое.

Вопрос: Какие черты этикета главные?

Конечно, воспитанность, вежливость.

Сервантес писал: «Ничто не дается так дешево и не ценится так дорого, как вежливость ». Это высказывание будет эпиграфом нашего классного часа.

Вежливость – это форма общения с людьми, которая выражает уважение к личному достоинству человека и чувство собственного достоинства. Вежливость проявляется в словах, тоне, жестах, мимике. Везде и всегда необходимо вежливо относиться к знакомым и незнакомым людям, к младшим и старшим, к взрослым, друзьям и товарищам.

Вот что по этому поводу сказал С. Маршак в своем шутливом стихотворении «Ежели вы вежливы».

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,

Вы место без протеста уступите старухи.

Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,

Не будете трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы, поможете вы маме

И помощь ей предложите без просьбы –

То есть сами.

И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,

И с дедушкой и с бабушкой вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы, то вам, товарищ, надо

Всегда без опоздания ходить на сбор отряда.

Не тратить же товарищам, явившимся заранее,

Минуты на собрание, часы на ожидание!

И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,

Вы будете защитником, пред сильным не робея.

Воспитанный человек – это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. В 19 веке о воспитанном человеке говорили, что он обладает хорошими манерами.

«Да бросьте вы церемониться!» – говорят тому, кто слишком уж подчеркнуто демонстрирует свои бе­зупречные манеры и с пунктуальностью электронно-вычислительной машины выполняет огромное коли­чество установленных этикетом правил, ритуалов, про­цедур – короче говоря, церемоний.

Правил поведения, действительно, существовало и существует бесконечное множество. В древнем Ки­тае, например, насчитывали около тридцати тысяч церемоний. Как постучаться в дом, как войти, как встать, сесть, взять чашку с чаем – все было строго определено и расписано.

Правила возникали в глубокой древности как очень удобные и разумные формы общения. Например, один из самых распространенных в мире способов привет­ствия – рукопожатие – дошел до нас из таинствен­ной дали тысячелетий. Тогда это было разумной ме­рой предосторожности – взаимное ощупывание рук, чтобы убедиться в отсутствии дурных намерений и оружия у встречного человека.

Шло время. Проверенные опытом многих поко­лений, правила постепенно превращались в обычаи. Так, испокон веков у всех народов обидеть старика, непочтительно обойтись с ним значило покрыть себя позором.

Всегда и всюду не уважали болтунов, тех, кто слушать не умеет, а сам говорит много. Через полто­ры тысячи лет дошла до нас история о том, как яви­лись к правителям древнегреческого государства Спарты послы соседней страны просить военной по­мощи. И вместо короткой и толковой просьбы они произнесли красивую и путаную речь на два часа. Спартанцы ответили им: «Начало вашей длинной речи мы забыли, а конца не поняли, так как забыли начало».

Во все времена и у всех народов глубоким внима­нием и уважением пользовалась женщина-мать.

Нет, пожалуй, на земле народа, племени, которые бы не признавали законов гостеприимства. Примеров можно приводить много. И все эти обычаи были глу­боко человечны, они помогали людям жить.

Есть среди правил этикета такие, смысл и проис­хождение которых сейчас, в наше время, понять уже трудно. Почему, например, хлеб с блюда берут ру­кой, а не вилкой? Почему при знакомстве люди, преж­де всего, называют свое имя? Почему девочке следует идти справа своего спутника? Почему при встре­че и приветствии мужчины снимают головной убор?

Например, возникновение последнего обычая объ­ясняют по-разному. В одних книгах написано, что он возник в Древнем Риме, где рабы, встретив сво­бодного гражданина, должны были обнажать обри­тую голову. Другие авторы считают, что он возник в средневековье, когда рыцари снимали шлемы, ос­тавляя голову незащищенной в знак проявления до­верия.

Трудно сейчас установить, какое из этих предпо­ложений более правильно.

Чаще всего – на разные «почему» мы получаем один ответ: так принято.

Так принято! Воспитанный человек должен знать обычаи, уважать мудрость предков, заключенную в этих обычаях, и выполнять традиционные нормы по­ведения. Я надеюсь, вы хорошо понимаете, что речь идет не обо всех старых правилах и привычках. Мно­гие из них потеряли смысл настолько, что кажутся просто невероятными. В одном восточном своде при­личий, например, я встретила советы, как воспитан­ному человеку облизывать пальцы после еды. Ну-ка, представьте себе, что в школьной столовой вы про­делали эту процедуру. Как на вас посмотрят?

Конечно, же, некрасивые, негигиеничные, унижа­ющие достоинство формы поведения уходят в прош­лое. А какие остаются? Какие, вновь возникают и вливаются в наш сегодняшний этикет?

Анализ ситуации:

В плотном потоке людей, хлынувшем из вечер­ней электрички, медленно двигалась женщина, тя­жело нагруженная авоськами, сумками и всякой по­клажей.

— Давайте вашу корзину,— тронул ее за руку мальчик лет пятнадцати.

Она удивленно взглянула на него, мотнула голо­вой. Парень прибавил шагу и исчез в толпе.

Один из идущих сзади сказал:

— Ох, и прыткий какой! Ишь ты, корзину ему подавай. Украсть решил, да не вышло!

А другой откликнулся:

— Зачем вы так? Мальчик просто хотел по­мочь.

Вопрос: Почему первый человек решил, что это была попытка украсть, а второй расценил поступок маль­чика как предложение помощи.

Наверное, это зависит от общего отношения к лю­дям. Чего мы ждем от них, от всех (знакомых и не­знакомых) – хорошего или плохого?

Дагестанский поэт, лауреат Ленинской премии Расул Гамзатов написал стихотворение:

«Вон человек, что скажешь ты о нем?»

Ответил друг, плечами пожимая:

«Я с этим человеком незнаком,

Что про него хорошего я знаю!»

«Вон человек, что скажешь ты о нем?» —

Спросил я у товарища другого.

«Я с этим человеком незнаком,

Что я могу сказать о нем плохого?»

Вопрос: Чувствуете разницу?

К культуре поведения это имеет самое прямое от­ношение.

К сожалению, есть среди ребят такие, которые подозревают, что вокруг них все глупы, жадны, злы. Сами понимаете, с подобными мыслями очень трудно стать воспитанным человеком, просто даже невоз­можно.

Анализ ситуации:

Приехал Олег в лагерь. Направили его, ну, допустим, в пятую комнату. А там уже трое других ребят устроились. Си­дят, журналы рассматривают.

Заглянул Олег в окно. Нет, не нравятся ему эти типы. Вон тот, рыжий, наверняка ябеда. А длинный драться будет. Но ничего, есть один приемчик в за­пасе: мигом отвяжется. И вообще какие-то они по­дозрительные, надо сладости подальше спрятать.

Вопрос: Почему Олег так подумал о своих будущих соседях?

Если человек привык так плохо думать о других, то и вести себя он будет соответственно.

Не часто, но такие люди, зараженные недоверием и злостью, все же встречаются. Они отравляют нашу жизнь в классе, во дворе, они могут вконец испор­тить веселую лагерную смену.

Вопрос: Каким будет поведение человека, когда он верит, что в людях много хорошего?

Возможно, что он скажет « Привет, ребята! А меня сюда направили, Я Олег, из двенадцатой школы, А вы? Вот здорово: все из разных школ. . . У вас, которая кровать свободна?. . Да ты не убирай гантели, они мне и не мешают во­все. Если вам что – то надо, книги или ножик, так бери­те».

Вопрос: С которым из этих Олегов вы хотели бы оказать­ся в одной палате?

Вопрос: А каждый ли из вас уверен, что, если бы в лагере можно было выби­рать соседей по койке, вас все бы охотно выбрали? Над этим стоит задуматься!

А. С. Макаренко говорил, что к людям надо под­ходить с «оптимистической гипотезой». Оптимист – тот, кто верит в хорошее. Гипотеза – предположе­ние.

Нужно верить, что мы живем среди хороших, че­стных, умных, воспитанных людей. Такая вера рож­дает доброе отношение к человеку – самую главную основу воспитанности. Когда она есть, то не страшно забыть или не знать каких-то правил. Доброе отношение к человеку всегда подскажет, как надо поступить.

Анализ ситуации:

Ваш знакомый едет в другой город, и вы хотите пере­дать с ним письмо подруге. Оно написано, вложено в конверт.

Вопрос: надо ли заклеивать конверт, как обычно, или он не должен быть запечатан?

Анализ ситуации:

Три подружки уселись на дворе на лавочке: Катя, Зина и Оля. Оле нужно рассказать Кате по секрету то, что касается только их двоих.

Вопрос: Можно ли это сделать пря­мо тут же?

Анализ ситуации:

Вам подарили вещь, которая у вас уже есть, или вам не нужна, или не нравится.

Вопрос: Что вы скажете тому, кто ее подарил?

Анализируя ситуации, вы объяснили не только, как поступить, но и почему именно так, то, наверное, по­чувствовали, что доброе отношение к людям проявля­ется в разных форма, в разных наших качествах.

Одно из них – тактичность.

Тактичность и вежливость – не одно и то же.

Анализ ситуации:

Нарядная, оживленная женщина в сопровожде­нии морского офицера входит в трамвай; увидев ее рядом, поднимается девочка.

— Садитесь, пожалуйста!

— Ну что ты. . . Спасибо. . . Не надо. . .

— Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым место уступаю.

Оживление на лице женщины гаснет.

Вопрос: Это проявление вежливости? Тактичности?

Хорошее отношение к людям проявляется еще в одном важном качестве.

Анализ ситуации:

После очередного дежурства по школе нужно было выпустить «Колючку». Володя вызвался сделать ее. Прошла неделя, но газета не появилась. Одноклассники стали спрашивать Володю: «Почему ты не сделал газету, ты же обещал?» Владимир пробовал отшутиться: «Я своему слову хозяин: захотел – дал, захо­тел – назад взял».

Вопрос: Было ли смешно одноклассникам?

Обещание не предмет для шуток. Персидский поэт пятнадцатого века Джами заметил:

Давая обещанье, не шути.

Дал обещанье – нет назад пути.

Дал слово – ты им связан. Связать – обязать – обвязать – слова одного корня. Воспитанный чело­век – человек точный и обязательный. А, кроме того, он скромен.

Скромность воспитанного человека в том, что он трезво оценивает себя и никогда не пытается, во что бы то ни стало привлечь к себе внимание и оказать­ся на первом плане. Очень известный французский философ восемнадцатого века Жан-Жак Руссо писал: «Признак хорошего воспитания – черта, особенно привлекательная и внушающая симпатию, заключа­ется не в стремлении блеснуть своими достоинствами, а в умении помочь другим блеснуть, самому же дер­жаться скромно, не задевая их гордости».

Итак, мы вернулись к главной мысли: воспитан­ный человек хорошо относится к людям. Только при этом условии можно быть всегда искренним, привет­ливым, доброжелательным. И нам не придется зас­тавлять себя следовать правилам этикета, это полу­чится естественно, само собой, а манеры непринужденными и приятными.

По правилам этикета, обращаясь к кому-нибудь с просьбой, нужно использовать специальные формулы вежливости («волшебные слова» – говорили вы в детстве): будьте добры, пожалуйста, и т. п.

Анализ ситуации:

Справочная города. Звонок: « Здравствуйте, девушка. Будьте любезны, если вас не затруднит, дайте мне, пожалуйста, номер те­лефона детской поликлиники, буду вам очень благода­рен.

Дежурная нетерпеливо ждет конца этой долгой тирады, выхватывает главные слова – «Детская поликлиника», чет­ко называет номер и, не дожидаясь благодарностей, отключается…

Вопрос: Может быть, дежурная справочной не ценит воспитанность и веж­ливое обращение? Может быть, ей нравятся люди резкие, грубые?

Конечно, дело в том, что вежливость звонившего – это ложная вежливость. Этикет сущест­вует для умных людей. Ну, скажите сами, можно ли отнимать столько времени у работника бюро, если каждая секунда тут на счету?

Правила этикета очень разумны. Они как бы ука­зывают самые удобные и экономные способы дейст­вия. Ты позвонил кому-то по телефону – первым де­лом поздоровайся и сразу назови себя. Разумно? Очень: твоему собеседнику не придется ломать го­лову над тем, с кем он разговаривает. Пятеро школь­ников пришли в кино, билеты у одного из них. Ко­нечно, же, он подойдет к контролеру первым и предъ­явит их, а не станет из ложной вежливости пропус­кать всех вперед, в данном случае это было бы не­разумно. Ты идешь обедать – вымой руки, иначе с пищей в организм попадет инфекция. Подобных до­казательств можно привести много. Давайте попро­буем вместе.

Я начну, а вы продолжайте:

Котлету не рекомендуется разрезать ножом, потому что ……………………………………………………………………………

Тарелку с супом не следует наклонять ни к себе, ни от себя, потому что ………………………………………………….

Навещая заболевшего товарища, не задерживайтесь долго, так как ……………………………………………………………………. .

Не перебивайте говорящего товарища. Во-первых, в этом проявляется неуважение к нему, во-вторых, ………………………. .

Размахивать изо всех сил руками, рассказывая о чем-нибудь, не стоит, так как вы можете при этом ……………………………….

Вопрос: Как вы думаете, что означает выражение ЭСТЕТИКА ПОВЕДЕ­НИЯ?

Эстетика – наука о прекрасном. . Когда говорят «эстетика поведения», подчеркивают тем самым, что поведение должно быть красивым. Не только правильным. Не только разумным. Но и обязательно красивым.

Обратите внимание, ребята, мы все время исполь­зуем слова: некрасиво, смешно, безвкусно, неопрят­но. Именно так выглядит поведение человека низкой культуры, плохого воспитания. Воспитанный человек свое хорошее отношение к людям выражает краси­выми формами поведения: подтянутостью, собран­ностью, привлекательными манерами, достоинством, спокойствием. Вообще, воспитанный человек красив.

Сегодняшний этикет значительно отличается от этикета, например, 19 века. Современный этикет стал менее церемонным, более простым и демократичным. Этикет сегодня – это средство общения, средство регуляции отношений людей, вступающих в общение. Знание правил этикета остается необходимым атрибутом воспитанного, культурного, достойного человека.

Раньше, когда строили новый дом, углы его ста­вили на огромные каменные глыбы. Они назывались краеугольными камнями. Меняется техника строи­тельства. А выражение «краеугольный камень» осталось. Оно обозначает в русском языке надежную опо­ру, основу основ.

В фундаменте этикета покоятся четыре краеугольных камня:

доброе отношение человека к человеку, здравый смысл, красота, народные обычаи и традиции. Именно поэтому воспитанность, культура поведе­ния делают нашу совместную жизнь удобной, при­ятной, разумной и красивой. Поверим в это горячо и искренне. Тогда всем окружающим: родителям, товарищам, учителям и даже незнакомым людям – будет хорошо с нами. И нам будет хорошо и радост­но среди людей. А без этого, пожалуй, счастья не бывает.

Тест «Хорошо ли вы воспитаны»

( каждый учащийся получает листок с тестом).

Подчеркните «да», если вы согласны с утверждением, или «нет», если вы не согласны.

1. Вы всегда приветливо здороваетесь с людьми, несмотря на свое настроение?

Да. Нет.

2. Выходя из здания, вы придерживаете тяжелые двери, чтобы они не ударили человека, который идет следом?

Да. Нет.

3. Продвигаясь к выходу из трамвая, вы вежливо обращаетесь к пассажирам: «Пожалуйста, разрешите пройти»?

Да. Нет.

4. Вы здороваетесь везде, куда бы не пришли, даже в лифте и магазине?

Да. Нет.

5. В театре вы проходите к своему месту, повернувшись лицом к людям, которые уже сидят?

Да. Нет.

6. Вы считаете, что указательный палец назван так для того, чтобы указывать им направление?

Да. Нет.

7. Вы пришли в кинотеатр. Должна ли дама снимать свой головной убор?

Да. Нет.

8. Женщина, которую провожает мужчина, должна идти слева от него?

Да. Нет.

9. Должен ли левша для рукопожатия протягивать левую руку?

Да. Нет.

10. Должен ли мужчина, идя в компании двух женщин, занимать место в центре?

Да. Нет.

11. Можно ли выражать соболезнование по телефону?

Да. Нет.

12. При механическом обрыве телефонной связи, если разговор еще не закончен, вновь набрать номер телефона должен тот, кто звонил?

Да. Нет.

За каждый ответ, который совпадает с правильным, начислите себе по пять баллов. Правильные ответы «да» – 1,2,3,5,7,12. «нет» – 4,6,8,9,10,11. Сложите сумму баллов.

45-60 – отлично

35-40 – хорошо

25-30 – удовлетворительно

0-20 – плохо

Чем выше сумма баллов, тем больше у вас основания считать, что вы хорошо воспитаны.

Вопрос: Какого человека, по вашему мнению, можно назвать воспитанным?

Итак, истинно воспитанным человеком можно считать того, у кого выработаны устойчивые привычки поведения, отвечающие основным принципам современного этикета и требованиям нравственной культуры. Не случайно говорят, что воспитанный человек – это не тот, кто долго думал, прикидывал, как поступить и, наконец, принял верное решение, а тот, кто иначе поступить просто не может.

Метки: Внеклассная работа