Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Классный час «Великая Отечественная война в произведениях живописи»

Классный час «Великая Отечественная война в произведениях живописи» Цель:

1)Ознакомление учащихся с произведениями живописи о Великой Отечественной войне;

2) Формирование патриотических качеств личности и художественно– эстетического вкуса учащихся.

Материальные и технические оснащения: ноутбук, мультимедейный проектор, интерактивная доска, диск «Третьяковская галлерия».

Содержание и ход классного часа.

Учитель: Ранним утром 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломна напала на Советский Союз. Смертельная опасность нависла над нашей Родиной. Весь народ поднялся на борьбу с врагом. «Все для фронта, все для победы!» – эти слова стали девизом жизни и работы советских людей.

Советские художники не могли остаться на стороне. Их полотна полны патриотизма, раскрывают стойкость и мужество народа, его страдания, муки, великую силу духа и несгибаемое упорство в борьбе с врагом.

Алсу: С первых дней войны плакат И. А. Тоидзе «Родина – мать зовет» стал страстным призывом к героической защите родной земли. Художник понимал, что тема Родины, представленная в виде женщины, близка теме народного страдания. В основе лежит образ женщины, которому автор сумел придать верное выражение, сделать ее призывающий жест простым и в то же время торжественным. Из –за спины женщины выступают ружейные штыки, а лист с текстом воинской присяги в ее руке усиливает впечатление значительности образа. Плакат побуждал советских людей браться за оружие, защищать родную землю от немецко – фашистских захватчиков.

Айгуль: Пейзаж «Окраина Москвы. Ноябрь 1941г. » создал в дни жесточайших сражений за Москву А. А. Дайнеко. Новый тип пейзажа вобрал в себя суровый и героический дух времени, отражавший чувства и мысли советских людей, сражавшихся за свободу и честь родной земли. На картине изображен грозный, настороженный облик города, готового к отпору.

Заснеженная земля вздыбилась сугробами, ощетинилась стальными надолбами, противотанковыми «ежами». Опустевшие дома словно замерли и притаились в ожидании часа решающей битвы. Злой ветер бессилен разогнать свинцовый сумрак предрассветного неба, уже окрашенного отблесками далеких разрывов. Стремительный бег грузовика довершает впечатление тревожного ожидания. И хотя людей не видно, их воля и решимость выстоять незримо присутствуют в картине.

Айдар: Одной из наиболее трагических глав истории Великой Отечественной войны А. А. Дайнека посвятил полотно «Оборона Севастополя». Он написал картину в 1942 году, когда город был в руках врага. Рушатся здания. Черные клуба дыма уходят в небо. Охваченный огнем, пылает Севастополь. В смертельной схватке столкнулись советские моряки с фашистами. Идет жестокий рукопашный бой.

На первом плане картины в полной рост, в стремительном движении изображен черноморец, бросающий связку гранат. Его фигура полна необыкновенной силы: решительно обращена к врагу голова, широко расставленные ноги, занесенные для броска руки с грозным оружием рождают впечатление ураганной сокрушительности предстоящего удара. На фоне алого пламени пожарища, багрового неба выделяется его фигура в белой форменке. Вокруг него – мертвая зона с трупами фашистских солдат. Такие люди, как этот моряк, готовые на смерть ради победы наших войск, непобедимы. Изображенный позади обнаженный по пояс матрос усиливает силу движения первого моряка. Трагическую ноту вносит в картину образ сраженного в бою, умирающего матроса. Художник словно показал переход от жизни к смерти. Матрос падает на камни мостовой, из его рук выскальзывает винтовка. Штыковым ударом встречают моряки наступающих врагов. Мы видим только небольшую группу гитлеровцев, но следом за ними движется лавина немецких войск.

Картина построена на цветовом контрасте. Светлые фигуры моряков выступают на темном фоне, темные фигуры немцев – на светлом фоне. Это образное воплощение замысла – столкновение враждебных сил.

Динара: Картина А. А. Пластова «Фашист пролетел» приобрела уже в первые годы войны мировую известность.

Поздняя осень: низкое хмурое небо, золотисто – желтые листья берез, порыжелая трава. На опушке леса пасется стадо, здесь же бегает мальчишка – пастушок. Но вот пролетел фашистский самолет, и летчик, прижав машину к земле, полоснул из пулемета. Упал мальчонка на землю и уткнулся головой в траву. Протяжно завыла собака. разбежалось стада. А над пробуждающимся к жизни полем озимых, постепенно скрываясь вдали, улетает самолет…

В душе каждого советского гражданина, видевшего эту картину, рождались гнев и ненависть к фашистским убийцам, жажда отмщения.

Всмотритесь еще раз в картину, в ее задумчивый пейзаж, такой близкий сердцу, в эти тоненькие, колеблющиеся на ветру молодые березки – и вы почувствуйте щемящее чувство боли, возмущение, обиду за оборвавшуюся жизнь мальчика, за поруганную землю. Эту картину невозможно забыть. Подобно набату, звала она к уничтожению врага.

Марат: Картину «Мать партизана» С. В. Герасимов написал в 1943 году. О чувствах, побудивших его написать эту картину, он сказал так: «в тяжелые годы войны с фашизмом, вторгнувшимся в пределы нашей страны, когда все мы, граждане своего Отечества, жили только одним чувством любви к Родине, мне захотелось в монументальном произведении найти выражение этих чувств и настроений, моих и всего русского народа. Так возникла картина «Мать партизана», где я мечтал в образе матери, русской женщины крестьянки воплотить несгибаемое мужество и душевное величие русского народа в борьбе с фашистскими захватчиками».

Замысел художника получил воплощение в образе русской женщины – патриотки, мужественной, оказавшейся в силах заглушить в себе личное материнское горе ради любви к людям. Такой человек, не предаст ни при каких угрозах и пытках. Идея произведения выражена отчетливо и убедительно. Его персонажи противопоставлены друг к другу. С одной стороны – русская крестьянка, с другой – фашисты. Фигура женщины занимает главное место в картине. К ней обращается фашист, на нее смотрит молодой партизан – ее сын, ожидая ответа, стоят односельчане. Допрос и жестокая расправа с непокорными происходят на фоне разгромленной войной, вытоптанной, потерявшей живые краски деревенской улице.

В картине выражались патриотические чувства всего русского народа. В 1958 году картина экспонировалась на Международной выставке в Брюсселе и получила золотую медаль.

Алина: Плакат В. Б. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» получил поистине всенародное признание и любовь. Написанный в 1942 году, он вызывал чувство сердечной боли и глубокого возмущения. Вид женщины с ребенком на руках, на которую направлен окровавленный штык со свастикой, вызывал огромное желание ее спасти и разгромить врага. Воинам эта женщина с ребенком напоминала жену, детей, матерей, оставшихся за линией фронта.

Плакат, несмотря на трагическую мрачность темы, был оптимистичен, вселял уверенность в победе, не пугал, а пробуждал в людях отвагу и ненависть к фашизму.

Алина Мухаметшина: Одним из незабываемых подвигов во славу Родины стал подвиг Александра Матросова, совершенный на великолукской земле. Ему было 19 лет, когда вместе со своей частью он вел бой за деревню Чернушки. 23 февраля 1943 года фашистский дзот преградил дорогу наступающим советским войскам. Несколько попыток уничтожить его оказались безуспешными. Атака захлестнулась. Вдруг из роты бойцов, залегших в снегу, поднялась фигура в маскхалате и метнулась к дзоту. Этот момент изображен на картине В. Е. Памфилова. Граната, брошенная солдатом, заставила фашистский пулемет замолчать. Часть поднялась и рванулась вперед, но пулемет вновь ожил. Тогда, оставшись без гранат, а. Матросов бросился к вражеской амбразуре и закрыл ее своим телом.

Раниль: Картина Т. Г. Гапотененко «После изгнания фашистских оккупантов» – это суровый и правдивый рассказ о душевной красоте, силе и моральной стойкости советских людей в годы войны. Сюжет картины полон драматизма. На ней изображено прощание жителей освобожденного села и советских воинов с жертвами фашистских оккупантов.

В центре картины – фигуры трех женщин, одна из которых припала к телу старика, замученного фашистами. Двое других застыли в скорбном молчании. Полная трагизма сцена изображена на втором плане картины: крестьяне прощаются с девочкой в розовом платьице, с алыми ленточками в косичках, лежащей на снегу.

в этой группе особенно запоминается пожилой солдат, обнаживший голову. За его плечами большой нелегкий путь, а впереди предстоят новые испытания.

У левого края полотна изображена женщина, застилающая ковриком санки. Не видно ее лица, но чувствуешь материнскую любовь в неторопливых, по – особому бережных движениях, теплоту ласковых рук. Мальчик, держащий веревку саней, неотрывно следит за тем, как уничтожают страшные следы виселицы. Горе, которое переживают люди, изображенные в картине, не переходит в безнадежность. Могучую душу народа не сломят никакие испытания.

Зимний пейзаж полон особой задумчивости и грусти: серое небо, белая пелена снега. Видны сожженные дома. И все же мы верим в скорое возрождение жизни на этой израненной земле.

Артур: Летом 1942 года Комитет по делам искусств предложил П. Д. Корину написать историческую композицию «Александр Невский». Он принял предложение, хотя до этого не писал исторических полотен. Образ князя, защитника земли русской, захватил художника. И как 700 лет назад, Александру Невскому вновь было суждено помогать народу в борьбе с врагом.

А. Невский, сжимая рукоять меча, в латах, будто весь выкованный из стали, стоит на берегу Волхова, возвышаясь над старинным собором. За его спиной – верная дружина, а за плечами – черный стяг с изображением Спаса «Яркое Око». Взгляд князя, суровый, сосредоточенный , устремлен в сторону врага. Кольчугу, латы и шлем художник писал с натуры в историческом музее. Описание великокняжеского стяга он нашел в летописях. Хотя Александру Невскому в момент битвы с тевтонцами было всего 23 года, художник изобразил воина далеко не юным. В этом отступлении от исторической правды – высшая художественная правда. Полотно приобретает значение исторического символа, идеи стойкости, мужества, отваги.

Огромная копия картины в феврале 1944 года была установлена при въезде в разрушенный Новгород, символизируя собой древние слова: «Кто к нам с мечом войдет, от меча и погибнет».

Лейсан: Победа, которая пришла 9 мая 1945 года, досталась советскому народу слишком большой ценой. Не забывая об этом, художники вновь и вновь возвращались к теме Великой Отечественной войны.

Художник Б. И. Пророков в 50 –е годы написал серию картин «Это не должно повториться». Перед нами лишь одна из них – «Мать», написанная в 1959 году.

На картине изображена молодая женщина, кормящая ребенка грудью.

В картине Б. И. Пророкова мы видим, что мать будет всеми силами защищать свое дитя, бороться за его жизнь. Об этом говорят винтовка, висящая на плече женщины, ее решительное, мужественное лицо. Глядя на эту женщину, утверждаешься в мысли, что матери не допустят повторения трагедии Великой Отечественной войны.

Учитель: Вот такие великие творения наших советских художников, писателей способствовали победе советского народа над фашистами.

Увидев такие картины советские люди еще сильнее пытались защищать родную землю, родную мать.

Г. К. Садриева, Гимназия №155, г. Казань

Метки: Внеклассная работа