Классный час на тему «Кто же такие дураки»?
Классный час на тему «Кто же такие дураки»? Сегодня мы поговорим о дураках, то есть о тех, кого принято считать дураками в наше время.
Интересно? А сделать это, наверное, можно так. . .
Задать накануне запланированного классного мероприятия ребятам вопрос «Кого, по твоему мнению, в наше время считают дураком?» и попросить каждого над ним хорошенько поразмыслить и выразить на классном часе свое (именно свое) мнение.
А начать этот необычный урок можно со слов песни из кинофильма «Приключения Буратино», в которой кот Базилио и лиса Алиса очень метко отразили душевное состояние современного общества: "Покуда есть на свете дураки, обманом жить нам, стало быть, с руки".
И в самом деле, как легко дать честное слово человеку, который еще верит в такое слово, и не сдержать обещание. Как просто выманить лживыми словами у пенсионерки деньги, у прохожего телефон, у первоклассницы конфеты. Получается, пенсионерка, прохожий и первоклассница – дураки? Если так, то очень хочется узнать, а кто же в таком случае умный?
С давних пор на Руси к юродивым (дуракам) относились с почтением, потому что голосом бесхитростного создания говорил бог. Считалось большим грехом обидеть, обмануть блаженного. Им прощалось все, и их слово становилось пророческим.
А Иван-дурак из русских сказок? Таков ли он дурак по сравнению со своими умными братьями? А вот и ничуть! Наивен? Да. Доверчив? Еще как! Но умен всей мудростью русского народа.
Это лживый и воинственный двадцатый век все перевернул в сознании людей: "дурак" стало ругательством, а "спекулянт" (во всех смыслах этого слова) – добродетелью. Храм души человеческой занят торгашами, распродающими совесть за бесценок. Дорого нам встанет понимание денежно-циничной легкости бытия. Придется долго отмываться, прежде чем слова "честь", "совесть", "доверие" станут главными в нашем лексиконе. И покажут нам дорогу к источнику мудрости не кто иные, как дураки. Те, кто сейчас трудятся за гроши ради настоящего дела, те, кто идут впереди, принимая на себя все удары и прикрывая собой "умных".
Очень емко, точно и удивительно современно сказала об этом в далеком 1963 году замечательная русская поэтесса Римма Казакова в собственном стихотворении «Дураки».
Живут на свете дураки:
На бочку мёда – дёгтя ложка.
Им, дуракам, всё не с руки –
Стать поумнее, хоть немножко.
Дурак – он как Иван-дурак,
Всех кормит, обо всех хлопочет.
Дурак – он тянет, как бурлак.
Дурак во всём – чернорабочий.
Все спят – он, дурень, начеку.
Куда-то мчит, за что-то бьётся. . .
А достаётся дураку,
Как никому не достаётся!
То по-дурацки он влюблён,
Так беззащитно, без опаски,
То по-дурацки робок он,
То откровенен по-дурацки.
Не изворотлив, не хитёр, –
Твердя, что вертится планета,
Дурак восходит на костёр
И, как дурак, кричит про это!
Но умники за их спиной
Хохочут. . . – Видели растяпу?
Дурак, весь век с одной женой!
Дурак, не может сунуть в лапу!
Дурак, на вдовушке женат
И кормит целую ораву!. . . –
Пусть умники меня простят –
Мне больше дураки по нраву. . . .
А жизнь у каждого в руках.
Давайте честно к старту выйдем,
И кто там будет в дураках –
Увидим, умники! Увидим.
Какие же выводы сделают ребята в результате этого общения? Услышат ли в стихотворении хвалу всем бескорыстным и самоотверженным? Поймут ли они, кто является подлинным героем?
Может быть, эти герои с точки зрения обывателей – дураки?
Возможно, дурак – это тот, кто свободен, кто счастлив, кого не волнуют материальные ценности, что, с точки зрения обывателя, является источником счастья. Можно ли назвать дураком человека, бросившегося выручать незнакомого ему человека, рискуя своей жизнью?
Какие бы выводы не сделали участники такого мероприятия, в любом случае классному руководителю будет над, чем подумать.
Стоит попробовать?
Н. В. Ким, МБОУ МО "СОШ №6", г. Нягань ,Тюменская область
Метки: Внеклассная работа