Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

«Минувшее меня объемлет живо…»

«Минувшее меня объемлет живо…» Цель: формирование духовно-эстетической культуры учащихся.

Задачи:

  • рассказать о культурной жизни России первой половины XIX века, показывая ее на основе жизни литературно-музыкального салона;
  • рассмотреть салон, как одну из основ развития духовного потенциала и интеллектуального роста человека;
  • познакомить с представителями русской литературы и русской музыки первой половины XIX века;
  • формирование навыков выразительного чтения;
  • развитие эстетического вкуса учащихся;
  • развитие творческих способностей учащихся;

Ведущие начинают повествование.

Звучит "Хоральная прелюдия" И. С. Баха. (Играет Никулина Саша)

1 ведущий: В мире всегда что-то изменяется. . .

2 ведущий: Уходят эпохи, разрушаются великие цивилизации. Войны сметают города, Великие памятники превращаются в прах.

1 ведущий: Но у человечества есть защита от духовного вымирания – это вечные истины, завещанные нам богом и предками. Эти истины учат нас добру, человеколюбию, милосердию, являются основой человеческой души.

2 ведущий: Издавна считается, что хранительницей домашнего очага, основой мира и согласия в доме была женщина. Она защищала своих домочадцев от любой скверны, была их наставницей и опорой.

1 ведущий: У каждой эпохи своя женщина – женщина-воительница, женщина-просветительница, гражданка, женщина-муза, идеал. И всегда она остается средоточием всего лучшего и человеческого.

1 ведущий: Сегодня мы собрались в нашей гостиной, чтобы поговорить о женщине. Женщине как о воплощении самого прекрасного, идеального.

2 ведущий: Нашу встречу нам хотелось бы начать со знакомства с Россией XIX века. Россией просвещенной, литературной, музыкальной, мятущейся, ищущей свой идеал.

1 ведущий: Первая четверть XIX века – занимает особое место в истории русской словесности и изобразительного искусства. Это время наиболее ярко отражает характер женщины, как представление о нравственном идеале у романтиков. ( Середкин Алексей читает стихотворение Е. А. Баратынского "Она").

ОНА

Есть что-то в ней, что красоты прекрасней,

Что говорит не с чувствами – с душой;

Есть что-то в ней над сердцем самовластней

Земной любви и прелести земной.

Как сладкое душе воспоминанье,

Как милый свет родной звезды твоей

Какое-то влечет очарованье

К ее ногам и под защиту к ней.

Когда ты с ней, мечты твоей неясной,

Неясною владычицей она:

Не мыслишь ты, – и только лишь прекрасной

Присутствием душа твоя полна.

Бредешь ли ты дорогою возвратной,

С ней разлучась, – в пустынный угол твой,

Ты полон весь мечтою необъятной,

Ты полон весь таинственной тоской.

2 ведущий: Все виды искусства того времени находили слияние в прекрасном поиске идеала, воплощенного в современнице – литература, поэзия, музыка.

Вальс Грибоедова (Шумилина Ксения и Серов Олег)

1 ведущий: Итак, Россия XIX века, атмосфера музыки, поэзии, прекрасных дам. . . В это время в России процветают литературные кружки-салоны, для посетителей которых литература была не профессией, а увлечением и развлечением. Салон – это одна из форм интеллектуальной жизни высшего круга общества.

2 ведущий: Салон – очень тонкая и сложная форма общественной жизни, в которой соединились серьезные, глубокие интересы с развлечением, публичная деятельность с интимной обстановкой, личное с общественным, и при этом каждая из сторон не подавляла другую. Умение держать салон П. А. Вяземский называет "искусством" и считает, что овладеть этим искусством может только женщина.

Диалог за 1 столом (мольберт, один из сидящих рисует портрет)

- "Ум женщины, – пишет Вяземский, – тем и обобщает и господствует, что он отменно чуток на чужой ум. Женский ум часто гостеприимен; он охотно зазывает и приветствует умных гостей, заботливо и ловко устраивает их у себя: так проницательная, строгая и опытная хозяйка дома не выдвигается вперед перед гостями, не перечит им, не спешит перебить у них дорогу, а напротив, как будто прячется, чтобы только им было просторно и вольно"". (читает письмо)

– А ведь первые по салоны появились во Франции, в эпоху Людовика XIII. Это начало 17 века.

– Слово салон в переводе с французского означает «гостиная». Это был некий кружок вокруг блестящей дамы, который объединял ее друзей из разных слоев общества.

– Кружки эти всегда создавались по интересам: одних увлекала религия, других политика, третьих – литература, искусство и музыка. Салоны заводили и знатные дамы, и модные куртизанки.

– В России салоны появляются значительно позже, в начале XIX века. И хозяйкой первого в России подлинного салона становится княгиня Евдокия Ивановна Голицына, известная как «царица ночи».

Знакомство с этой удивительной женщиной у нас еще впереди. А сегодня мы Вас приглашаем посетить другой, не менее известный московский салон XIX века, познакомиться с гостями, найти своих друзей и единомышленников. Мы побываем в московском салоне княгини Зинаиды Волконской. Московский салон Зинаиды Волконской оставил в истории русской общественной жизни, в истории литературы яркий, памятный след.

*** Зинаида Александровна Волконская (1792 – 1862) изображение

Прозаик и поэт, актриса и певица, композитор. . . Всю жизнь княгиню Зинаиду Волконскую окружали люди искусства. Ее пением в Париже восхищался Джоаккино Россини, в Риме ее друзьями были датский скульптор Бертель Торвальдсен и французский художник Орас Берне. В Москве в ее литературно-музыкальном салоне на Тверской бывали Александр Пушкин и Адам Мицкевич, Иван Козлов и Дмитрий Веневитинов . . .

В 18 лет по воле отца вышла замуж за князя Н. Г. Волконского, брата декабриста Сергея Волконского.

Исконно русская, из древнейшего боярского рода Белосельских-Белозерских, княгиня родилась и умерла на чужбине. В 17 лет она впервые приехала в Россию, а в 37 – уже навсегда покинула ее.

1 ведущий: Итак, войдем в московский дом на Тверской улице, принадлежащий княгине Зинаиде Александровне Волконской. Этот дом, хотя и перестроенный, существует и ныне и известен москвичам под старинным названием "Елисеевский магазин". Изображение

2 ведущий: Выбор Москвы, конечно же, не случаен: москвичом был ее отец, друг Карамзина имевший прозвище "Московский Аполлон". Он был одним из образованнейших людей своего времени. Писал стихи на русском и французском языках, увлекался театром, собирал произведения искусства.

Диалог за вторым столом (вышивание)

– А вы знаете, как выглядели комнаты княгини? О, это настоящий храм искусств. «Ее столовая зелено-горчичного цвета с акварельными пейзажами и кавказским диваном. Ее салон – цвета мальвы (сиреневато-розоватый) с картинами в золотых рамах, мебель обита густо-зеленым бархатом.

– Биллиардная обита старинной шелковой тканью с узором. А кабинет увешан готическими картинами, с маленькими бюстиками наших царей на консолях… Пол ее салона покрашен в белые и черные цвета, что превосходно имитирует мозаику. Я не могу передать, насколько все это красиво и в хорошем вкусе.

– Но самое главное – это, конечно же, сама хозяйка салона. Она всех поражает своей красотой, образованностью (знает восемь языков!), своим великолепным пением и игрой на сцене. Сам Россини и знаменитая актриса Марс говорили о том, что если б не крайне высокое происхождение княжны, гораздо более знатной, чем сам император, то оперная сцена в ее лице обрела бы новую звезду!. .

– А как она хороша! Золотые волосы и глаза «цвета цейлонского сапфира» – именно это сочетание так поразило поэта Ивана Козлова.

*** Иван Иванович КОЗЛОВ (1789 – 1840) изображение

Поэт-романтик. Родился в Москве в 1789 году. Происходил из знатного, но обедневшего дворянского рода. В 1795 – 1798 годах Козлов служил в лейб-гвардии Измайловском полку, затем вышел в отставку. Блестящий собеседник, любитель музыки и поэзии, он становится известным человеком в московских салонах.

Во время Отечественной войны 1812 года Козлов принимал участие в организации обороны Москвы. В 1813 году он переехал в Петербург. Через несколько лет паралич ног приковал Козлова к постели, а в 1821 году он ослеп. Именно тогда появляются в печати его первые стихотворения.

– В доме Козлова бывали Пушкин, Жуковский, братья Тургеневы, Вяземский, Крылов, Грибоедов, Кюхельбекер, М. И. Глинка, Лермонтов, Дельвиг, Баратынский, А. С. Даргомыжский, Тютчев, И. М. Муравьев-Апостол и многие другие. Зинаида Волконская тоже часто навещала Ивана Козлова. Он посвятил ей несколько стихотворений. Вот одно из них:

Волшебным голосом плененный;

Я только помню, что видал

Певицы образ несравненный.

О, помню я каким огнем

Как на челе ее младом

Вилися кудри золотые!

И помню звук ее речей,

Как помнят чувство дорогое;

Он слышится в душе моей,

В нем было что-то неземное. (1825)

Звучит романс А. Алябьева, сл. П. Вяземского «Незабудочка» исполняет Трухин Данила

Вокруг тебя луч радости светлеет,

В тебе дары ума и красоты,

И если кто душой моей владеет. . .

Ах, это ты! Ах, это ты!

Твой взгляд любви нас покоряет воле,

Тебя узнать есть полюбить тебя,

Но если кто пленен тобой всех боле –

Так это я!

Как мотылек я, верный лишь веселью,

Любил порхать с изменой на цветы –

Теперь одна лишь моих мыслей целью –

И это ты!

Скажи: люблю! К чему мне блага света?

Скажи: люблю! Кто счастливей меня!

Но если кто страдает без ответа –

Ах, это я!

1831

Ведущий 1: У Зинаиды Волконской “можно было встретить все, что только было именитого на Русском Парнасе”. А. С. Пушкин и П. А. Вяземский, Е. А. Баратынский и А. А. Дельвиг были постоянными ее посетителями. Приезжая из Петербурга, Волконскую посещали В. А. Жуковский и Н. В. Гоголь.

Ведущий 2: Да, здесь «соединились представители большого света, сановники и красавцы, молодежь и возраст зрелый, люди умственного труда, профессора, писатели, журналисты, поэты, художники. Все в этом доме носило отпечаток служения искусству и мысли. Бывали в нем чтения, концерты, представления итальянских опер. Посреди артистов и во главе их стояла сама хозяйка дома. Слышавшим ее нельзя было забыть впечатления, которые производила она своим полным и звучным контральто”, – сообщает Вяземский. ИЗОБРАЖЕНИЕ

(звучит фрагмент оперы )

Ведущий 1: У Волконской был более чем открытый дом-салон. Он объединил поэтов и писателей, самобытных дарований. Летопись салона З. А. Волконской не ограничивается, конечно, литературными чтениями. Здесь бывали композиторы и театралы, художники и артисты, устраивавшие детские спектакли для сына Волконской и его товарищей. Тут главным критерием была талантливость. Всех объединяла атмосфера творчества. Вот этих талантливых и ярких личностей мы вам сегодня и представим. Мы поговорим о тех людях, чьи имена Вам хорошо известны и возможно Вам не знакомы.

Ведущий 2: Итак, разрешите представить молодого поэта Дмитрия Владимировича Веневитинова. Дмитрий Веневитинов, таланту которого пророчили великое будущее, едва ли не самый красивый поэт XIX века.

ИЗОБРАЖЕНИЕ

Беседа за третьим столом

– Это был красавец в полном смысле этого слова. Высокого роста, словно изваяние из мрамора. Лицо его имело кроме красоты, какую-то еще прелесть неизъяснимую”. Юный поэт был страстно влюблен в Зинаиду Волконскую. Ей он посвятил свою «Элегию»

(звучит стихотворение Д. В. Веневитинова “Элегия”)

ЭЛЕГИЯ

Волшебница! Как сладко пела ты

Про дивную страну очарованья,

Про жаркую отчизну красоты!

Как я любил твои воспоминанья,

Как жадно я внимал словам твоим

И как мечтал о крае неизвестном!

Ты упилась сим воздухом чудесным,

И речь твоя так страстно дышит им!

На цвет небес ты долго нагляделась

И цвет небес в очах нам принесла.

Душа твоя так ясно разгорелась

И новый огнь в груди моей зажгла.

Но этот огнь томительный, мятежный,

Он не горит любовью тихой, нежной,–

Нет! он и жжет, и мучит, и мертвит,

Волнуется изменчивым желаньем,

То стихнет вдруг, то бурно закипит,

И сердце вновь пробудится страданьем.

Зачем, зачем так сладко пела ты?

Зачем и я внимал тебе так жадно

И с уст твоих, певица красоты,

Пил яд мечты и страсти безотрадной?

-А Александр Сергеевич Пушкин тоже был знаком с княгиней Волконской?

– Да, они познакомились, когда осенью 1826 года он приехал из псковской ссылки в Москву. Княгиня в первый день знакомства с ним пропела его элегию «Погасло дневное светило».

Исполняет Чернышева Валерия

Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Я вижу берег отдаленный,

Земли полуденной волшебные края;

С волненьем и тоской туда стремлюся я,

Воспоминаньем упоенный. . .

И чувствую: в очах родились слезы вновь;

Душа кипит и замирает;

Мечта знакомая вокруг меня летает;

Я вспомнил прежних лет безумную любовь,

И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило,

Желаний и надежд томительный обман. . .

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Лети, корабль, неси меня к пределам дальным

По грозной прихоти обманчивых морей,

Но только не к брегам печальным

Туманной родины моей,

Страны, где пламенем страстей

Впервые чувства разгорались,

Где музы нежные мне тайно улыбались,

Где рано в бурях отцвела

Моя потерянная младость,

Где легкокрылая мне изменила радость

И сердце хладное страданью предала.

Искатель новых впечатлений,

Я вас бежал, отечески края;

Я вас бежал, питомцы наслаждений,

Минутной младости минутные друзья;

И вы, наперсницы порочных заблуждений,

Которым без любви я жертвовал собой,

Покоем, славою, свободой и душой,

И вы забыты мной, изменницы младые,

Подруги тайные моей весны златыя,

И вы забыты мной. . . Но прежних сердца ран,

Глубоких ран любви, ничто не излечило. . .

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан. . .

– И что же Пушкин? изображение

– Он «был живо тронут этим обольщением тонкого и художественного кокетства».

- Позже Волконская писала ему в деревню: «Возвращайтесь к нам. Воздух Москвы легче. Великий русский поэт должен писать либо в степях, либо под сенью Кремля, и автор «Бориса Годунова» принадлежит городу царей. Какая мать зачала человека, гений которого – весь сила, весь – изящество, весь – непринужденность, который является то дикарем, то европейцем, то Шекспиром и Байроном, то Ариостом, Анакреоном, но всегда русским, переходит от лирики к драме, от песен нежных, влюбленных, простых, иногда грубых, романтических или едких, к важному и наивному тону строгой истории».

– А Александр Сергеевич в знак благодарности за гостеприимство посылает ей томик «Цыган» и посвящает стихотворение.

Среди рассеянной Москвы,

При толпах виста и бостона,

При бальном лепете молвы

Ты любишь игры Аполлона.

Царица муз и красоты,

Рукою женской держишь ты

Волшебный скипетр вдохновений,

И над задумчивым челом,

Двойным увенчанным венком,

И вьется и пылает гений.

Певца, плененного тобой,

Не отвергай смиренной дани,

Внемли с улыбкой голос мой,

Как мимоездом Каталани

Цыганке внемлет кочевой. (1827)

Ведущий 1: 26 декабря 1826 года А. С. Пушкин был приглашен на прощальный вечер в честь княгини Марии Николаевны Волконской, уезжавшей в Сибирь к ссыльному мужу-декабристу Сергею Волконскому.

Ведущий 2: О своей последней встрече с Пушкиным в доме Зинаиды Волконской Мария Николаевна рассказала в “Записках” много лет спустя…

Разговор за четвертым столом

– (читает) “Пушкин, наш великий поэт, тоже был здесь… Во время добровольного изгнания нас, жен сосланных в Сибирь, он был полон самого искреннего восхищения: он хотел передать мне свое “Послание к узникам” для вручения им, но я уехала в ту же ночь, и он передал его Александре Муравьевой”.

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпение,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,

Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас…

**** портрет

Волконская, княгиня Мария Николаевна (1806 – 1863) – жена декабриста князя Сергея Григорьевича Волконского, добровольно разделившая с ним ссылку. Дочь известного героя 1812 года, Н. Н. Раевского, она в 18 лет, по воле отца, вышла замуж за генерала князя С. Г. Волконского. Как и жены других декабристов, она узнала о существовании тайного общества только тогда, когда большинство заговорщиков уже было в крепости. Волконская сразу, без колебаний, не только стала на сторону мужа и его товарищей, но и поняла, чего требует от нее голос долга. Когда стал известен приговор, она решила, что последует за мужем в Сибирь, и осуществила это решение вопреки всем препятствиям, исходившим от семьи Раевских и от правительства.

– Волконская умерла в 1863 году. После нее остались записки, замечательный по скромности, искренности и простоте человеческий документ. Сын Волконского читал их в рукописи поэту Некрасову. Позже Некрасов передаст свои чувства в поэме «Русские женщины», посвященной княгине Трубецкой и Волконской. портрет

– Благодаря Некрасову, мы восхищаемся мужеством и самоотверженностью этих женщин. Разговор с губернатором, прощанье Волконской с отцом, прощальный прием у княгини Зинаиды Волконской в Москве, разговоры с Пушкиным, дорожные встречи и, наконец, сцена в Благодатском руднике, где Волконская, стоя на коленях, целует оковы на ногах мужа – все это Некрасов взял прямо из жизни.

Фрагмент фильма – переход к инсценировке.

Инсценировка отрывка из поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины»

Ведущий 1: Салон З. А. Волконской в условиях наступившей реакции приобретает особое значение, здесь хранят верность идеалам декабризма. Ее дом становится центром, куда стекаются все сведения о декабристах.

Ведущий 2: В первые, самые страшные месяцы после расправы над декабристами, в те дни, когда большей частью общества овладел страх и растерянность, литературные чтения в салоне Зинаиды Александровны Волконской приобрели не только литературное значение, но они стали символом жизнестойкости, они вселяли надежду и веру в будущее.

МУЗЫКА

1 ведущий: В мире всегда что-то изменяется. . .

2 ведущий: Уходят эпохи. Разрушаются великие цивилизации. Войны сметают города. Великие памятники превращаются в прах.

1 ведущий: Но у человечества есть защита от духовного вымирания – это вечные истины, завещанные нам богом и предками. Эти истины учат нас добру, человеколюбию, милосердию, являются основой человеческой души.

О. Б. Гаврилова, ГБОУ Лицей №344, Санкт-Петербург

Метки: Внеклассная работа