О курении. Классный час
О курении. Классный час
Цель классного часа:
Формирование у пятиклассников – сознательного негативного отношения к курению и – потребности в здоровом образе жизни.
Задачи: применяя элементы юмора
– информировать учеников о вредном влиянии табачного дыма на организм человека и развитии никотиновой зависимости;
– опровергнуть ложные представления о незначительном для организма вреде курения;
Необходимые материалы и оборудование: плакаты с анекдотами о вреде курения, пустая коробка из-под сигарет, скрученная из бумаги бутафорская сигарета, Заяц (крупная мягкая игрушка )
На доске вопросы: 1 вопрос. Для чего мне нужно курение? 2 вопрос. Как курение отразится на моем здоровье? 3 вопрос. Что я буду иметь от курения? 4 вопрос. Что я потеряю, если буду курить? 5 вопрос. Буду ли я постоянно хотеть курить?
Ход мероприятия:
Учитель:
Каждый человек , чаще всего в подростковом возрасте, сталкивался с вопросом: « Начинать курить или нет?» С одной стороны, на каждой пачке сигарет написано: « Минздрав предупреждает: курение опасно для здоровья! Курение убивает. Курение повышает риск смерти от заболеваний сердца и легких» (показать пустую коробочку из-под сигарет)
Но, с другой стороны, часто заядлые курильщики приводят довод: «Со мной же еще ничего не случилось! Мой дед (прадед, друг, брат и т. д. ) всю жизнь курил и прожил …. лет».
Однако, не стоит успокаиваться. Сигарета – это враг, который убивает медленно, но верно! Конечно, лучше всего не курить, но для тех, кому нужны доказательства, мы их предоставим. Сначала экскурс в историю : рассказ о сигарете и табаке, о борьбе с курением в прошлом.
Сообщение первого учащегося (было задано подготовить заранее)
Табак людям известен давно. Родом он из Америки, и до открытия Колумба в Европе табака не знали. Растение получило своё название по имени провинции Тобаго (о. Гаити) и оттуда начало своё победное шествие по всем континентам. Потребление табака в Америке насчитывает тысячи лет. Индейцы майя в Центральной Америке курили табак на религиозных церемониях, этот обряд часто называют « выкуривание трубки мира» В Европу табак попал вместе с испанскими путешественниками в XV веке и достаточно быстро завоевал популярность. Табаку приписывались необыкновенные свойства – считалось, что он целебен, что его дым отпугивает болезни, злых духов и т. п. |
Однако нельзя сказать, что табак так беспрепятственно проникал повсюду. В Испании табак был объявлен «забавой дьявола» и тех, кто курил табак, инквизиция отправляла на костер. Римские папы предлагали наказывать курящих и нюхающих табак. Однажды, в назидание потомкам, пятеро монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской стене. А в Англии по указу королевы Елизаветы Первой, курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее. Учитель:
Часто юмор помогает решить проблему, переубедить человека в чем-то . Для курильщиков заядлых и начинающих люди придумали анекдоты о вреде курения . Вот один из них. На доске вывешивается плакат с текстом анекдота, который нужно прочитать с выражением.
«Врач посоветовал больному человеку бросить курить, и тот с неохотой согласился. По дороге домой он думал о своей жизни без любимых сигарет и зашел к священнику. "Отец мой, – спросил он. – Я вынужден сейчас бросить курить, но когда я уйду в мир иной ,скажи мне, будут ли сигареты в раю?" Священнику пришлось подумать над таким явным противоречием: в раю есть все, но позволит ли Бог принести туда сигареты и загрязнять рай зловонным дымом табака? И он, наконец, ответил: "Да, сын мой, в раю будут сигареты, но за огоньком тебе придется сбегать в ад!"
Продолжение исторического сообщения (второй учащийся)
«В Россию табак завезли английские купцы в 1585 году (XVI в. ) через Архангельск, и он довольно быстро распространился на российской земле, особенно в царствование Петра Первого. Бороться с табакокурением начал царь Михаил Федорович. В его царствование уличенного в курении первый раз наказывали 60 ударами палкой по стопам, во второй раз– отрезанием носа или ушей. Сын Михаила Федоровича Алексей Михайлович специальным законом запретил курение и ввел наказание – курящих наказывать кнутом, а торговцев табаком ссылать в дальние города».
Учитель:
Ребята, прежде чем взять сигарету в рот, задайте себе несколько вопросов.
1вопрос. Для чего мне это нужно? Ответ: Каждому человеку курение не нужно совсем! Ведь если бы табак был полезен человеческому организму, то его бы курили все! Он был бы обязательным «блюдом» на обеденном столе в каждой семье. Но простое любопытство или желание ребенка казаться взрослым приводит к постоянной привычке курить. Но курение не прибавляет человеку ума, а подростку взрослости.
2 вопрос. Как курение отразится на моем здоровье?
Ответ на вопрос вы найдете в следующем анекдоте. На доске размещается второй плакат с текстом анекдота.
«Продавец табака расхваливает на ярмарке свой товар: «Покупайте табак! Мой табак не простой, а с секретом! От моего табака стариком не будешь, собака не укусит, вор в дом не залезет». Один парень купил немного табака и начал расспрашивать продавца:
– А почему вор в дом не залезет?
– Потому что всю ночь будешь громко кашлять.
– А почему собака не укусит?
– Так ведь ноги будут болеть, и ты с палкой ходить будешь.
– А почему стариком не буду?
– Потому что до старости не доживешь. »
3 вопрос. Что я буду иметь от курения?
Ответ: Иметь от курения что-то хорошее невозможно. Курение загрязняет организм человека. Мишенью для табака становятся легкие, сердце, головной мозг, желудок . Быстрее, чем задумано природой, стареют кожа, желтеют зубы, ногти. общению. Поцелуй с курящим человеком очень неприятен! Некурящему человеку часто не хочется общаться с курящим: мешает неприятный запах от его одежды, волос . Об этом расскажет еще один анекдот. Вывешивается плакат с текстом на доске
« Индус, еврей и представитель табачной фирмы путешествовали вместе и поздно вечером постучались в небольшую придорожную гостиницу. Хозяин гостиницы сказал, что, к сожалению, свободными остались только две кровати, но есть еще сарай, в котором будет вполне удобно заночевать за небольшую плату. Индус добровольно высказался пойти в сарай, а еврей и табачный делец пошли ложиться спать в кровати. Через 5 минут раздался стук в дверь.
Индус с очень смущенным видом сказал: "Прошу прощения, но в сарае корова. . . Вы знаете. . . религия, корова для нас священное животное и я не могу ее стеснять. " Еврей уступил свою кровать индусу и отправился спать в сарай. Через 5 минут снова раздался стук в дверь. Стоящий на пороге смущенный еврей сказал: "Прошу прощения, но в сарае свинья. . . Вы знаете. . . религия не позволяет нам, евреям находиться рядом со свиньями". Представитель табачной фирмы отправился ночевать в сарай. Через 5 минут снова раздался стук в дверь. На пороге стояли корова и свинья, сбежавшие из сарая. » |
Учитель задает детям вопросы: 1. Ребята, почему корова и свинья сбежали из сарая? 2. Посмотрите на плакаты с анекдотами скажите, о чем они вас предупреждают?
4 вопрос. Что я потеряю, если буду курить?
Ответ: Курение может стать главной причиной твоих потерь.
Возможная карьера в спорте, скорее не состоится, ведь невозможно быть одновременно и хорошим спортсменом, и курильщиком. Здоровая жизнь может стать невозможной от плохой привычки. На сигареты уходит много денег, которым можно найти лучшее применение. Курильщик , ограниченный в деньгах, в магазине купит себе в первую очередь сигареты, а на оставшиеся деньги– продукты.
5 вопрос. Буду ли я постоянно хотеть курить? Ответ на этот вопрос мы найдем в сказке Саймона Чэпмена « Лабораторный кролик и дикая жизнь».
Учитель с выражением читает сказку, постоянно при этом обращая внимание на игрушечного Зайца, размещенного на видном месте. (сказка адаптирована для пятиклассников)
– Эй, – позвал он. -Я – кролик из лаборатории, и я просто сбежал. Вы дикие кролики? – Да. Приходи и присоединяйся к нам, – прокричали дикие кролики. Наш друг прыгнул к ним и начал есть траву. Это было так хорошо! – Что еще делаете Вы, дикие кролики ?– спросил он. Один из них сказал: « Ты видишь там поле? Это морковь. Мы выкапываем ее лапками и едим». Лабораторный кролик провел следующий час, поедая свежую сочную морковь. Это было замечательно!. Позже, он спросил снова: «Что вы еще делаете?» «Ты видишь то поле? Это капустная плантация. Мы там едим вкусную капусту», ответили дикие кролики. Капуста была так хороша, что он не возвращался с плантации, пока полностью ею не насытился. – Есть что-нибудь еще, что вы, парни, делаете? – он спросил наш герой. . Один из кроликов ответил : – Есть одна другая вещь, которую ты должен попытаться сделать. Ты видишь тех кроликов там? – он сказал, указывая на другую область поля. – Они – девочки. Мы целуем их. Иди и попытайся их поцеловать. И наш друг потратил остальную часть утра, целуя девочек. Его маленькое сердце билось очень быстро, так, что он скоро устал и возвратился к кроликам-мальчикам. – Это было фантастически! – он задыхался от счастья! – Значит, ты останешься с нами? – спросил один из диких кроликов. – Я сожалею, я отлично провел время, но я не могу. Все дикие кролики посмотрели на него, сильно удивляясь. – Почему? Мы думали, что тебе понравилось. – Да, мне очень понравилось на воле – ответил наш друг. – Но я должен вернуться в лабораторию. Я умираю без сигарет! Учитель ко рту игрушечного Зайца прикрепляет бутафорскую сигарету. Это непременно вызовет бурную реакцию со стороны пятиклассников! (и смех, и просьбы убрать сигарету от Зайца) Беседа с ребятами: 1. Ребята, почему вам не нравится Заяц с сигаретой? Правильно, Заяц смотрится крайне нелепо с сигаретой: он милый, красивый, трогательный. Так же противоестественно и некрасиво в глазах общества выглядит курящий подросток. 2. Как вы считаете, был ли у кролика выбор? 3. Какой вы дадите совет кролику из лаборатории? 4. Какие выводы можно сделать на основании этой сказочной истории? Итоговое слово учителя. Никотин и другие вещества, содержащиеся в сигарете – своего рода, наркотики. А наркотики – это постоянная зависимость. Курильщик не свободен, он – раб сигареты. Чтобы оставаться свободным человеком, стоит ли начинать курить? Ребята, берегите свою свободу, чтобы не быть похожими на лабораторного кролика.
|
|||
При подготовке сценария классного часа были использованы литература и интернет-ресурсы:
1. «Мой выбор». Энциклопедия материалов. Авторы: Кишенкова О. В. , Иоффе А. Н. и др. Москва, 2002г.
2. www. adic. org. ua sober-cool
М. А. Бондаренко, МБОУ "СОШ № 23", г. Энгельс , Саратовская область
Метки: Внеклассная работа