Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок – путешествие по теме «Западная Сибирь. Уникальность территории», 8 класс

Урок – путешествие по теме «Западная Сибирь. Уникальность территории», 8 класс

Тип урока: урок – путешествиеизучение нового материала на основе уже имеющихся ЗУНов

Цели и задачи урока:

Учебные:

– Познакомить учащихся с особенностями географического положения региона.

-Углубить знания о взаимосвязях природных компонентов.

– Показать уникальность природы Западной Сибири.

Развивающие: создать основу для всестороннего гармоничного развития, развивать наблюдательность, отвлеченное мышление (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение), практические действия, стимулировать учащихся к использованию различных способов выполнения заданий на основе работы с разными источниками информации.

Воспитательные: на конкретных примерах сформировать у учащихся знания о роли природных условий и ресурсов в жизни людей и хозяйстве страны; воспитать эстетическое восприятие природы.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный.

Наглядность и оборудование:

  • Компьютер, мультимедийная презентация «Западная Сибирь»;
  • Карты: физическая России, карты Западной Сибири, климатическая России, тектоническая России;
  • Иллюстрации, картины, таблицы;

Раздаточный материал.

Девиз урока: «Природа – единственная книга, каждая страница которой полна

глубокого содержания» (И. В. Гёте)

Ход урока.

Организационный момент:

доклад дежурного, приветствие;

проверка готовности к уроку;

постановка цели урока и мотивация учебной деятельности.

Изучение нового материала.

Учитель: Ребята! Сегодня мы совершим путешествие в физико – географическую страну под названием ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ.

И Вы – участники экспедиции в Западную Сибирь! Вы – исследователи уникальной природы этого региона. Свои мысли оформляйте в виде заметок путешественников, и мы создадим книгу «Путевые заметки экспедиторов».

Слайд №1

Урал! Невольною печалью

Я отдаю прощанью дань…

А за Уралом – Зауралье,

А там своя, иная даль. . .

Твардовский

Запишите тему урока в тетрадь.

Слайд №2

Учитель: Сибирь-с китайского « Западное захолустье», на картах Азии в 13 веке – показана страна Ибир или Сибир расположенная между Енисеем и Нижней Тунгуской. От монгольского Сибирь – « дремучий лес».

Учитель: Познакомимся с

1. Географическим положением Западной Сибири

Западно-Сибирская равнина вторая по величине равнина Евразии и России, третья в мире после Амазонской низменности. Площадь Западно-Сибирской равнины 2 745 тыс. кв. км.

Задание 1 группе экспедиторов: Определите границы Западно-Сибирской равнины (работа с картой).

Граница равнины– это отчетливо выраженные естественные рубежи:

– на севере – береговая линия Карского моря;

– на юге – подножия Казахского мелкосопочника, Алтая, Салаира и Кузнецкого Алатау;

– на западе – восточные предгорья Урала;

– на востоке – долина р. Енисей.

С запада на восток простирается она от Урала до Енисея на 1000-2000 км, расширяясь к югу, с севера на юг – на 2500 км. Огромные площади болот, запасы нефти и газа мирового значения – вот что выделяет эту территорию.

Задание всем учащимся:Нанесите на контурную карту границы Западно-Сибирской равнины.

2. Особенности рельефа.

Слайд №3

Равнина. Равнина.

Ни яра, ни пади,

Равнина на север,

Равнина на юг

Как будто гористую землю разгладил

Какой-то гигантский утюг.

Так охарактеризовал рельеф Западно-Сибирской равнины поэт А. Фролов.

Задание 2 группе экспедиторов: Что Вы можете сказать о рельефе Западно-Сибирской равнины? Слово – Вам! (работа с картой).

Слайд №4

Нигде в мире не найти такого огромного пространства со столь плоским рельефом, как бы понижающимся к центру. Северную и Центральную части представляют низменности, располагающиеся на высоте до 100 м над уровнем моря, южную низменности и равнины, поднимающиеся до 150 км. Через Западную Сибирь от Оби до Енисея в широтном направлении на 900 км протянулась система мореных возвышенностей – Сибирские Увалы с максимальной высотой 286 м.

Задание всем учащимся:Нанесите на контурной карте максимальную и минимальную высоты Западно-Сибирской равнины.

Учитель:Объясните особенности рельефа, пользуясь тектонической и геологической картами, схемами строения территории.

Слайд №5

Территория Западно-Сибирской равнины совпадает с Западно-Сибирской плитой. Рассматриваемая территория расположена в северной части Урало– Монгольского геосинклинального складчатого пояса.

3. Климатические особенности.

Учитель: Задание 3 группе экспедиторов: Определите особенности климата Западно-Сибирской равнины (работа с картой).

– в каких климатических поясах расположена территория;

– средние температуры января и июля;

– количество осадков.

Слайд №6

На большей части территории Западной Сибири климат континентальный умеренного пояса. Ср. t июля от +2°С до +22°С. Ср. t января от -25° до-18°С.

Количество осадков до 400 мм в год.

Причины континентальности:

– удаленность от Атлантического и Тихого океана.

– влияние арктического воздуха далеко на юг, а теплого воздуха из Казахстана и Средней Азии далеко на север;

– горы отгородили Западно-Сибирскую равнину от Атлантических воздушных масс с запада и центрально-азиатских с юго-востока.

Континентальность нарастает при движении с севера на юг, увеличивается годовая амплитуда температур, уменьшается количество осадков, сокращается продолжительность переходных сезонов года.

Зимой господствует солнечная безветренная морозная погода, несмотря на небольшое количество осадков, из-за отсутствия оттепелей образуется устойчивый снежный покров, в среднем не превышающий 50-ти сантиметров.

Летом, при столкновении арктических воздушных масс, с разогретым южным воздухом приводит к возникновению циклонов и выпадению осадков. Жаркое западносибирское лето переносится очень тяжело из-за повышенной влажности и несметных полчищ гнуса: комаров, мошки, слепней.

4. Внутренние воды.

Задание 4 группе экспедиторов: Что Вы можете сказать о внутренних водах Западно-Сибирской равнины? Представьте Ваши заметки. (работа с картой).

Слайд №7

Западно-Сибирская равнина богата реками, озерами, болотами, в размещении которых по территории четко прослеживается зависимость от рельефа и от зонального соотношения тепла и влаги. Наибольшая густота речной сети в тундре и тайге, незначительная в зоне лесостепей и степей.

Крупнейшие реки: Объ с Иртышем (в России занимает первое место по длине и площади бассейна), Надым, Пур, Таз, Тобол. Реки текут медленно, не спеша.

Среди многочисленных озер преобладают ледниковые и старичные. Мелкие озера разбросаны повсюду на этой плоскости, лишенной хорошего стока.

Задание всем учащимся: Подпишите на контурной карте названия крупных рек Западной Сибири и обозначим болота.

5. Природные зоны.

Учитель: Задание 5 группе экспедиторов: Установите особенности природных зон Западно-Сибирской равнины, ответив на ряд вопросов: (работа с картой).

Слайд №8

Задание: Определите по карте природных зон:

– какие природные зоны размещены на территории равнины

– какая из природных зон занимает наибольшую площадь

– какие изменения в составе природных зон наблюдаются по сравнению с Русской равниной

– как повлиял рельеф на размещение природных комплексов Западной Сибири?

Слайд №9

Наибольшую площадь занимает тайга, большая площадь тундры, небольшая площадь лесостепи, смешанных и широколиственных лесов. В тайге изменяются породы деревьев по сравнению с Русской равниной.

Слайд №10

Тундра, занимающая самую северную часть Тюменской области (п-ова Ямал и Гыданский) и имеющая площадь около 160 тыс. км2, не имеет лесов. Лишайниковые и моховые тундры Западной Сибири встречаются в сочетании с гипново-травяными и лишайниково-сфагновыми, а также крупнобугристыми болотными массивами.

Слайд №11

Зона лесотундры простирается к югу от тундры полосой примерно 100-150 км. Как переходная зона между тундрой и тайгой она представляет собой мозаичное сочетание участков редколесий, болот, зарослей кустарников. Северный предел древесной растительности представлен редкостойными криволесьями лиственницы, занимающими участки по долинам речек.

Слайд №12

Лесостепная и степная зоны охватывают южную часть Омской и юго-западную часть Новосибирской областей, а также западную часть Алтайского края. В нее входят Кулундинская, Алейская и Бийская степи.

6. Природные ресурсы.

Задание 6 группе экспедиторов: Определите, какими природными ресурсами богата равнина, заполняя предложенную таблицу.

Таблица заполняется совместно с учащимися по ходу заслушивания путевых заметок группы учащихся, беседы и анализа карт атласа.

Природные ресурсы Западной Сибири

В недрах

На поверхности

Нефть, газ, торф, железные руды, соли.

Водные, лесные, плодородные почвы на юге, оленьи пастбища, кормовые луга, биологические: грибы, ягоды, орехи, рыба.

Учитель: Ребята, скажите, как Вы думаете, что, значит, быть счастливым? Жить счастливо? И что такое счастье в целом?

Учащиеся: – Одни скажут, что это мир в доме, на Земле.

Другие – когда ты здоров. Тебя понимают

Третьи – когда есть работа, семья.

Четвёртые – это финансы, деньги!

Учитель: А теперь скажите, пожалуйста, как вы думаете, большая часть казны нашего государства пополняется за счет, каких ресурсов?

– Да, правильно, в большей степени это топливные ресурсы – нефть, газ.

Слайд №13

– Какая территория в нашей стране является кладовой этих ресурсов? – Западная Сибирь!

Слайд №14

Огромная роль географического, особенно природно-ресурсного фактора в экономике России – очевидна. Экспорт минерального сырья и топлива – пока что главное средство выживания страны.

Но не будем забывать и другие природные богатства Сибири:

Слайд№15 – 17

Слайд№18 Закрепление изученной темы.

Выводы:

Западная Сибирь – это

– молодая платформа с мощным осадочным чехлом;

– плоская равнина;

– в связи с уменьшением влияния Атлантического океана климат континентальный;

– избыточное увлажнение, сильная заболоченность;

– самая большая природная зона – тайга;

– территория, богатая природными ресурсами, особенно топливно – энергетическими такими, как нефть и газ.

Тест «Западная Сибирь» (приложение).

Слайд№19

Подведение итогов урока. Рефлексия (приложение).

Пояснения к домашнему заданию. Создать презентацию или видеоролик от турфирмы «Приглашаем в Сибирь!».

Слайд№20

Учитель: Всем спасибо за урок! До следующего путешествия!

М. С. Долгова, МБОУ СОШ № 74, г. Ульяновск

Метки: Иностранный язык