«Путешествие по стране». Методическая разработка проектной работы, 10 класс
«Путешествие по стране». Методическая разработка проектной работы, 10 класс
Цели проекта:
Образовательная – непосредственно использовать все предметные навыки, полученные учащимися в курсе экономической и социальной географии мира, развивать интерес к учебной и исследовательской деятельности
Воспитательная – овладеть навыками делового результативного сотрудничества
Развивающая – развивать познавательную активность учащихся, совершенствовать умение находить необходимую информацию с использованием современных технологий, классифицировать и систематизировать ее
Задачи проекта:
Образовательная – повторение, обобщение и закрепление знаний, полученных в курсе экономической и социальной географии мира
Воспитательная – умение оценивать себя в процессе деятельности
Развивающая – развитие творческого потенциала учащихся, интереса к предмету, умения применять полученные знания, умения и навыки на практике, анализировать результаты деятельности, представлять результаты своей деятельности как в документальном, так и в устном виде для процедуры публичной защиты (презентации)
Тип проекта творческий
Объект исследования страна мира по выбору учащегося
Предмет исследования политико-географическое и экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы, население, хозяйство, внешнеэкономические связи, внутренние различия, национальные особенности
Необходимые материалы и оборудование учебник Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира, 10 класс; карты атласа, 10 класс; дополнительная литература о стране; ПК с выходом в Интернет; CD-диск
Срок проведения учебный год (34 часа)
Этапы работы:
Название этапа |
Продолжи-тельность | Содержание работы | Конечный результат |
Подготовка и планирование | I четверть | Определение темы, целей и задач проек-та, выбор формы про-екта, составление плана работы с указанием сроков и промежуточных ре-зультатов, определе-ние источников не-обходимой информа-ции, определение способов сбора и анализа информации, установление крите-риев оценки резуль-татов проекта | Тема, цель, задачи про-екта, план работы |
Аналитический | II, III четверть | Сбор и уточнение ин-формации, выявление затруднений, поэтап-ное выполнение про-ектных задач | Информация по теме про-екта |
Обобщающий | IV четверть | Систематизация по-лученной информа-ции, ее анализ, офор-мление результатов, изготовление конеч-ного продукта, подго-товка презентации
|
Достижение цели проекта, готовый продукт |
Презентация и подведение итогов | IV четверть | Защита проекта, ос-мысление проделан-ной работы и анализ полученных резуль-татов, оформление проектной папки, планирование даль-нейшей проектной работы | Сценарий презентации, оценка ре-зультатов проекта, проектная папка |
Предполагаемый компьютерная презентация выбранной
конечный продукт страны
Форма презентации творческий отчет
Описание проекта
Курс “Экономическая и социальная география мира” 10 класса является завершающим этапом в изучении школьной географии.
Выдающийся ученый ХХ века Н. Н. Баранский писал: “Основным объектом изучения в географии является страна и район (большой или маленький) во всем их своеобразии – природном, хозяйственном, культурном, политическом. Характеристика стран и районов – главное содержание географической работы”.
Вторая половина учебного года посвящена изучению раздела “Региональный обзор стран”. Этот раздел делится на группы: “Региональная характеристика Зарубежной Европы”, “Региональная характеристика Зарубежной Азии”, «Австралия», «Региональная характеристика Африки», «Региональная характеристика Северной Америки», «Региональная характеристика Латинской Америки».
Страноведение использует материалы различных наук: истории, географии, демографии, экономики, социологии, политологии и даже литературы и искусства.
История – раскрывает периоды возникновение, развитие и функционирования государства, выявляет черты и традиции прошлого и настоящего.
Демография – это ориентация на человека и все стороны его жизни, связанные с территорией.
Экономика – выявляет сочетание отраслевой и территориальной структуры хозяйства, отражающих эффективность материального обеспечения общества.
Большое значение играет “политический портрет” территории, связи с другими странами.
Искусство и литература вносят образность в восприятие страны.
Посредством совокупности этих понятий создается целостный, слитный образ территории, “образ места”.
Современным средством обучения являются информационные технологии, которые очень быстро внедряются в учебный процесс и позволяют расширить кругозор школьников, систематизировать полученные знания, развивать логическое мышление и художественный вкус.
Поэтому для активизации творческой и учебно-исследовательской деятельности учащимся был предложен проект в форме презентации “Путешествие по стране”.
Ученик из предложенного списка выбирает страну, о которой будет делать работу, изучает типовой план характеристики страны, самостоятельно подбирает информацию для раскрытия пунктов плана. Источниками знаний являются учебник, карты атласа, справочники, дополнительная литература о стране, информация из Интернета. Развивается дидактический принцип – ориентация учащихся на самостоятельный отбор и проработку материала. На этом этапе происходит формирование межпредметных связей.
По отобранному материалу и правилам его оформления каждый ученик получает индивидуальные консультации учителя.
На основе собранного материала в компьютерных программах Microsoft PowerPoint, Microsoft Word, Adobe Photoshop создаются слайды и компонуются в компьютерную презентацию. В презентацию включается так же соответствующее теме музыкальное сопровождение. Здесь работает еще один дидактический принцип – это оптимальное содержание и форма изложения.
На заключительном этапе ученик проводит урок – творческий отчет с использованием компьютерной презентации. На уроке происходит работа по развитию устной монологической речи. Учебный монолог переходит в учебный диалог обсуждения темы, оценивание выступающего одноклассниками. Таким образом, каждый десятиклассник, выполняя проект “Путешествие по стране”, учится самостоятельной и систематичной работе с разными источниками информации. Также активизируется познавательная и творческая деятельность ребёнка.
За несколько лет идея практической творческой работы может превратиться в большой проект “Страны мира”, в котором будут описаны все государства. Познание других народов, территорий расширяет кругозор, способствует развитию эстетического воспитания, все это формирует систему духовных ценностей юных россиян.
Накопленный материал с успехом может использоваться как на уроках географии, так и во внеурочной работе.
Руководство по созданию презентации “Путешествие по стране”
1. Из предложенного списка выбрать страну, по которой будет создаваться презентация
2. Изучить типовой план характеристики страны и самостоятельно подобрать информацию для раскрытия пунктов плана. Источниками знаний являются учебник, карты атласа, справочники, дополнительная литература о стране, информация из Интернета
3. При необходимости получить индивидуальные консультации учителя по отобранному материалу и правилам его оформления
4. На основе собранного материала в компьютерных программах Microsoft PowerPoint, Microsoft Word, Adobe Photoshop создать слайды и скомпоновать их в компьютерную презентацию. В презентацию включить так же соответствующее теме музыкальное сопровождение. Слайды должны быть выполнены в едином художественном и графическом стиле!
СЛАЙД 1. Название страны
СЛАЙД 2. План характеристики страны
Раскрытие пунктов плана:
1. «Визитная карточка страны»
– официальное название страны
– столица
– государственный герб, флаг
– площадь
– глава государства
– государственный строй
– административное деление
– официальный язык
– денежная единица
– краткая историческая справка
2. Политико-географическое положение (ПГП)
– страны-соседи
– в какие блоки входит страна и окружающие ее государства
– очаги напряженности и конфликтов в этом регионе
– вывод о влиянии ПГП на развитие экономики
3. Экономико-географическое положение (ЭГП)
– положение на материке
– положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям
– положение по отношению к главным топливно-сырьевым, промышленным и сельскохозяйственным районам мира
– вывод о влиянии ЭГП на развитие хозяйства
4. Природные условия и ресурсы
– рельеф
– климат (тип, температуры января и июля, осадки)
– природные зоны
– оценка ресурсов для промышленности
– топливно-энергетические
– ресурсы для металлургии
– водные и гидроресурсы
– лесные
– рекреационные
– другие
– оценка ресурсов для сельского хозяйства
– коэффициент увлажнения
– почвы
– общий вывод об обеспеченности страны ресурсами
5. Население
– численность
– плотность
– размещение
– естественный прирост и проблемы с ним связанные, демографическая политика
– соотношение городского и сельского населения
– крупные города, агломерации
– структура занятости населения (сколько в промышленности, в сельском хозяйстве, в непроизводственной сфере)
– религия
– национальный состав
– миграции
– уровень и качество жизни
6. Общая характеристика хозяйства
– уровень развития страны
– уровень оснащенности экономики достижениями НТР
– ведущие отрасли специализации промышленности и их размещение, крупные центры
– ведущие отрасли специализации сельского хозяйства и их размещение
– ведущие отрасли специализации нематериальной сферы
– транспорт
– ведущие виды транспорта
– густота транспортной сети
– крупные транспортные узлы, порты
7. Внешнеэкономические связи (экспорт, импорт)
8. Внутренние различия (природные или экономические районы)
9. Национальные особенности (достопримечательности, национальные праздники, народные традиции, национальная кухня и т. д. )
10. Выдающиеся личности, имеющие мировую известность
11. «Образ» страны
12. Интересные факты
13. Личные впечатления и фото (если были в стране)
О. В. Воробьёва, ГБОУ г. Москвы ЦО № 1080 "Экополис", Москва
Метки: Иностранный язык