Открытый урок: «Органический мир. Природные комплексы Австралии»
Открытый урок: «Органический мир. Природные комплексы Австралии»
Образовательные цели:
– познакомить обучающихся с особенностями природы Австралии, основными представителями-эндемиками органического мира континента;
– сформировать представления о размещении природных зон;
– закрепить и углубить знания об основном законе географии – широтной зональности на примере природных зон Австралии.
Развивающие цели:
– формировать общеучебные умения и навыки;
– формировать умение логически мыслить;
– формировать умение устанавливать причинно-следственные связи;
– пробудить познавательный интерес;
– развивать коммуникативные умения;
– формировать умение работать с источниками географической информации, сопоставлять их.
Воспитательные цели:
– повышать географическую культуру;
– воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: атласы, физическая карта мира, ДКК, презентация, раздаточный материал, фрагмент художественного текста.
Тип урока: урок формирования новых знаний и умений
Вид урока: рассказ с элементами путешествия и беседы.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рецептивный, элементы проблемного.
Задание на с/п: параграф учебника. Учить записи. Творческое задание (по выбору)
ХОД УРОКА
Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Приветствие.
Активизация учебно-познавательной деятельности суворовцев
Сегодня на уроке мы снова отправляемся на самый маленький материк мира. До путешествия Джеймса Кука никто не знал о его существовании. Но благодаря научно-техническим открытиям мы не только знаем, но и можем посмотреть, как он выглядит из Космоса. (слайд – Вид материка Австралия из Космоса). Как сказал герой Жюля Верна Жак Паганель: «… клянусь вам, что это самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших».
Об этом даже написано стихотворение поэтессой Галиной Усовой. Нам его прочитают уч. ……. И уч. ……. .
Два человека выходят к доске и читают фрагменты стихотворения. Затем занимают свое место за партой.
поэтесса Галина Усова: Австралия– страна наоборот….
Австралия – страна наоборот,
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами.
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето.
Там протекают реки без воды,
Они в пустыне пропадают где-то.
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводненье,
Спасает юг от северной жары,
Столица не имеет населенья.
Австралия – страна наоборот,
Ее исток на лондонском причале,
Для хищников дорогу расчищали
Изгнанники и каторжный народ.
Объясните явления, которые описаны в этом стихотворении. – Стихотворение появляется на экране.
Мотивация.
Однако некоторые фрагменты этого стихотворения (фрагмент выделяется) мы сможем объяснить только после того, как проведем небольшое путешествие по природным комплексам этого материка.
Они в пустыне пропадают где-то.
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводненье,
Вопрос: «Давайте вспомним, что такое природный комплекс?»
Ответ: «Это территория (участок земной поверхности, земли), обладающий общностью климата, почв, растительного и животного мира».
Вопрос: «Что можно считать природным комплексом? Приведите примеры видов ПК»
Ответ: «Например, планета Земля, материк, природная зона».
Вопрос: « Какая закономерность выделяется в размещении природных зон?»
Ответ: « Широтная зональность, т. е. смена природных зон от экватора к полюсам, по соотношению тепла и влаги.
Вопрос: «Какие природные зоны встречаются в Австралии?»
Открывают атлас и отвечают на вопрос: – Пустыни, полупустыни, Субэкваториальные саванны, Топические влажные леса, Жестколистные леса и кустарники, Широколиственные леса Тасмании.
Предлагают отправиться в путешествие по природным зонам Австралии. Для этого нужно выбрать маршрут и виды транспорта.
Какой мы выберем маршрут, чтобы пересечь все природные зоны материка?
Суворовцы предлагают варианты. Преподаватель корректирует маршрут и предлагает виды транспорта.
Чтобы не забыть все, о чем узнаем, будем вести дневник путешественника в виде таблицы.
Таблица на доске. Рисуют макет таблицы в тетрадь. Таблица заполняется поэтапно.
Природная зона | Флора | Почвы | Фауна |
Пустыни и полупустыни | |||
Субэкваториальны саванны и редколесья | |||
Большой барьерный риф | |||
Переменно влажные леса | |||
Жестколистные леса и кустарники | |||
Широколиственные леса Тасмании |
III. Изучение нового материала
Органический мир Австралии своеобразен и неповторим: 75% видов растений и 95% животных в Австралии являются эндемиками.
Эндемик – такое животное или растение, которое встречается только в данной местности. В Австралии встречаются сумчатые. Но не встречаются обезьяны и копытные, не встречаются растения с сочными плодами, нет ни одного одомашненного растения или животного. В Австралии обитают и не встречаются больше нигде на Земле яйцекладущие и выкармливающие молоком организмы. Здесь же растет самое высокое дерево и оно является одним из быстрорастущих растений – эвкалипт.
Пустыни и полупустыни Австралии.
Мы летим над пустынями – под нами эрги, регги и гамады. Жарко. Воды нет на мили вокруг. Растительность крайне скудная – спинифекс – остролистный злак, низкорослые акации и эвкалипт – заросли скрэб. Видео фрагмент 1. Из представителей фауны – ящерицы, тайпаи (змея), вараны. В районах распространения пустынь формируются специфические пустынные почвы. Часто они окрашены в красный цвет и называются “аридными красными землями”.
В полупустынях появляется полынь, солянки, заросли кустарников из колючих пустынных акаций и сильно ветвящихся жестколистных эвкалиптов (малли). Почвы в полупустынях красно-бурые и красновато-бурые.
Субэкваториальны саванны и редколесья.
Растительный мир саванн не слишком разнообразен: бутылочное дерево, эвкалипты, акации. Почвы – твердые латеритные панцири.
Удивительный символ Австралии – кенгуру, он изображен на государственном гербе. Рост самых маленьких из них всего 23 см, в то время как самцы гигантских кенгуру – больших и серых – достигают 2-метровой высоты. Они передвигаются со скоростью до 20 км в час на исключительно развитых задних конечностях.
Самка производит на свет одного детеныша массой меньше 1 г и длиной около 2 см. У слепого безволосого крошки уже сильно развиты передние конечности, с помощью которых он забирается в сумку. Там он прочно присасывается к соску, в который немедленно начинает поступать молоко. Жизнь в сумке продолжается 6 месяцев. За это время детеныш обрастает мехом и у него развиваются характерные для кенгуру пропорции. Когда он впервые выходит из сумки, это сплошные кожа и кости. Затем почти 8 месяцев кенгуренок пасется около матери и питается мягкими травянистыми побегами, но при малейшей опасности прячется в сумку матери.
Некоторые кенгуру доживают до 20 лет, однако обычная продолжительность жизни в естественных условиях редко достигает 7 лет. Хищные птицы, питоны, ящерицы охотятся на малышей, человек и дикая собака динго убивают взрослых животных. Однако самый безжалостный враг кенгуру – засуха.
Кенгуру – настоящее бедствие для фермеров, они поедали траву, предназначенную для овец. Потомство свое производили на свет быстрее, чем охотники могли его отстреливать.
Из других сумчатых для Австралии характерны вомбаты, кускусы, поссумы. А также сумчатый муравьед – намбат и зверь вамбат.
Из птиц почти повсеместно встречается страус эму, казуар. В реках Северной Австралии обитают крокодилы, а в южных водоемах – двоякодышащая рыба цератод с одним легким, предки которой жили еще в начале мезозойской эры.
Большой барьерный риф.
Зачитываем фрагмент из книги.
Леса восточной Австралии
Лес в Австралии занимает 2% площади страны. Леса образуют узкую полосу между горами и океаном на востоке и юге континента.
1) Переменно влажные леса.
На северо-востоке материка распространены дождевые тропические леса. Деревья в этом лесу высотой до 40-50 м и растут они так близко друг к другу, что их листва образует плотный полог, закрывающий доступ солнечным лучам. Внутри леса всегда густая тень и травяной покров скуден. Вместо него на земле лежит толстый слой гниющих листьев. Повсюду валяются упавшие и уже наполовину сгнившие ветки или стволы деревьев. Мощные лианы свисают с деревьев. Влажность очень высокая и неподвижный воздух обладает запахом земли.
Поражает необычайное изобилие эпифиты (лианы, орхидеи), папоротники (Диксония – древовидный папоротник). Здесь растут сосна каури, араукария, красный кедр, клен, австралийский орех и травяная пальма ксанторея. Среди самых интересных деревьев дождевых тропических лесов – баньян. Его семена, которые разбрасывают птицы, застревают в ветвях и прорастают, пуская корни, цепляющиеся за дерево-хозяина. Сначала развивается деревянистый, картофелеобразный клубень с облиственным ростком. Затем он опускает корень на землю. За ним следуют другие корни, сплетающиеся друг с другом, и дерево-хозяин оказывается опутанным плотной сетью корней баньяна. В конце концов, дерево оказывается задушенным, баньян занимает его место и иногда вырастает до 25 м высотой.
Основные вьющиеся растения бобовая энтанда и лонхокарпус, из ползучих растений встречается – перец, ломонос, пальма лиана – ротанг.
Австралия единственный материк, где обитают яйцекладущие млекопитающие: утконос и ехидна.
2) Жестколистные леса и кустарники.
В лесах Австралии преобладают эвкалипты – вечнозеленые деревья высотой от 15 м до 100 м и толщиной до нескольких метров у основания. Стволы у них прямые. Листва у эвкалиптов кажется тускло-голубой или серо-зеленой. Длинные, узкие листья стремятся отвернуться от палящего солнца, поэтому в таком лесу нет тени. В период цветения эвкалипты всегда привлекают птиц и насекомых, питающихся нектаром, а человек ощущает тяжелую сладость пыльцы в воздухе. Эти деревья не сбрасывают листву в самые сильные засухи. Благодаря своему быстрому росту деревья поглощают из почвы много влаги и осушают болота. Эвкалипт является лекарственным растением, из него получают эфирное масло и дубильные вещества. Пожары в эвкалиптовых лесах – нечто страшное, непередаваемое. Море огня охватывает лес, деревья мгновенно вспыхивают одно за другим. Листва эвкалиптов, богатая эфирными маслами, очень легко загорается. Пожар распространяется с огромной скоростью. Убежать от него совершенно невозможно, даже уехать на автомашине трудно. Однако эвкалипты очень огнестойкие. От обгоревшего, черного, казалось бы, мертвого ствола через некоторое время отрастает молодая зеленая поросль, и дерево продолжает жить» (В. Петров).
Вдоль рек распространена казуарина с узловатым стволом и свисающей игольчатой листвой. Местами встречается скипидарное дерево, многочисленна акация. Есть виды акации, цветущие осенью, зимой, весной и летом, поэтому изобилие их бледно-желтых цветков постоянно оживляет леса. И действительно, цветение этих акаций поздней зимой производит такое необычное впечатление, что первого августа в школах празднуют День акации.
Кустарниковый ярус – один из отличительных признаков жестколистных лесов. Красива телопея с блестящими темно-красными цветками размером около 13 см. Банксия – длиннолистная акация, пестрая гревилея, а также желтые горошки расцвечивают нижний ярус леса яркими красками.
Коала – отдаленная родственница вомбата, еще более дальняя – кенгуру и опоссума: все они сумчатые животные. Коалы совершенно не пьют, поэтому название этого зверька переводится, как непьющий воду.
Коалы всегда были первыми жертвами пожаров и нещадных вырубок леса. А потом началось настоящее истребление зверька: пришла мода на его мех – толстый, теплый, чрезвычайно ноский. Сейчас осталось около 250 тыс. животных. При рождении младенец коалы неправдоподобно мал – его масса 5-6 г. Дитя немедленно перебирается в мамину сумку, где пребывает около полутора месяцев. За это время он сильно увеличивается в размерах и обрастает шерсткой. До года детеныш не расстается с родительницей, переезжая с ветки на ветку на маминой спине.
Взрослый коала достигает 4,6-5,5 кг, рост – 60-80 см. Коалы питаются исключительно листвой определенных видов эвкалиптов. Неудивительно, что первые коалы, попавшие в неволю, очень скоро умирали: никто не знал, как их правильно кормить.
Фауна лесов представлена: коалы, тилацины ( поссумы), сумчатыми белками, крысами, древесный кенгуру (валлаби). . Богат мир птиц: попугаи (какаду), лирохвосты, райские птицы, пеликаны, черные лебеди.
3) Широколиственные леса Тасмании.
Покрыта лесом большая часть Тасмании. Из деревьев характерны южный бук. Самые древние деревья – атротаксисы -отдельные древние особи имеют возраст более 2000 лет представляют собой реликт покрывавших Гондвану лесов. В некоторых местах заросли эвкалипта, самого высокого растения в мире, образуют лесной полог на высоте 90 м.
Отделение Австралии от Гондваны породило уникальную фауну сумчатых и однопроходных млекопитающих, а последующее отделение Тасмании от Австралии создало условия для появления эндемичных видов животных, птиц и растений. Фауна включает тасманийского дьявола, тасманийского беттонга (сумчатая крыса), рыжего валлаби (древесный кенгуру) и сумчатого волка.
Австралийцы проявляют заботу о растительном и животном мире как о богатстве своей страны, тщательно изучают и охраняют его. В каждом крупном городе Австралии обязательно есть свой ботанический сад или национальный парк. Каждый штат Австралийского Союза имеет свою ботаническую эмблему.
Некоторые его представители изображены на австралийских монетах: ехидна – на монете достоинством в 5 центов, птица-лирохвост— в 10, а утконос – в 20 центов. Чрезвычайно популярные на материке страус эму и кенгуру изображены на государственном гербе страны. Выбор этих двух животных не случаен: они как бы символизируют прогресс, движение вперед, так как ни эму, ни кенгуру не могут пятиться назад.
Австралийцы приняли ряд законов по спасению и охране своих редчайших животных: запретили их вывоз, содержание в неволе, ограничили или полностью запретили охоту на определенные виды.
Значительное место в австралийской фауне занимают вывезенные из Европы кролики, лисы, воробьи, скворцы.
Закрепление изученного материала.
Тест.
Вывод:
- Органический мир беден, но очень своеобразен.
- Отделение Австралии от Гондваны породило уникальную фауну сумчатых и однопроходных млекопитающих.
- Преобладают эндемики и реликты.
- ПК изменяются широтно, наибольшую площадь занимают пустыни и сухие саванны, так как Австралия лежит в тропических широтах.
Подведение итогов урока, рефлексия.
Есть два разряда путешествий. Один – купив билет, слетать. Другой – сидеть себе на месте, листая карту, думать и мечтать. Хочется пожелать вам всегда оставаться в душе исследователями и путешественниками.
Рефлексия. Ответьте на вопрос.
1. Была ли у тебя возможность сегодня на уроке высказать свое мнение?
2. Как изменилось твое настроение на уроке?
Оценки.
Задание с/п:
Параграф – прочитать. Приготовить рассказ о ПК Австралии.
Творческое задание по выбору:
а) составить австралийский алфавит, используя термины, названия животных и растений, географические названия.
б) составить рекомендации для туристов, желающих посетить Австралию.
в) составить страничку Австралийских рекордов.
- Академический школьный учебник. География. 7 класс. /Под ред. А. И. Алексеева. – М. : Просвещение, 2008.
- Брилевский М. Н, Рылюк Г. Я. Смоляков Г. С. Дидактический материал по географии. – Минск: Харвест, 1999.
- Вальтер Г. Растительность земного шара. Т. 1-3. Пер. с нем. – М. : Прогресс, 1974.
- Коринская В. А. География материков и океанов. 7 кл. Учебник. – М. : Дрофа, 2002.
- Коринская В. А. , Душина И. В. , Щенев В. А. География 7 кл. – М. : Дрофа, 2007.
- Крылова О. В. Уроки географии. 7 класс. – М. : Просвещение, 1990.
- Мир географии: География и географы. Природная среда. /Под ред. Рычагов Г. И. и др. – М. : Мысль, 1984.
- Финаров Д. П. , Васильев С. В. , Чернихова Е. География. Материки, океаны и страны. 7 класс. – М. : Астрель, 2001.
- Пашканг Г. В. , Душина И. В. , Любушкина С. Г. , Пригула Т. Ю. , Родзевич Н. Н. Физическая география (для подготовительных отделений вузов). – М. : Высшая школа, 1991.
- Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии. Материки, океаны, народы и страны. 7 кл. – М. : Вако, 2007.
- Программно-методические материалы. – М. : Дрофа, 1998.
- Программно-методические материалы. Гоеграфия. 6-9 кл. – М. : Дрофа, 1999.
Е. А. Сукманова, Тверское суворовское военное училище, Тверь
Метки: Иностранный язык