Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Открытый урок: «Органический мир. Природные комплексы Австралии»

Открытый урок: «Органический мир. Природные комплексы Австралии»

Образовательные цели:

– познакомить обучающихся с особенностями природы Австралии, основными представителями-эндемиками органического мира континента;

– сформировать представления о размещении природных зон;

– закрепить и углубить знания об основном законе географии – широтной зональности на примере природных зон Австралии.

Развивающие цели:

– формировать общеучебные умения и навыки;

– формировать умение логически мыслить;

– формировать умение устанавливать причинно-следственные связи;

– пробудить познавательный интерес;

– развивать коммуникативные умения;

– формировать умение работать с источниками географической информации, сопоставлять их.

Воспитательные цели:

– повышать географическую культуру;

– воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: атласы, физическая карта мира, ДКК, презентация, раздаточный материал, фрагмент художественного текста.

Тип урока: урок формирования новых знаний и умений

Вид урока: рассказ с элементами путешествия и беседы.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рецептивный, элементы проблемного.

Задание на с/п: параграф учебника. Учить записи. Творческое задание (по выбору)

ХОД УРОКА

Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Приветствие.

Активизация учебно-познавательной деятельности суворовцев

Сегодня на уроке мы снова отправляемся на самый маленький материк мира. До путешествия Джеймса Кука никто не знал о его существовании. Но благодаря научно-техническим открытиям мы не только знаем, но и можем посмотреть, как он выглядит из Космоса. (слайд – Вид материка Австралия из Космоса). Как сказал герой Жюля Верна Жак Паганель: «… клянусь вам, что это самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших».

Об этом даже написано стихотворение поэтессой Галиной Усовой. Нам его прочитают уч. ……. И уч. ……. .

Два человека выходят к доске и читают фрагменты стихотворения. Затем занимают свое место за партой.

поэтесса Галина Усова: Австралия– страна наоборот….

Австралия – страна наоборот,

Она располагается под нами.

Там, очевидно, ходят вверх ногами.

Там наизнанку вывернутый год.

Там расцветают в октябре сады,

Там в январе, а не в июле лето.

Там протекают реки без воды,

Они в пустыне пропадают где-то.

Там в зарослях следы бескрылых птиц,

Там кошкам в пищу достаются змеи,

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют.

Деревья сами лезут из коры,

Там кролики страшней, чем наводненье,

Спасает юг от северной жары,

Столица не имеет населенья.

Австралия – страна наоборот,

Ее исток на лондонском причале,

Для хищников дорогу расчищали

Изгнанники и каторжный народ.

Объясните явления, которые описаны в этом стихотворении. – Стихотворение появляется на экране.

Мотивация.

Однако некоторые фрагменты этого стихотворения (фрагмент выделяется) мы сможем объяснить только после того, как проведем небольшое путешествие по природным комплексам этого материка.

Они в пустыне пропадают где-то.

Там в зарослях следы бескрылых птиц,

Там кошкам в пищу достаются змеи,

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют.

Деревья сами лезут из коры,

Там кролики страшней, чем наводненье,

Вопрос: «Давайте вспомним, что такое природный комплекс?»

Ответ: «Это территория (участок земной поверхности, земли), обладающий общностью климата, почв, растительного и животного мира».

Вопрос: «Что можно считать природным комплексом? Приведите примеры видов ПК»

Ответ: «Например, планета Земля, материк, природная зона».

Вопрос: « Какая закономерность выделяется в размещении природных зон?»

Ответ: « Широтная зональность, т. е. смена природных зон от экватора к полюсам, по соотношению тепла и влаги.

Вопрос: «Какие природные зоны встречаются в Австралии?»

Открывают атлас и отвечают на вопрос: – Пустыни, полупустыни, Субэкваториальные саванны, Топические влажные леса, Жестколистные леса и кустарники, Широколиственные леса Тасмании.

Предлагают отправиться в путешествие по природным зонам Австралии. Для этого нужно выбрать маршрут и виды транспорта.

Какой мы выберем маршрут, чтобы пересечь все природные зоны материка?

Суворовцы предлагают варианты. Преподаватель корректирует маршрут и предлагает виды транспорта.

Чтобы не забыть все, о чем узнаем, будем вести дневник путешественника в виде таблицы.

Таблица на доске. Рисуют макет таблицы в тетрадь. Таблица заполняется поэтапно.

Природная зона

Флора

Почвы

Фауна

Пустыни и полупустыни

Субэкваториальны саванны и редколесья

Большой барьерный риф

Переменно влажные леса

Жестколистные леса и кустарники

Широколиственные леса Тасмании

III. Изучение нового материала

Органический мир Австралии своеобразен и неповторим: 75% видов растений и 95% животных в Австралии являются эндемиками.

Эндемик – такое животное или растение, которое встречается только в данной местности. В Австралии встречаются сумчатые. Но не встречаются обезьяны и копытные, не встречаются растения с сочными плодами, нет ни одного одомашненного растения или животного. В Австралии обитают и не встречаются больше нигде на Земле яйцекладущие и выкармливающие молоком организмы. Здесь же растет самое высокое дерево и оно является одним из быстрора­стущих растений – эвкалипт.

Пустыни и полупустыни Австралии.

Мы летим над пустынями – под нами эрги, регги и гамады. Жарко. Воды нет на мили вокруг. Растительность крайне скудная – спинифекс – остролистный злак, низкорослые акации и эвкалипт – заросли скрэб. Видео фрагмент 1. Из представителей фауны – ящерицы, тайпаи (змея), вараны. В районах распространения пустынь формируются специфические пустынные почвы. Часто они окрашены в красный цвет и называются “аридными красными землями”.

В полупустынях появляется полынь, солянки, заросли кустарников из колючих пустынных акаций и сильно ветвящихся жестколистных эвкалиптов (малли). Почвы в полупустынях красно-бурые и красновато-бурые.

Субэкваториальны саванны и редколесья.

Растительный мир саванн не слишком разнообразен: бутылочное дерево, эвкалипты, акации. Почвы – твердые латеритные панцири.

Удивительный символ Австралии – кенгуру, он изображен на государственном гербе. Рост самых маленьких из них всего 23 см, в то время как самцы гигантских кенгуру – больших и серых – достигают 2-метровой высоты. Они передвигаются со скоростью до 20 км в час на исключительно развитых задних конечностях.

Самка производит на свет одного детеныша массой меньше 1 г и длиной около 2 см. У слепого безволосого крошки уже сильно развиты передние конечности, с помощью которых он забирается в сумку. Там он прочно присасывается к соску, в который немедленно начинает поступать молоко. Жизнь в сумке продолжается 6 месяцев. За это время детеныш обрастает мехом и у него развиваются характерные для кенгуру пропорции. Когда он впервые выходит из сумки, это сплошные кожа и кости. Затем почти 8 месяцев кенгуренок пасется около матери и питается мягкими травянистыми побегами, но при малейшей опасности прячется в сумку матери.

Некоторые кенгуру доживают до 20 лет, однако обычная продолжи­тельность жизни в естественных условиях редко достигает 7 лет. Хищные птицы, питоны, ящерицы охотятся на малышей, человек и дикая собака динго убивают взрослых животных. Однако самый безжалостный враг кен­гуру – засуха.

Кенгуру – настоящее бедствие для ферме­ров, они поедали траву, предназначенную для овец. Потомство свое произ­водили на свет быстрее, чем охотники могли его отстреливать.

Из других сумчатых для Австралии характерны вомбаты, кускусы, поссумы. А также сумчатый муравьед – намбат и зверь вамбат.

Из птиц почти повсеместно встречается страус эму, казуар. В реках Северной Австралии обитают крокодилы, а в южных водоемах – двоякодышащая рыба цератод с одним легким, предки которой жили еще в начале мезозойской эры.

Большой барьерный риф.

Зачитываем фрагмент из книги.

Леса восточной Австралии

Лес в Австралии занимает 2% площа­ди страны. Леса образуют узкую полосу между горами и океаном на восто­ке и юге континента.

1) Переменно влажные леса.

На северо-востоке материка распространены дождевые тропические ле­са. Деревья в этом лесу высотой до 40-50 м и растут они так близко друг к другу, что их листва образует плотный полог, закрывающий доступ солнечным лучам. Внутри леса всегда густая тень и травяной покров скуден. Вместо него на земле лежит толстый слой гнию­щих листьев. Повсюду валяются упавшие и уже наполовину сгнившие вет­ки или стволы деревьев. Мощные лианы свисают с деревьев. Влажность очень высокая и неподвижный воздух обладает запахом земли.

Поражает необычайное изобилие эпифиты (лианы, орхидеи), папоротники (Диксония – древовидный папоротник). Здесь растут сосна каури, араукария, красный кедр, клен, австралийский орех и травяная пальма ксанторея. Среди самых интересных де­ревьев дождевых тропических лесов – баньян. Его семена, которые разбра­сывают птицы, застревают в ветвях и прорастают, пуская корни, цепляю­щиеся за дерево-хозяина. Сначала развивается деревянистый, картофелеобразный клубень с облиственным ростком. Затем он опускает корень на зем­лю. За ним следуют другие корни, сплетающиеся друг с другом, и дерево-хозяин оказывается опутанным плотной сетью корней баньяна. В конце концов, дерево оказывается задушенным, баньян занимает его место и ино­гда вырастает до 25 м высотой.

Основные вьющиеся растения бобовая энтанда и лонхокарпус, из пол­зучих растений встречается – перец, ломонос, пальма лиана – ротанг.

Австралия единственный материк, где обитают яйцекладущие млекопитающие: утконос и ехидна.

2) Жестколистные леса и кустарники.

В лесах Австралии преобладают эвкалипты – вечнозеленые деревья высотой от 15 м до 100 м и толщиной до нескольких метров у основания. Стволы у них прямые. Ли­ства у эвкалиптов кажется тускло-голубой или серо-зеленой. Длинные, уз­кие листья стремятся отвернуться от палящего солнца, поэтому в таком лесу нет тени. В период цветения эвкалипты всегда привлекают птиц и насекомых, питающихся нектаром, а человек ощущает тяжелую сладость пыльцы в воздухе. Эти деревья не сбрасывают листву в самые сильные засухи. Благодаря своему быстрому росту деревья погло­щают из почвы много влаги и осушают болота. Эв­калипт является лекарственным растением, из него получают эфирное мас­ло и дубильные вещества. Пожары в эвкалиптовых лесах – нечто страшное, непередавае­мое. Море огня охватывает лес, деревья мгновенно вспыхивают одно за другим. Листва эвкалиптов, богатая эфирными маслами, очень легко загорается. Пожар распространяется с огромной ско­ростью. Убежать от него совершенно невозможно, даже уехать на автомашине трудно. Однако эвкалипты очень огнестойкие. От обгоревшего, черного, казалось бы, мертвого ствола через некото­рое время отрастает молодая зеленая поросль, и дерево продол­жает жить» (В. Петров).

Вдоль рек распространена казуарина с узловатым стволом и свисающей игольчатой листвой. Местами встречается скипидарное дерево, многочисленна акация. Есть виды акации, цветущие осенью, зимой, весной и летом, поэтому изобилие их бледно-желтых цветков постоянно оживляет леса. И действительно, цветение этих акаций поздней зимой про­изводит такое необычное впечатление, что первого августа в школах празднуют День акации.

Кустарниковый ярус – один из отличительных признаков жестколист­ных лесов. Красива телопея с блестящими темно-красными цветками разме­ром около 13 см. Банксия – длиннолистная акация, пестрая гревилея, а также желтые горошки расцвечивают нижний ярус леса яркими красками.

Коала – отдаленная родственница вомбата, еще более дальняя – кенгуру и опоссума: все они сумчатые животные. Коалы совершенно не пьют, поэтому на­звание этого зверька переводится, как непьющий воду.

Коалы всегда были первыми жертвами пожаров и нещадных вырубок леса. А потом началось настоящее истребление зверька: пришла мода на его мех – толстый, теплый, чрезвычайно ноский. Сейчас осталось около 250 тыс. животных. При рождении младенец коалы неправдоподобно мал – его масса 5-6 г. Дитя немедленно перебирается в мамину сумку, где пребывает около полу­тора месяцев. За это время он сильно увеличивается в размерах и обрастает шерсткой. До года детеныш не расстается с родительницей, переезжая с ветки на ветку на маминой спине.

Взрослый коала достигает 4,6-5,5 кг, рост – 60-80 см. Коалы питаются исключительно листвой определенных видов эвкалиптов. Неудивительно, что первые коалы, попавшие в неволю, очень скоро умирали: никто не знал, как их правильно кормить.

Фауна лесов представлена: коалы, тилацины ( поссумы), сумчатыми белками, крысами, древесный кенгуру (валлаби). . Богат мир птиц: попугаи (какаду), лирохвосты, райские птицы, пеликаны, черные лебеди.

3) Широколиственные леса Тасмании.

Покрыта лесом большая часть Тасмании. Из деревьев характерны южный бук. Самые древние деревья – атротаксисы -отдельные древние особи имеют возраст более 2000 лет представляют собой реликт покрывавших Гондвану лесов. В некоторых местах заросли эвкалипта, самого высокого растения в мире, образуют лесной полог на высоте 90 м.

Отделение Австралии от Гондваны породило уникальную фауну сумчатых и однопроходных млекопитающих, а последующее отделение Тасмании от Австралии создало условия для появления эндемичных видов животных, птиц и растений. Фауна включает тасманийского дьявола, тасманийского беттонга (сумчатая крыса), рыжего валлаби (древесный кенгуру) и сумчатого волка.

Австралийцы проявляют заботу о расти­тельном и животном мире как о богатстве своей страны, тщательно изучают и охраняют его. В каждом крупном городе Австралии обязательно есть свой ботанический сад или национальный парк. Каждый штат Австралийского Союза имеет свою ботаническую эмблему.

Некоторые его представители изображены на австралий­ских монетах: ехидна – на монете достоинством в 5 центов, пти­ца-лирохвост— в 10, а утконос – в 20 центов. Чрезвычайно попу­лярные на материке страус эму и кенгуру изображены на госу­дарственном гербе страны. Выбор этих двух животных не случаен: они как бы символизируют прогресс, движение вперед, так как ни эму, ни кенгуру не могут пятиться назад.

Австралийцы приняли ряд законов по спасению и охране своих редчайших животных: запретили их вывоз, содержание в неволе, ограничили или полностью запретили охоту на определенные виды.

Значительное место в австралийской фауне занимают вывезенные из Европы кролики, лисы, воробьи, скворцы.

Закрепление изученного материала.

Тест.

Вывод:

  1. Органический мир беден, но очень своеобразен.
  2. Отделение Австралии от Гондваны породило уникальную фауну сумчатых и однопроходных млекопитающих.
  3. Преобладают эндемики и реликты.
  4. ПК изменяются широтно, наибольшую площадь занимают пустыни и сухие саванны, так как Австралия лежит в тропических широтах.

Подведение итогов урока, рефлексия.

Есть два разряда путешествий. Один – купив билет, слетать. Другой – сидеть себе на месте, листая карту, думать и мечтать. Хочется пожелать вам всегда оставаться в душе исследователями и путешественниками.

Рефлексия. Ответьте на вопрос.

1. Была ли у тебя возможность сегодня на уроке высказать свое мнение?

2. Как изменилось твое настроение на уроке?

Оценки.

Задание с/п:

Параграф – прочитать. Приготовить рассказ о ПК Австралии.

Творческое задание по выбору:

а) составить австралийский алфавит, используя термины, названия животных и растений, географические названия.

б) составить рекомендации для туристов, желающих посетить Австралию.

в) составить страничку Австралийских рекордов.

  1. Академический школьный учебник. География. 7 класс. /Под ред. А. И. Алексеева. – М. : Просвещение, 2008.
  2. Брилевский М. Н, Рылюк Г. Я. Смоляков Г. С. Дидактический материал по географии. – Минск: Харвест, 1999.
  3. Вальтер Г. Растительность земного шара. Т. 1-3. Пер. с нем. – М. : Прогресс, 1974.
  4. Коринская В. А. География материков и океанов. 7 кл. Учебник. – М. : Дрофа, 2002.
  5. Коринская В. А. , Душина И. В. , Щенев В. А. География 7 кл. – М. : Дрофа, 2007.
  6. Крылова О. В. Уроки географии. 7 класс. – М. : Просвещение, 1990.
  7. Мир географии: География и географы. Природная среда. /Под ред. Рычагов Г. И. и др. – М. : Мысль, 1984.
  8. Финаров Д. П. , Васильев С. В. , Чернихова Е. География. Материки, океаны и страны. 7 класс. – М. : Астрель, 2001.
  9. Пашканг Г. В. , Душина И. В. , Любушкина С. Г. , Пригула Т. Ю. , Родзевич Н. Н. Физическая география (для подготовительных отделений вузов). – М. : Высшая школа, 1991.
  10. Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии. Материки, океаны, народы и страны. 7 кл. – М. : Вако, 2007.
  11. Программно-методические материалы. – М. : Дрофа, 1998.
  12. Программно-методические материалы. Гоеграфия. 6-9 кл. – М. : Дрофа, 1999.

Е. А. Сукманова, Тверское суворовское военное училище, Тверь

Метки: Иностранный язык