Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема урока : Центральная Россия. Особенности населения. План-конспект открытого урока в 9 «А» классе

Тема урока : Центральная Россия. Особенности населения. План-конспект открытого урока в 9 «А» классе

Цель:

– Познакомить учащихся с особенностями и характерными чертами населения Центральной России .

– Обсудить проблемы населения Центральной России;

Ожидаемые результаты:

Предметные: выявлять особенность облика великоросса. Объяснять влияние природных условий на занятия населения, понятие об «отхожем промысле» и кустарном промысле; выделять проблемы населения, совершенствовать умение работать с учебником, картами, статистическими материалами.

Коммуникативные: формирование умений работать в группах.

Регулятивные: умение нести ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности

Личностные: прививать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений, воспитывать уважение и прививать любовь к Родине.

Познавательные: умение проводить рефлексию своей деятельности

Оборудование:

– Настенные карты – политико-административная карта России, физическая карта европейской части России,;

– Иллюстрации изделий народных художественных промыслов;

– Учебник, атласы, к\к

– мультимедиа учебник по географии 6-9 класс.

– Презентация, мультимедийный проектор.

Методическое оснащение: В. П. Дронов И. И. Баринов «География России 8-9» учебник ,Г. А. Жижина «Поурочные разработки по географии 9 кл», Атлас « географии России хозяйство и географические районы» изд. «Дик», мультимедиа учебник по географии 6-9 класс

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Актуализация полученных знаний, мотивация на изучение новой темы:

Устный опрос: Класс поделен на группы – «Политики и этнографы»», «Экономисты» и «Географы».

Задания для каждой группы разложены на столах.

1) «Политики и демографы» Показать состав Центральной России, назвать крупные города

– с какими странами граничит Центральный район, как изменилось геополитическое положение районов Центральной России после распада СССР?

– какими факторами можно объяснить формирование столицы России в различное время?

2) «Экономисты» Охарактеризовать ЭГП Центрального района России.

– как из Москвы можно водным путем попасть в Волгу?

– какими минеральными ресурсами богата Центральная Россия?

3) «Географы» Природные условия и ресурсы Центральной России и Центрального района.

– Каков рельеф Центральной России?

– каков климат территории?

– в каких природных зонах расположена территория?

– оцените наиболее удачные, на ваш взгляд, сочетания природных ресурсов на территории Центральной России?

3. Изучение нового материала.

1) Целеполагание .

Работа с диаграммами в атласе ( с. 26-27) Определить – какую часть территории занимает Центральная Россия в территории всего государства? (5%)

Какая часть населения проживает на этой территории?

(Центральная Россия – самая густонаселенная часть страны. Занимая всего 5 % территории, она сосредотачивает 31 % населения)

Население района сложилось за счет смешения славян, проникавших сюда с юго-запада начиная с VIII века, с местными финскими племенами. Финны жили небольшими поселками, разбросанными на огромные расстояния друг от друга. Некоторые племена, например меря и мурома, исчезли без остатка, слившись с русскими насельниками, другие сохранились и сейчас, но уже в значительной степени обрусели и утратили свой первоначальный тип.

Междуречье Волги и Оки – ядро формирования русского народа. Отсюда население расселялось на север и восток.

2) Продуктивное чтение и работа с атласом:

По карте «Народы России» назвать народы и языковые семьи, к которым они относятся, проживающие на территории Центральной России.

В национальном составе преобладают русские ( индоевропейская семья), их до 90%, только на востоке, в республиках, компактно проживают марийцы, мордва (урало-юкагирская семья) и чуваши ( алтайская семья). Кроме них проживают евреи, татары, украинцы. В республике Марий Эл около половины, а в Мордовии – около трети составляет титульный народ, в Чувашии – аж 70%

Прочитав текст ( приложение 1),каждой группе выбрать:

Задание 3 группе «Географы» : особенности природных условий, где проживали народы ---

(Суровая скудная природа, долгие зимы, заболоченность, лес,…. )

Задание 1 группе «Политики и демографы» выбрать черты характера великоросса и причины, под влиянием которых складывался характер русских людей, его физический тип.

Среднего роста, сильного телосложения, терпеливый, малотребователен к

Статен, широк в плечах, лицо финского типа к благам жизни, вынослив,

(скуластое, широкий нос) предприимчив, сметлив, изворотлив

Лицо славянского типа ( тонкие черты,

Прямой нос, голубые глаза)

Задание 2 группе «Экономисты»: Объяснить причины разнообразия хозяйственной деятельности (сочетание сельскохозяйственной деятельности с ремесленной. Кустарные ( ремесла, преобладающие в крестьянских дворах) и отхожие (Сезонные отходы на заработки в города) промыслы.

Задание: просмотрев элемент мультимедийного урока, используя и атлас, перечислить наиболее известные виды промыслов (к нач. XXвека) и районы, где они развивались. По ходу – заполняем таблицу:

Резьба и роспись по дереву,

Деревянные игрушки

Ложкарный промысел

Лесной район Заволжья

Богородск, Сергиев Посад

Семеново(Ниж. Новгород)

(хохлома)

Художественная керамика

посуда

Гжельский район

Хохлома

Городецк , Скопино

Дымково

Резьба и роспись по камню

Худ. Обработка металла (подносы)

Южные районы-

Жестово

Стеклянные изделия

Гусь Хрустальный

Вышивка и кружевоплетение,

платки

Павлов-Пасад

Отходничеством занимались в основном мужчины. Некоторые местности получили название «бабьей стороны» из-за того, что из них уходило почти все мужское население. Отходничество считалось престижным занятием. Так, в Ярославской губернии мужчине было очень трудно жениться, если он «даже ни разу в Петербурге не бывал!» – такой не пользовался уважением у девушек, считался «темнотой», «деревней».

Таким образом, для Центрального района издавна была характерна высокая территориальная подвижность населения, тесные связи городских и сельских жителей, довольно высокий профессиональный уровень работников и, главное, способность к освоению новых видов деятельности.

В период промышленного переворота (середина XIXв. ) рост Москвы привлек к себе трудовые ресурсы густозаселенных соседних территорий. Основная часть их населения была занята не только в сельском хозяйстве, но и в кустарных промыслах, что позволило быстро перейти к крупной машинной индустрии.

Задание : Проанализировать таблицу «Доля городского и сельского населения Центральной России». Сравнить показатели со среднероссийскими и с другими районами.

Район

Доля

городского населения

Доля

Сельского населения

Российская Федерация

73 %

27%

Северо-Запад

87%

13%

Центральный район

83%

17%

Центрально-Черноземный район

62 %

38%

Северный Кавказ

55%

45%

Поволжье

73%

27%

В Центральной России – около 1200 городских поселений, в том числе более 400 городов.

Задание: По атласу – назвать города-миллионеры: Москва, Нижний Новгород, вокруг них – городские агломерации. Вспомнить типы городов по выполняемым функциям.

Древние города , «Золотое кольцо России» – важные центры торговли и ремесел (Москва, Муром, Ростов, Ярославль, Суздаль, Владимир. . ). Большое число городов возникло из бывших фабричных сел (Иваново, Орехово-Зуево); города-крепости – оборонительная функция;

Города, созданные в советское время – центры промышленности (Электросталь, Железногорск, Новомосковск) и науки( Дубна, Обнинск, Троицк, Протвино, Пушкино).

Задание: Прочитать особенности сельского расселения, какие проблемы вы увидели? (Большая удаленность сельских поселений, миграция из сельской местности в города, приток населения из «горячих точек» России. Политика государства направлена на возрождение сел. Уровень безработицы увеличивается по мере удаления от Москвы к окраинам региона, где низкие доходы населения. По уровню развития социальной инфраструктуры – Центральная Россия– лидер).

4. Практическая работа. Работа со статистическими материалами. Работа в парах, взаимопроверка

Табл. 1. Используя данные таблицы 1, вычислить среднюю плотность населения районов:

районы

Площадь, тыс. км. кв.

Население,

Млн. чел.

Доля городского

населения

Плотность насел

Чел. на км. кв.

Центральная Россия

1 127

54,1

78 %

48,4

Центральный район

485

29,2

83,1%

Центрально-Черноземный

168

7,8

62,4 %

Волго-Вятский

263

8,3

70,5 %

Табл. 2. Используя данные определить естественный прирост Ивановской области:

Район

Площадь, тыс. км. кв.

Численность населения, тыс. чел

рождаемость

смертность

Доля городского

населения

Ивановская обл.

23,9

1148

9,0

20,0

82 %

Вывод по таблице : ЕП = – 11, т. е характерна убыль населения.

5. Постановка проблемной задачи: Назовите демографические проблемы Центральной России. Как вы думаете, с чем они связаны, каковы возможные пути их преодаления?

6. Домашнее задание (дифференцированное)

Цель: закрепление полученных знаний.

1-й уровень: работа на контурной карте– выделить границы Центрального района, подписать крупные города Центральной России;

2– ой уровень: Прочитать параграф, работа в контурной карте – выделить границы Центрального района, отметить города и центры народных промыслов.

3-й уровень – изучить параграф, выполнить задание в контурной карте и подготовить сообщение (индивидуально) о достопримечательностях Москвы и городов «Золотого кольца».

7. Рефлексия.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

Активно/пассивно

Доволен/недоволен

Коротким/длинным

Не устал/ устал

Стало лучше/ стало хуже

Понятен/не понятен

Полезен/бесполезен

Интересен/скучен

Легким/трудным

Интересно/неинтересно

А. Н. Шахлович, МАОУ СОШ № 7, ст. Полтавская, Краснодарский край

Метки: Иностранный язык