Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Система работы с картами. Карта – язык географии

Система работы с картами. Карта – язык географии

Карты – замечательное изобретение человеческой цивилизации, один из самых удивительных способов познания окружающего мира. Историки и археологи обнаружили картографические рисунки на стенах пещер, каменных плитах, египетском папирусе, китайских шелковых тканях, русской бересте и медных вазах. Упоминание о картах есть даже в Библии. Там сказано: «И ты, сын человеческий, возьми себе кирпич, и положи его перед собой, и начертай на нем город Иерусалим» (Иез. 4. 1). Речь здесь, видимо, идет о карте на глиняной табличке (своего рода плоском кирпиче): такие изображение хорошо известны историкам.

В глубокой древности человек стремился запечатлеть мир, чтоб объяснить и упорядочить его, а главное – сообщить необходимые сведения (как говорят сейчас, предать информацию) своим соплеменникам. В древнем Египте, античной Греции и древнем Риме карты уже применялись для определения расстояний и подсчета площадей. В средние века, особенно в эпоху Великих географических открытий, карты стали жизненно необходимы морякам, землепроходцам ,купцам. За короткое время были созданы новые, весьма совершенные для того времени методы картографирования и использования карт.

Герард Меркатор (1512-1594), великий картограф Средневековья, которого называли королем картографов, сопровождал свои карты наставлениями и указаниями, разъясняющими, как их следует применять. Так, изготовленный им в 1541 году глобус Меркатор снабдил специальной «книгой пользования глобусом». На одном из листов опубликованной в 1569 году большой 18-листной Карты мира (где была впервые применена цилиндрическая проекция, прославившая имя Меркатора), он поместил большую врезку – текст «методы измерения расстояния на местности», а на другом листе привел особый чертеж-номограмму для прокладки направлений по карте.

Историческую роль карт и картографического метода в познавании мира трудно переоценить. Один из наиболее ярких примеров – работа В. Принца «о сходствах, обнаруживаемых земными и планетными картами », опубликованная в 1891 году в журнале «Летопись Брюссельской обсерватории». Это сопоставление земных карт и примитивных картографических рисунков, созданных по телескопическим наблюдениям, положило начало сравнительной планетологии – науке, стремительно развивающейся в наши дни, благодаря прогрессу космической съемки.

Тысячелетия развития картографии принципиально изменили облик карты: наскальные рисунки сменились рукописными бумажными картами, затем – печатными гравюрами, многокрасочными полиграфическими оттисками, а теперь – электронными видеоизображениями и их цветными копиями. Но суть картографии осталась прежней: она остается средством познания и объяснения мира. Опираясь на компьютерные технологии, картография теперь обладает и распоряжается громадными объемами информации, относящейся к природе и экономике, политике и экологии, науке и национальной безопасности.

В наши дни умение воспринимать и понимать карты требуется каждому человеку, а картографическая грамотность так же насущно необходима, как и компьютерная грамотность.

Известный русский картограф и океанограф Юлий Шокальский писал: «карта есть главнейшее орудие для географа. При ее помощи он подготавливает свои исследования, на нее же наносит свои результаты, которые в свою очередь будут ему служить для дальнейшего движения вперед. Карта есть удивительное орудие изучения земного шара, которое одно только и сможет дать человеку дар провидения ».

И сегодня нет ни одной науки о Земле, которая обошлась бы без карт. Во всех разделах этого тома можно увидеть десятки карт – все основные закономерности, факторы и выводы, обобщения и прогнозы, «положены на карту». Недаром крупный советский географ Николай Баранский сказал : «карта – второй язык географии». Современные методы географических исследований тоже теснейшим образом связаны с картами: по ним строятся математические и компьютерные модели и в карты преобразуются, а аэрокосмический метод настолько тесно сопряжен с картографическим, что порой трудно различить, где кончается дистанционное зондирование и начинается автоматическое картографирование.

В обучении географии карта – самое главное учебно – наглядное пособие, являющееся мощным источником новых знаний. Карта входит в любой комплекс учебного оборудования по географии, поскольку она способствует формированию картографических и пространственных представлений. Географическое положение материков, частей света, океанов, морей, заливов, проливов, стран, городов можно показать наглядно, зрительно только с помощью карты. Карта или глобус незаменимы при формировании знаний о форме океанов морей материков стан конфигураций речной и железной сети, при изучении береговой линии.

Основная функция географической карты – дать знания о размещении предметов и явлений на земном шаре в их движении и развитии.

По меткому выражению Н. Н. Баранского, карта является как бы «вторым языком» географии, подобно чертежу в геометрии. И не случайно, поэтому в преподавании всех курсов географии карта используется на каждом уроке.

Огромная роль карты в упорядочении имеющихся у учащих знаний и в установлении взаимосвязей между элементами природы и хозяйства при помощи условных картографических знаков. Так как факты, представления понятия учащихся связываются с определенной конкретной территорией на карте, то она облегчает усвоение и запоминание знаний. В процессе работы по картам у учащихся развиваются воображение. Память, мышление и речь. На этой основе добываются новые знания.

Дидактические функции географических карт и глобусов состоят в том, что они способствуют формированию картографических и пространственных знаний о форме, размещении, развитии и изменении объектов, развитию познавательных способностей учащихся.

Привычные карты и атласы представляют собой не просто яркие иллюстрации, но свод точной информации, накопленной человечеством, окно в окружающий мир. Стоит распахнуть его – и картография представляет как увлекательная наука, интересы которой простираются от глубинных недр земли до верхних слоев атмосферы, от размещения сельскохозяйственных посевов до закономерностей распределения голосов избирателей на выборах. И тогда человек не станет « скользить по картам скучным взглядом», а сумеет разглядеть в них живой и постоянно меняющийся мир нашей планеты.

Я. С. Головенко, ГБОУ СОШ №307, Санкт-Петербург

Метки: Иностранный язык