Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Открытый урок по теме « Антарктида. Особенности природы »

Открытый урок по теме « Антарктида. Особенности природы »

Цели:

Раскрыть представление об Антарктиде, установить особенности ее географического положения, причины суровости климата, ледникового покрова, растительного и животного мира Антарктиды.

Задачи:

1. Формировать умения использовать научные методы познания природы.

2. Познакомить с природными богатствами и особым международным статусом материка.

3. Формирование сплоченности при коллективной работе, воспитание чувства дружбы и товарищества.

4. Развивать умения учащихся обобщать, анализировать и применять полученные знания и практические навыки в работе с картами атласа и другими источниками географических знаний;

Средства обучения:

Глобус, физическая карта Антарктики, портреты мореплавателей и путешественников, учебные картины, таблицы, карточки – инструкции, атласы.

Тип урока: изучение нового материала ( урок – исследование)

Ход – урока

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня нам предстоит познакомится с самым необычном континентом Земли – Антарктида.

Слайд №1

Таинственный полярный материк …

Угрюмо айсберги подходы сторожат

К его ледовой, неприветной кромке.

Здесь в ночь полярную и звезды не горят,

Задутые густой поземкой.

В горах тут труден и опасен путь:

Испробуй-ка нехватку кислорода,

Когда обрушится снегов крутая муть

И зверем завывает не погода!

Иссак Ландо.

Слайд № 2 Слайд Антарктида фото.

Учитель: Название материка происходит от двух слов « Анти» – против и « Арктика», в буквальном смысле слово « Антарктида» означает

« противоположная Арктике».

В различной литературе можно найти множество других образных названий Антарктиды.

Кто может перечислить эти названия?

( предполагаемые ответы)

Слайд № 3 ( образные названия)

« край Земли», «материк за облаками», «королева холода»,

«материк учёных»,«ледяной континент», «производитель айсбергов», «страна жестокого солнца»,«страна ветров», « холодильник Земли», «материк четырех полюсов».

Вы все ученые разных направлений, ваши знания и умения помогут вам пояснить эти образные названия континента. Вам выдаются карточки– инструкции по которым вы будите заполнять таблицу.

Слайд №4,5 (карта Антарктиды ).

Задания для группы "Исследователи".

1. Географическое положение материка.

2. Пользуясь атласом, картой покажите маршрут М. П. Лазарева и Ф. Ф. Беллинсгаузена, научные станции, географические объекты.

3. Подготовить рассказ об открытии материка и южного полюса, о современных исследованиях материка. Из предложенных фотографий выбрать фотографии исследователей Антарктиды, назвать их имена.

4. Объясните происхождение названий станций "Восток", "Мирный", "Оазис" и название вулкана Эребус.

5. Расскажите о знаменательных событиях, которые произошли в тот период, который обозначен на листах. 1819 – 1821 г, 28 января 1820 год ,1911—1912 ,14 декабря 1958 год.

№6(задание),7(карта рельефа материка).

Задание для группы "Геоморфологи".

1. Дайте характеристику подледного рельефа Антарктиды.

2. В чем различия рельефа Западной и Восточной Антарктиды?

3. Назовите самую максимальную высоту и минимальную высоту рельефа Антарктиды. Покажите на карте: вулкан Эребус, формы рельефа Антарктиды.

4. Почему значительная часть Антарктического материка лежит ниже уровня океана?

5. Составьте описание вулкана Эребус: географическое положение, координаты, внешний вид вулкана. На основании чего мы можем говорить об активных горообразовательных процессах на одном из островов моря Росса?

6. Является ли полуостров Антарктический частью Антарктической платформы? Обоснуйте свой ответ.

№ 8( задание)№9( климатическая: климатограммы стр 122 учебника) Задание для группы "Климатологи".

1. Пользуясь климатической картой в атласе, определите, как и почему изменяется температура января, температура июля и количество осадков от центра к краю материка?

2. Почему поверхность Антарктиды отражает так много тепла?

3. Объясните причины более сурового климата Антарктики в отличие от Арктики?

4. По климатическим диаграммам для станций "Восток" и "Мирный" проследите годовой ход температур и количеств осадков. Какие климатообразующие факторы влияют на различия в климате?

5. Объясните механизм возникновения "стоковых" ветров в Антарктиде.

Слайд№ 10,11. Задания для группы "Гляциологи".

1. Объясните, как возникает покровный ледник.

2. Проанализируйте профиль ледникового покрова где толще покров. Почему?

3. Лед движется, что является следствием этого непрерывного движения?

4. Чем отличается шельфовый ледник от материкового? Назовите самый крупный шельфовый ледник.

Слайд № 12. Задание для группы "Биологи".

1. Чем характеризуется зона антарктической пустыни?

2. Что называют антарктическими оазисами?

3. Почему жизнь всех животных в Антарктиде связана с океаном?

4. На рисунок Антарктиды наклейте тех представителей фауны и флоры, которые обитают на материке.

Слайд № 10 таблица «образные названия Антарктиды»

Образное название.

Ответы групп.

« Край Земли»

1. Географическое положение Антарктиды.

Антарктида расположена на крайнем юге планеты и захватывает полярную область. Но это образное название не совсем верно, ведь Земля имеет шарообразную форму.

« Материк ученых»

1. Дата открытия материка– 16 (28) января 1820 года

2. Первооткрыватели Антарктиды: Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев, которые на шлюпах «Восток» и «Мирный» подошли к ней в точке 69°21′ ю. ш. 2°14′ з. д

3. Название научных станций :

Беллинсгаузен

Мирный

Новолазаревская

Восток

Прогресс

Морской отряд

4. Моря, омывающие Антарктиду – Уэддела, Росса, Амундсена, Бллинсгаузена.

5. Знаменательные даты:

1819 – 1821 г. г. – русские моряки Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев на военных шлюпах «Восток» и «Мирный», посетили Южную Георгию и попытались проникнуть в глубь Южного полюса

28 января 1820 год – открытие материка

1911—1912 годах между экспедицией норвежского исследователя Руаля Амундсена и экспедицией англичанина Роберта Скотта развернулась настоящая гонка за покорение Южного полюса. Первым Южного полюса достигли Амундсен, через месяц после него в заветную точку прибыла партия Скотта, которая погибла на обратном пути.

14 декабря 1958 год– третья советская антарктическая экспедиция, возглавляемая Евгением Толстиковым, достигла Южного полюса недоступности и основала там временную станцию «Полюс недоступности».

В соответствии с конвенцией об Антарктике, подписанной 1 декабря 1959 года и вступившей в силу 23 июня 1961 года, Антарктида не принадлежит ни одному государству. Разрешена только научная деятельность.

« Материк за облаками»

Максимальная высота рельефа– 5140 метров. Массив Винсон.

Средняя высота рельефа -2000 метров.

«Производитель айсбергов»,

« Лядиной континент»

1. Высота ледникового покрова Антарктиды – 2040 метров

2. Запасы пресной воды в Антарктиде: 80 %.

3. В какой части Антарктиды мощность ледникового покрова больше?

Мощность ледникового покрова больше в восточной части 4780 м.

« Страна жесткого солнца»,

« Королева холода»

Минимальная температура –станция «Восток» _-89. 2 0 С.

Причины сурового климата Антарктиды:

1. географическое положение в высоких широтах

2. ледниковый покров отражает от 75-90 % солнечной энергии.

3. Самый высокий материк

« Страна ветров»

1. Что такое стоковые ветра?

Ветра расположенные в прибрежных районах восточной части континента. Образуются в результате охлаждения воздуха у поверхности ледника.

2. скорость ветра: до 200 км/час

« Холодильник Земли»

1. Влияние на климат планеты

Охлаждения воздуха атмосферы.

« уникальность органического мира»

1. Перечислите представителей органического мира Антарктиды:

Органический мир Антарктиды беден из-за экстремально холодных условий обитания. Авиафауна представлена морскими птицами – пингвинами, буревестниками, поморниками .

Побережье Антарктиды и близлежащие субантарктические острова населяют морские млекопитающие: огромный тюлень – морской слон ,тюлень-крабоед и морской леопард.

Флора Антарктиды крайне угнетенная. В Антарктиде отсутствуют деревья и кустарники, почти нет травянистых цветковых растений, за исключением западного берега Антарктического полуострова.

Синезеленые, диатомовые и другие водоросли образуют колонии, покрывающие в виде пленок влажную поверхность скал. Они придают снегу зеленоватый цвет. В Центральной Антарктиде в воздухе и в снегу обнаружены микроорганизмы.

« Материк четырех полюсов».

1. Южный полюс Земли

2. « Полюс холода Земли». Самая низкая температура на планете станция Восток.

2. Южный магнитный полюс.

4. « Полюс ветра Земли». Мыс Денисон

5. «Полюс недоступности».

III. рефлексия .

Слайд № 11

Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале.

Как я усвоил материал?

Получил прочные знания, усвоил весь материал – 9-10 баллов.

Усвоил новый материал частично – 7-8 баллов.

Мало что понял, необходимо ещё поработать – 4-6 баллов.

Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворён ли своей работой?

Со всеми заданиями справился сам, удовлетворён своей работой – 9-10 баллов.

Допустил ошибки – 7-8 баллов.

Не справился – 4-6 баллов.

Как работала подгруппа, учебная пара?

Дружно, совместно разбирали задания – 9-10 баллов.

Не все активно участвовали в обсуждении – 7-8 баллов.

Работа была вялая, неинтересная, много ошибок 4-6 баллов.

Слайд 12. IV. Домашняя работа : П 38, контурная карта

( Географические объекты, маршрут М. П. Лазарева и Ф. Ф. Беллинсгаузена, научные станции, географические объекты. )

Слайд 13( Спасибо за урок).

М. В. Федорова, МБОУ" СОШ № 21", г. Владимир

Метки: География