Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • География
  • Ориентирование на земной поверхности. (урок № 12 в разделе №3 «Географические модели Земли. »), 5 класс

Ориентирование на земной поверхности. (урок № 12 в разделе №3 «Географические модели Земли. »), 5 класс

Ориентирование на земной поверхности. (урок № 12 в разделе №3 «Географические модели Земли. »), 5 класс

Базовый учебник: «География. Землеведение. 5-6 классы», авторы: В. П. Дронов, Л. Е. Савельева, М. Дрофа, 2012 г.

Цель урока: Формирование навыков ориентирования на земной поверхности с помощью компаса и по местным признакам.

Задачи:

Обучающая: раскрыть содержание понятий «ориентация на местности» и «стороны горизонта» ,«азимут» обучить приёмам определения сторон горизонта по компасу и местным признакам, хождению по азимуту.

Развивающая: расширить знания о приборах и способах ориентирования, выделить различие между основными и промежуточными сторонами горизонта.

Воспитательная: способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в группе, коллективе.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование способностей ориентирования на местности;

Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять её цели, задачи; умение взаимодействовать в паре и группе, работать с компасом; высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: умение применять навыки ориентирования для определения своего положения в пространстве с помощью плана местности, компаса и топографической карты.

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира. Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений, перерабатывать информацию для получения необходимого результата. Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, в парах.

Техническое оборудование: мультимедиа, атласы, компасы, транспортир.

Структура и ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Этап 1.

Актуализация опорных знаний по теме «Ориентирование на земной поверхности»

Приветствие учащихся. С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и искать! Создание доброжелательной рабочей атмосферы, Постановка проблемной ситуации: Домпостроен на юге. Объясните, в какомнаправлении находятся все его углы?

Приветствуют

учителя. Вспоминают изученный ранее материал

Определяют, каких знаний им не хватает

активно включаться в общение

осознанное построение речевого высказывания в устной форме

Формирование системы знаний о земной поверхности

Использовать устную речь для аргументированного ответа

Этап 2. Создание

проблемной

ситуации

Создает проблемную ситуацию – А

начнем урок мы с самого приятного.

Сейчас я вам прочитаю отрывок

одной из очень известной сказки.

Налево пойдёшь – коня потеряешь.

Направо пойдёшь – себя потеряешь,

прямо пойдёшь – Богатым будешь.

Узнали сказку? А мы с вами можем

так же ориентироваться – направо,

налево, прямо…

А теперь другая ситуация

(«Ассоциативный ряд». ) Представьте

себе, что вы пошли в лес и заблудились.

Ваши ассоциации. . . (показ Слайд №1-

фотография леса)

– Объясните, что вы чувствуете,

оказавшись в данной ситуации. Давайте обсудим, есть ли выход из

данного положения?

– Объясните, почему важно уметь

ориентироваться в данной ситуации и что нужно знать для того, чтобы

ориентироваться?

Расскажите своими словами: в жизни нам это нужно, если да, то где? ( Слайд №2)

Вступают в диалог, проговаривают и осознают

Формулируют тему и

записывают в

тетрадь.

Отвечают на

Вопрос.

Формулируют вывод

Развитие мотивов учебной деятельности

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий и умение их применять в различных жизненных ситуациях

Формирование системы знаний об ориентировании на местности с помощью компаса, карты, знаний примет

Овладение приемами безопасности, ориентирования на местности

Умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных и учебных задач

Этап 4. «Открытие» нового знания

Учитель ставит задачу научиться

определять стороны горизонта и

направления на плане и карте.

Что такое ОРИЕНТИРОВАНИЕ?

Что для этого нужно знать и уметь?

Давайте познакомимся со сторонами

горизонта.

Вспомните, что вы знаете про стороны

горизонта?

(слайд 3) Учитель показывает и

объясняет.

Стороны горизонта при ориентировании

обычно определяют:

по магнитному компасу;

по небесным светилам;

по признакам некоторых местных

предметов. Прочтите правила при работе с географической картой (памятка ученику) (Слайд 4) Покажите направления на плане местности.

Как оно обычно показано? В каком направлении от парома на реке Соть находится плотина на реке Луч?Определите, как изменяется направление реки Соть.

Как по карте узнать направление сторон горизонта?

Каждая сторона горизонта имеет не только свое название, но и цифровое

значение – азимут. Найдите в учебнике информацию об азимуте и

сформулируйте, что же такое азимут?

(Слайд №5)

В основу работы с этим понятием

положен УГОЛ, т. е. , чтобы определить

азимут, нужно определить угол.

Учитель объясняет и показывает на

слайде азимут сторон горизонта. Сформулируйте вывод: Как можно ориентироваться на местности, карте, плене?

Работают с учебником, читают и

записывают определение в тетради

Учащиеся в парах работают с компасом, атласом, определяют стороны

горизонта, рисуют и

записывают

стороны горизонта

в тетради

Учащиеся работают с атласом (стр. 12-15): находят и узнают информацию

Работают с учебником, картой и планом местности: определяют направления.

Учащиеся работают с учебником: находят и узнают информацию об азимуте, передают своими словами содержание

Учащиеся

записывают определение в тетрадь

Работают с учебником и транспортиром.

Учащиеся формулируют вывод

Формирование навыков коммуникативной компетентности

Готовность к самообразованию

Поиск и выделение необходимой информации

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме

Формирование здорового образа жизни

Овладение навыками пользования компасом

Формирование понятий «ориентирование», «стороны горизонта», «азимут»

Ставить учебные задачи, выбирать наиболее эффективные способы их решении

Уметь работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать

Делать выводы, умозаключения

Получать информацию в результате смыслового прочтения текста

Технически правильно выполнять двигательные действия

Физминутка

Учитель дает задание:

1. Исходное положение: сидя на стуле:

1-отвести голову назад;

2-плавно наклонить назад;

3-голову наклонить вперед;

4-сесть прямо.

Темп медленный. Повторить 4-6 раз.

2. Исходное положение: сидя на стуле положить руки на пояс:

1-повернуть голову направо;

2-прямо;

3-повернуть голову налево;

4-голову прямо.

Темп медленный. Повторить 6-8 раз.

3. Исходное положение: сидя на стуле или стоя:

1-махом левую руку занести за правое плечо и голову повернуть налево;

2– махом правую руку занести за левое плечо и голову повернуть направо.

Темп медленный. Повторить 4-6 раз

Выполняют физические упражнения

Этап 5. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания

Предлагает задания на «новое» знание, побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними.

Вырабатывает алгоритм применения

приёма движения по азимуту.

Организует деятельность учащихся по

отработке изученных действий

посредством их применения в

изменённых ситуациях.

– Давайте теперь поиграем и

потренируемся в определении сторон горизонта. (Слайд № 6) Из

Ростовского аэропорта отправляются

рейсы Ростов –Сочи, Ростов – Москва,

Ростов – Лондон, Ростов – Рио– де –

Жанейро. Какой курс должны держать пилоты, что бы не сбиться с курса? Ответ обоснуйте. Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы. – Проверим знание сторон горизонта и умение ориентироваться на плоскости. Учитель диктует согласно направлениям ( 2 клетки на восток, 2 – на юго-восток, 2 – на северо-восток и т. д) Какая у вас получилась фигура ? (бабочка)

Закрепляют знания

необходимые им для

самостоятельной работы

Демонстрируют знания по теме

Узнают алгоритм

приемов движения

по азимуту

демонстрируют знания на

практике

Учащиеся разбиваются на три группы

Обсуждают в группах и обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.

Учащиеся в рабочей тетради должны точками отметить значения, чтобы получилась фигура… бабочки.

Учащиеся формулируют вывод о необходимости знаний и практических умений по ориентированию на местности

Готовность к самообразованию и саморазвитию

Формирование умений давать аргументированный ответ

выполнять действие по заданному образцу, правилу

Обучение навыкам коммуникативной компетентности

Формирование навыков коммуникативной компетентности

Умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Формирование умений самостоятельной работы.

Применение умений и знаний при выполнении учебных и познавательных задач

Работать в группах по решению общей задачи

Общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности

Аргументирование своего ответа

Этап 6. Рефлексия

1. Учитель задает вопросы:

Как можно ориентироваться на

местности?

Для чего и почему это нужно знать?

2. Самооценка работы в течение урока по методике «Светофор»:

красный–я работал отлично, мне всё понятно

желтый–я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось

синий – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось. (Слайд №7)

2. Составить «Синквэйн» по теме сегодняшнего урока.

Учитель выставляет оценки, с

комментариями

Определяют степень

своего продвижения

к цели по ответам на

заданные вопросы. Объясняют, анализируют, формулируют.

Дают развернутый ответ, обобщают информацию, формулируют вывод о необходимости применять навыки и умения ориентирования для определения своего положения в пространстве

Саморегуляция, самооценивание

Построение речевого высказывания в устной форме

Использовать устную речь для аргументированного ответа

Этап 7. Домашнее

задание

Комментирует

Д/з § 12 Вопросы и задания после

параграфа/ № 4 -письменно/. По желанию: Рабочая тетрадь зад. №3 стр. 25(письменно) (Слайд №8)

Записывают

домашнее задание

Мотивация на обучение, саморегуляция

Использование умений и знаний при выполнении задании

Использовать разнообразные источники информации

Приложение

На рисунке показано взаимное расположение сторон горизонта и промежуточных

направлений, заключенных между ними. Взглянув на рисунок , легко понять, что для

определения направлений на все стороны горизонта достаточно знать только одно.

Промежуточные направления используются для уточнения ориентировки, если

направление на предмет не совпадает строго с направлением на одну из сторон горизонта.

Определение сторон горизонта по компасу,

С помощью компаса можно определить направление на стороны горизонта в любое время

суток и в любую погоду.

Сначала отмечаю, что при ориентировании на местности широко применяется компас

Адрианова. Затем рассказываю при помощи компаса его устройство.

Правила обращения. Чтобы убедиться в исправности компаса, надо проверить

чувствительность его стрелки. Для этого компас устанавливают неподвижно в

горизонтальное положение, к нему подносят какой-либо металлический предмет, а затем

убирают. Если после каждого смещения стрелка будет устанавливаться на прежнем

отсчете, компас исправен и пригоден к работе.

Для определения сторон горизонта по компасу надо отпустить тормоз стрелки и установить компас горизонтально. Затем повернуть его так, чтобы северный конец магнитной стрелки совпал с нулевым делением шкалы. При таком положении компаса подписи на шкале С, Ю, В, 3 будут соответственно.

Из долголетних наблюдений установлено, что: кора деревьев с северной стороны обычно грубее и темнее, чем с южной; мох и лишайник покрывают стволы деревьев, камни, скалы с северной стороны; муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней, кустов; их южная сторона более пологая, чем северная; на хвойных деревьях смола накапливается с южной стороны; ягоды и фрукты в период созревания приобретают зрелую окраску с южной стороны; ветви дерева, как правило, более развиты, гуще и длиннее с южной стороны;

около отдельно стоящих деревьев, столбов, больших камней трава растет гуще с южной стороны; просеки в больших лесных массивах, как правило, прорубают строго по линии

север-юг, запад-восток; на торцах столбов нумерации кварталов лесных массивов с запада на восток; алтари и часовни православных церквей обращены на восток, колокольни на запад;

нижняя перекладина креста на церкви приподнята на север; на склонах, обращенных к югу, весной снег тает быстрее, чем на склонах, обращенных к северу; вогнутая сторона луны, на минарете мусульманских мечетей, обращена на юг.

Определение направлений на плане и карте (работа с учебником)

Покажите направления на плане местности.

Как оно обычно показано?

В каком направлении от парома на реке Соть находится плотина на реке Луч?

Определите, как изменяется направление реки Соть.

Прочтите умения при работе с географической картой (памятка ученику) (Слайд 9) Выделите

умения согласно новой теме урока.

А зачем нам это нужно?

Как по карте узнать направление сторон горизонта?

Н. А. Игонина, МОУ СОШ №2, г. Красный Кут, Саратовская область

Метки: География