Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Практические работы на уроках географии

Практические работы на уроках географии

Неотъемлемая часть обучения географии – это практические работы. Они способствуют росту самостоятельности, обеспечивают формирование умений применять знания на практике, воспитывают такое качество, как трудолюбие. В ходе выполнения практических работ школьники учатся работать с различными источниками географической информации.

С этой целью в Стандарте школьного географического образования зафиксирована новая рубрика «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

Ориентация школьного географического образования на компетентностный подход предполагает усиление его практической направленности.

«Усиление» не означает увеличение количества практических работ в содержании, а предполагает изменение традиционной методики обучения, переход от простой передачи учебной информации к методике, направленной на формирование умений школьников. Ведь знания остаются мертвым грузом, если они не находят практического применения.

Но из опыта работы видно, что практическая составляющая обучения географии реализуется далеко не полностью.

Основная причина затруднений – недостаток учебного времени и поэтому зачастую все сводится к простой передаче учебной информации. Механизм формирования умений существенно отличается от механизма усвоения знаний, что объективно труднее для школьников.

Практические работы на уроках могут выполняться на этапе проверки и контроля, в ходе изучения нового материала и его закрепления. В современной методической науке сложились различные классификации практических работ. По уровню усвоения учащимися географических умений выделяют обучающие, тренировочные и итоговые работы.

Обучающие работы выполняются под руководством учителя, который объясняет последовательность действий, их значение, показывает образец выполнения и формирует задания для первичного закрепления действий учащимися. Тренировочные работы нацелены на отработку и совершенствование умений. Эти работы выполняются на уроке под контролем учителя или в форме домашнего задания, результаты которого отслеживает учитель. Итоговые работы выполняют контролирующую функцию: они выполняются школьниками с наибольшей степенью самостоятельности. Их задания рассчитаны на перенос усвоенных умений и действий в условиях, сходные с обучающимися и тренировочными работами, или в новые условия [1].

В зависимости от цели практической работы следует рассматривать и роль учителя. Если в процессе тренировочной работы учитель индивидуально занимается с теми учащимися, которые еще слабо усвоили практические навыки работы с источниками географических знаний , то итоговые практические работы целесообразно проводить на более высоком уровне самостоятельности. Анализ результата практической работы позволяет определить тех, кто нуждается в дополнительном времени на обучение необходимым умениям.

Непосредственное наблюдение за деятельностью учащихся дает возможность вычленить наиболее трудно усваиваемые ими умения, определить глубину понимания изучаемых теоретических понятий.

Практика обучения указывает на необходимость совершенствования практической части программы. Наблюдается разрыв между общими требованиями программы и фактическим уровнем знаний учащихся, особенно их умений. Зная определения теоретических понятий, учащиеся испытывают серьезные затруднения в работе с картой, статистическими материалами. Вызывают затруднения задания, рассчитанные на применение знаний в новой учебной ситуации, при самостоятельном изучении новых территорий по карте.

Поправить сложившееся положение можно за счет усиления внимания к практическим методам обучения, за счет повышения уровня самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Без продуманной системы практических и самостоятельных работ, связанных между собой по содержанию и усложняющихся по мере развития той или иной группы географических знаний и умений, решить создавшуюся проблему невозможно [2].

Для проведения практической работы не всегда необходим целый урок. Например, для обучающихся и тренировочных работ бывает достаточно выделить от 5 до 7 минут, а на проведение итоговой работы – от 15 до 20 минут учебного времени.

Сегодня Закон об образовании предоставляет право учителю корректировать систему практических работ, отраженных в вариантах программы по курсу.

Каждый учитель, учитывая конкретные условия класса и даже отдельные группы учащихся, разрабатывает свою систему работ, ориентированную на выполнение требований Стандарта [3] .

Согласно Инструктивно-методического письма о преподавании географии в 2009-2010 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области сказано, что учитель обладает правом альтернативного выбора и творческого подхода к организации и проведении практических работ [4].

Я привожу свою систему некоторых программных работ, ориентированную на выполнение требований Стандарта в 8 классе [5].

Практическая работа № 1. «Характеристика ГП России. Сравнение ГП России с ГП других стран».

Цель работы: совершенствование умений оформлять контурную карту, применение умения определять географические координаты.

Источники знаний: атлас.

Примерное время проведения работы – 15-20 минут.

Таблица 1

Характеристика ГП России и ее сравнение с другими странами

задание

ответ

1.

Определить географические координаты крайних

Продолжение таблицы 1

2.

3.

точек России:

северной (на материке) – мыс Челюскин

южной – юго-западнее г. Базардюзю

восточной – мыс Дежнева (на материке)

западной – западнее Калининграда на Балтийской косе

Нанести на контурную карту границы России, показав в легенде карты, как они будут обозначены

Нанести на контурную карту крайние точки России

780 с. ш.

1090 в. д.

410 ю. ш. , 470 в. д.

1690 з. д. , 660 с. ш.

190 з. д. , 550 с. ш.

4. Сравнить по плану страны: США и Россия.

1. На каком материке находится? Ее столица?

2. С какими странами граничит?

3. Как расположена относительно экватора, тропиков, полярных кругов и нулевого меридиана?

4. Особенности рельефа.

5. Климатические пояса.

6. Крупные реки и озера.

7. Природные зоны.

8. Народы, населяющие страну. Их основные занятия.

Практическая работа № 2. «Определение поясного времени для разных пунктов России».

Цель работы: закрепление новых знаний в ходе решения практических задач.

Источники знаний: атлас.

Примерное время выполнения работы – 10-15 минут. Объем работы – 2-4 задания в зависимости от уровня подготовки, индивидуальных особенностей.

Возможно, выполнение заданий по вариантам, на карточках, а также самостоятельное составление и решение 1-2 заданий.

Таблица 2

Определение поясного времени для разных пунктов России

задание

ответ

1.

2.

3.

Определите, сколько времени будет в Якутске, если в Москве 14 ч

На сколько и куда надо перевести стрелки часов пассажирам, если они прилетели из Санкт– Петербурга в Алма-Ату?

Местное время населенного пункта отличается от

20 ч

На 3 ч вперед

В VI часовом поясе

4.

московского на 4 ч. В каком часовом поясе находится этот населенный пункт?

Определите, сколько времени будет в Москве, если в Петропавловске-Камчатском полдень

2 ч ночи

Практическая работа № 3. «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий».

Цель работы: применение теоретических знаний при решении практических задач, закрепление умений анализировать и сопоставлять карты.

Источники знаний: тектоническая, геологическая, физическая карты.

Время выполнения работы – 20 минут.

Возможные формы фиксации результатов работы: таблица или контурная карта.

Таблица 3

Территория – Кольский полуостров

Тектонические структуры, залегающие в основании территории

Формы

рельефа

Полезные

ископаемые

Вывод о связи тектонического строения с рельефом и полезными ископаемыми

Балтийский кристаллический щит, древние кристаллические породы

Горы Хибины в центре полуострова, плоскогорье на севере

Апатиты, медь, никель, железная руда (Оленегорск, Мончегорск)

То, что в основании лежит щит, послужило причиной образования горного и возвышенного рельефа. В кристаллических породах щитов содержатся металлические руды

На контурной карте должны быть выполнены такие виды работ:

1) названы формы поверхности, цветом (или штриховкой) показаны тектонические структуры, залегающие в основании;

2) дано описание пород, сделан вывод о связи истории развития территории с современным рельефом и полезными ископаемыми (на вклеенном листочке);

3) в легенде карты дано обозначение тектонических структур и полезных ископаемых.

Практическая работа № 4. «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны».

Цель работы: формирование умений работать с различными картами.

Задание I. Определить суммарную радиацию, годовое количество осадков, испаряемость, коэффициент увлажнения Архангельска, Астрахани, Старого Оскола, сравнить полученные результаты и сделать вывод о причинах различия.

Таблица 4

Климатические особенности территорий страны

Район

(город)

Суммарная радиация,

ккал/см2

Годовое количество осадков, мм

Испаряемость, мм

Коэффициент увлажнения

К=о/и

Средняя

температура,

0 С

январь

июль

Архангельск

Старый Оскол

Астрахань

70

90

120

600

600

200

400

600

1000

1,5

1

0,5

– 15

– 10

– 5

+ 10

+ 18

+ 25

Вывод о причинах различия.

Предложенные варианты практических работ могут меняться в зависимости от реально существующих в той или иной школе условий, могут предлагать школьникам более сложные варианты.

Определенные затруднения вызывает у учителей географии оценка качества выполнения учащимися практических работ. Объективность в такой оценке работ особенно важна в том случае, когда учитель использует практические работы с целью проверки уровня сформированности у учащихся теоретических знаний и практических умений. Предлагаю примерные отметки за качество выполненной работы:

«5» – правильно даны ответы по содержанию, нет погрешностей в оформлении;

«4» – погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию;

«3» – погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении;

«2» – серьезные ошибки по содержанию, отсутствие навыков в оформлении.

Библиографический список

1. Душина И. В. , Летягин А. А. , Беловолова Е. А. География в школе // Практическая составляющая обучения географии – основа формирования компетенций школьников. – 2009. – № 1. – с. 43.

2. Сиротин В. И. Практические работы по географии. – М. : АрКТИ, 2003. – с. 75-85.

3. Добржицкий Б. С. , Кондатьев Б. А. Практические работы по физической географии в средней школе. – М. : Просвещение, 1980. – с. 107-110.

4. Инструктивно-методическое письмо о преподавании географии в 2009 – 2010 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.

5. Болотникова Н. В. Рабочие программы по географии 6-9 классы. – М. : Глобус. – 2008. – с. 27.

Т. В. Татаркина, МБОУ "ООШ № 36", г. Старый Оскол, Белгородская область

Метки: География