Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Интегрированный урок «Природные зоны России. Арктическая пустыня и тундра»

Интегрированный урок «Природные зоны России. Арктическая пустыня и тундра»

Цель урока: Формирование географического образа природных комплексов

Севера России с привлечением инновационных технологий.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Закрепить знания о закономерностях смены природных зон на равнинах (широтная зональность).

2. Дать знания о природных зонах России: арктической пустыне и

тундре.

3. Сформировать представления о хозяйственном использовании ресурсов тундры и арктических пустынь.

Воспитательные:

1. Воспитать бережное отношение к ранимой северной природе,

выработать стойкую мотивацию внутренней потребности охраны

природных ресурсов родной страны.

Развивающие:

1. Совершенствование навыков учащихся в использовании современных информационных технологий.

Структура урока:

Внешняя:

1. Активизация внимания учащихся.

2. Проверка домашнего задания по теме: «Разнообразие ПК России».

а) Фронтальная беседа.

3. Изучение нового материала. Создание географического образа

Арктической пустыни и тундры России. Рефлексия.

а) Демонстрация учебной программы с видеорядом.

б) Эвристическая беседа по просмотренному материалу.

в) Демонстрация презентации, созданной учеником .

4. Систематизация и закрепление материала

а) заполнение таблицы, сравнение изученных ПК.

б) анализирование художественного текста.

5. Дифференцированный контроль знаний

а) тестирование с использованием информационных технологий.

б) тесты на печатной основе.

6. Подведение итогов урока, домашнее задание

Внутренняя. Бинарные методы обучения:

1. Учитель – побудительно-консультативные.

2. Ученик – частично-поисковые, эвристические.

Оборудование: карта природных зон России, мультимедийное учебное издание «География России. Природа и население», картина «Животный мир Арктики»

Ход урока.

I Организационный момент.

II Повторение, проверка домашнего задания.

  1. Что такое природный комплекс? (Закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории)
  2. Назовите компоненты ПК. (Климат, почва, воды, рельеф, растительность, животный мир)
  3. Почему ПК разнообразны? (Различные компоненты природы меняются от места к месту, то есть изменяются в пространстве и во времени).
  4. Какие компоненты являются ведущими? (Климат и рельеф).
  5. Как связаны компоненты в ПК? (Через круговорот веществ и энергии)
  6. Что такое ландшафтоведение? (Учение о природных территориальных комплексах)
  7. Приведите примеры:

А) зонального ПТК; (Тундра, тайга, степь)

Б) глобального ПТК; (Географическая оболочка)

В) антропогенного ПТК; ( Сад, поле парк).

8. Какой закономерности подчинено размещение природных зон на Земле? (Закону широтной зональности)

III Изучение нового материала. Природные зоны России

– Природные комплексы (региональные) природные зоны расположены на Земле не хаотично, а закономерно. Вспомните, как называется закономерность смены природных зон на равнинах? (Широтная зональность)

Наличие этой закономерности обнаружил немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольдт. Устанавливая и анализируя изменение климата и растительности, установил, что между ними существует тесная связь. Изменение климата вызывает зональное размещение не только растений, но и животных, почв, водного режима рек и т. д.

В XIX веке Василий Васильевич Докучаев доказал, что зональность это общий закон природы. Следствием зональности является существование крупных ПТК – природных зон. Ведущими компонентами (факторами) формирования природных зон является различное соотношение тепла и влаги.

По рис 51, стр. 124 (учебник Бариновой) определите:

Ø Как расположены природные зоны в России?

Ø Какие зоны простираются от западных границ до побережья морей Тихого океана?

Ø Какие не простираются до восточных окраин России? Почему?

Изучением природных зон занимался академик Лев Семенович Берег. Он дал характеристику всем природным зонам и показал, что каждая зона состоит из закономерного сочетания ландшафта (ланд (нем. ) – земля, местность, шафт – сообщество. )

Природные зоны называют ландшафтами или географическими.

Многие природные зоны очень сильно изменены из-за сельскохозяйственной деятельности человека – степи, лесостепи, широколиственные леса. Меньше пострадали тундра и тайга Сибири.

– Работа с таблицей: «Природные зоны России»

По какому плану дается характеристика природной зоны?

– Рефлексия.

– Демонстрация программы с мультимедийного диска, просмотр слайдового ряда, с комментариями учителя, эвристическая беседа,

ответы на вопросы. (Систематизация знаний)

– Работа в парах, заполнение таблицы «Природные зоны России», комментирование.

– Демонстрация презентации, подготовленной учеником. Завершение работы с таблицей.

– Обобщение материала. Творческое задание. Выделите в тексте песни «За полярном кругом» характерные черты ПК севера России, прокомментируйте их.

IV Дифференцированный контроль знаний.

а) Тестирование на компьютере (10 человек)

б) Печатные тесты

V Подведение итогов работы, выставление оценок.

Домашнее задание: §23, закончить таблицу, по желанию подготовить презентацию по лесным зонам России.

Арктические пустыни и тундра (тест)

1. Зона арктических пустынь расположена в основном:

а) во внутриматериковых районах;

б) на полуостровах;

в) на островах Северного Ледовитого океана;

в) на Чукотке.

2. В каком климатическом поясе лежат Арктические пустыни?

а) умеренном;

б) субарктическом;

в) арктическом;

г) субантарктическом.

3. Почему жизнь животных в Арктике связана с морем:

а) в воде они добывают пищу;

б) в воде теплее, чем на суше;

в) морская вода соленая;

г) вода не замерзает.

4. В Арктике нельзя встретить:

а) моржа;

б) белого медведя;

в) пингвина;

г) нерпу.

5. Климат в тундре:

а) субарктический;

б) умеренный;

в) арктический;

г) антарктический.

6. Тундра в России занимает по площади:

а) 1%

б) 10%

в) 20%

г) 50%

7. Основной корм северных оленей в тундре:

а) ягель; б) лемминги; в) сено; г) водоросли.

8. Главная причина заболоченности тундр:

а) большое кол-во осадков;

б) особенность геологического строения;

в) глинистые почвы;

г) низкая испаряемость и вечная мерзлота.

9. Наибольшее видовое разнообразие в зоне тундры характерно для:

а) млекопитающих; б) птиц; в) насекомых; г) рептилий.

10. В тундре не растет:

а) ягель; б) малина; в) морошка; г) карликовая ива.

Проверка домашнего задания

1. Что такое природный комплекс?

2. Назовите компоненты ПК.

3. Почему ПК разнообразны?

4. Какие компоненты являются ведущими?

5. Как связаны компоненты в ПК?

6. Что такое ландшафтоведение?

7. Приведите примеры:

А) зонального ПТК;

Б) глобального ПТК;

В) антропогенного ПТК;

8. Какой закономерности подчинено размещение природных зон на Земле?

Г. И. Сдвижкова, О. Г. Азарова, МБОУ "школа № 4", г. Балашиха, Московская область

Метки: География