Интегрированный урок «Природные зоны России. Арктическая пустыня и тундра»
Интегрированный урок «Природные зоны России. Арктическая пустыня и тундра»
Цель урока: Формирование географического образа природных комплексов
Севера России с привлечением инновационных технологий.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Закрепить знания о закономерностях смены природных зон на равнинах (широтная зональность).
2. Дать знания о природных зонах России: арктической пустыне и
тундре.
3. Сформировать представления о хозяйственном использовании ресурсов тундры и арктических пустынь.
Воспитательные:
1. Воспитать бережное отношение к ранимой северной природе,
выработать стойкую мотивацию внутренней потребности охраны
природных ресурсов родной страны.
Развивающие:
1. Совершенствование навыков учащихся в использовании современных информационных технологий.
Структура урока:
Внешняя:
1. Активизация внимания учащихся.
2. Проверка домашнего задания по теме: «Разнообразие ПК России».
а) Фронтальная беседа.
3. Изучение нового материала. Создание географического образа
Арктической пустыни и тундры России. Рефлексия.
а) Демонстрация учебной программы с видеорядом.
б) Эвристическая беседа по просмотренному материалу.
в) Демонстрация презентации, созданной учеником .
4. Систематизация и закрепление материала
а) заполнение таблицы, сравнение изученных ПК.
б) анализирование художественного текста.
5. Дифференцированный контроль знаний
а) тестирование с использованием информационных технологий.
б) тесты на печатной основе.
6. Подведение итогов урока, домашнее задание
Внутренняя. Бинарные методы обучения:
1. Учитель – побудительно-консультативные.
2. Ученик – частично-поисковые, эвристические.
Оборудование: карта природных зон России, мультимедийное учебное издание «География России. Природа и население», картина «Животный мир Арктики»
Ход урока.
I Организационный момент.
II Повторение, проверка домашнего задания.
- Что такое природный комплекс? (Закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории)
- Назовите компоненты ПК. (Климат, почва, воды, рельеф, растительность, животный мир)
- Почему ПК разнообразны? (Различные компоненты природы меняются от места к месту, то есть изменяются в пространстве и во времени).
- Какие компоненты являются ведущими? (Климат и рельеф).
- Как связаны компоненты в ПК? (Через круговорот веществ и энергии)
- Что такое ландшафтоведение? (Учение о природных территориальных комплексах)
- Приведите примеры:
А) зонального ПТК; (Тундра, тайга, степь)
Б) глобального ПТК; (Географическая оболочка)
В) антропогенного ПТК; ( Сад, поле парк).
8. Какой закономерности подчинено размещение природных зон на Земле? (Закону широтной зональности)
III Изучение нового материала. Природные зоны России
– Природные комплексы (региональные) природные зоны расположены на Земле не хаотично, а закономерно. Вспомните, как называется закономерность смены природных зон на равнинах? (Широтная зональность)
Наличие этой закономерности обнаружил немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольдт. Устанавливая и анализируя изменение климата и растительности, установил, что между ними существует тесная связь. Изменение климата вызывает зональное размещение не только растений, но и животных, почв, водного режима рек и т. д.
В XIX веке Василий Васильевич Докучаев доказал, что зональность это общий закон природы. Следствием зональности является существование крупных ПТК – природных зон. Ведущими компонентами (факторами) формирования природных зон является различное соотношение тепла и влаги.
По рис 51, стр. 124 (учебник Бариновой) определите:
Ø Как расположены природные зоны в России?
Ø Какие зоны простираются от западных границ до побережья морей Тихого океана?
Ø Какие не простираются до восточных окраин России? Почему?
Изучением природных зон занимался академик Лев Семенович Берег. Он дал характеристику всем природным зонам и показал, что каждая зона состоит из закономерного сочетания ландшафта (ланд (нем. ) – земля, местность, шафт – сообщество. )
Природные зоны называют ландшафтами или географическими.
Многие природные зоны очень сильно изменены из-за сельскохозяйственной деятельности человека – степи, лесостепи, широколиственные леса. Меньше пострадали тундра и тайга Сибири.
– Работа с таблицей: «Природные зоны России»
По какому плану дается характеристика природной зоны?
– Рефлексия.
– Демонстрация программы с мультимедийного диска, просмотр слайдового ряда, с комментариями учителя, эвристическая беседа,
ответы на вопросы. (Систематизация знаний)
– Работа в парах, заполнение таблицы «Природные зоны России», комментирование.
– Демонстрация презентации, подготовленной учеником. Завершение работы с таблицей.
– Обобщение материала. Творческое задание. Выделите в тексте песни «За полярном кругом» характерные черты ПК севера России, прокомментируйте их.
IV Дифференцированный контроль знаний.
а) Тестирование на компьютере (10 человек)
б) Печатные тесты
V Подведение итогов работы, выставление оценок.
Домашнее задание: §23, закончить таблицу, по желанию подготовить презентацию по лесным зонам России.
Арктические пустыни и тундра (тест)
1. Зона арктических пустынь расположена в основном:
а) во внутриматериковых районах;
б) на полуостровах;
в) на островах Северного Ледовитого океана;
в) на Чукотке.
2. В каком климатическом поясе лежат Арктические пустыни?
а) умеренном;
б) субарктическом;
в) арктическом;
г) субантарктическом.
3. Почему жизнь животных в Арктике связана с морем:
а) в воде они добывают пищу;
б) в воде теплее, чем на суше;
в) морская вода соленая;
г) вода не замерзает.
4. В Арктике нельзя встретить:
а) моржа;
б) белого медведя;
в) пингвина;
г) нерпу.
5. Климат в тундре:
а) субарктический;
б) умеренный;
в) арктический;
г) антарктический.
6. Тундра в России занимает по площади:
а) 1%
б) 10%
в) 20%
г) 50%
7. Основной корм северных оленей в тундре:
а) ягель; б) лемминги; в) сено; г) водоросли.
8. Главная причина заболоченности тундр:
а) большое кол-во осадков;
б) особенность геологического строения;
в) глинистые почвы;
г) низкая испаряемость и вечная мерзлота.
9. Наибольшее видовое разнообразие в зоне тундры характерно для:
а) млекопитающих; б) птиц; в) насекомых; г) рептилий.
10. В тундре не растет:
а) ягель; б) малина; в) морошка; г) карликовая ива.
Проверка домашнего задания
1. Что такое природный комплекс?
2. Назовите компоненты ПК.
3. Почему ПК разнообразны?
4. Какие компоненты являются ведущими?
5. Как связаны компоненты в ПК?
6. Что такое ландшафтоведение?
7. Приведите примеры:
А) зонального ПТК;
Б) глобального ПТК;
В) антропогенного ПТК;
8. Какой закономерности подчинено размещение природных зон на Земле?
Г. И. Сдвижкова, О. Г. Азарова, МБОУ "школа № 4", г. Балашиха, Московская область
Метки: География