Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • География
  • Климат Южной Америки. Факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды

Климат Южной Америки. Факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды

Климат Южной Америки. Факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды

Цель урока: продолжить формирование представлений у учащихся об уникальности и неповторимости природы материка Южная Америка.

Задачи: сформировать у учащихся знания об особенностях и факторах образования климата Южной Америки;

– продолжить развитие познавательного интереса к географии, логического мышления, умений анализировать и систематизировать учебный материал, навыков работы с дополнительными источниками информации; развивать умение работать с географической картой;

– продолжить эстетическое воспитание, воспитание самостоятельности, коммуникабельности.

Оборудование: справочники, рабочие листы, раздаточные материалы (бумажные рюкзаки, гигрометры и термометры), АРМ, презентация «Климат Южной Америки», наклейки.

Ход урока:

1) Организационный момент – 1 минута.

Зачастую, мы сталкиваемся с чем-то неизвестным, что не можем объяснить. Кого это вводит в сомнения… Мне бы хотелось, чтобы в своей жизни вы руководствовались словами великого человека – Джордано Бруно, погибшего за свои идеи на костре инквизиции. «Стремление к истине – единственное занятие, достойное героя».

Сегодня я Вам предлагаю самостоятельно достичь одно такой небольшой, но истины: Южная Америка – уникальный материк, обладающий неповторимым климатом. Но главное это то, что мы должны будем определить, почему такое разнообразие климата и погод характерно для материка.

В изучении нам помогут рабочие листы, ктороые лежат на ваших столах, кроме того, там же есть справочники по климату Южной Америки, в которых можно будет получить информацию по некоторым интересующим нас вопросам.

2) Актуализация знаний – 1,5-2 минуты.

Южная Америка – прекрасный материк, удивительный. Сколько неизвестного и непознанного он в себе таит… Этот материк славится тем, что является самым влажным на планете, но несмотря на это, здесь находится самое засушливое место на свете – пустыня Атакама. Давайте вспомним некоторые ранее изученные вами особенности материка (слайд ).

Учащиеся выбирают вопросы для ответа. Отвечают на любые три вопроса.

3) Переход к изучению нового материала – 0,5 минуты.

Географию лучше изучать, путешествуя, а потому, для того, чтобы лучше познакомиться с климатом Южной Америки, я Вам предлагаю совершить небольшое путешествие (слайд). На ваших столах есть всё, что нам сегодня понадобится. В рюкзачках лежат приборы, которые помогут нам. Гигрометр для измерения влажности и термометр для определения температуры. Путешествие начинается…

4) Изучение нового материала.

Нам сегодня предстоит посетить 5 городов Южной Америки, тип климата в каждом из которых будет в полной мере отражать особенности климатического пояса, в котором они находятся (слайд ). Ребята, я уже несколько раз произнёс слово «климат». Скажите, а можно ли поставить знак равенства между понятиями «климат» и «погода».

Предполагаемый ответ: нет, климат – более широкое понятие.

Климат – многолетний режим погоды для определённой территории.

Переносимся в первый город – Икитос (слайд). Шум, кричат птицы, обезьяны. Идёт сильный ливень. Типичная погода для данной местности. Этот город располагается в Перу, в бассейне реки Амазонка. В своих рабочих листах подпишите первый город.

Находится он в экваториальном поясе.

Посмотрите в своих справочниках и скажите, какие особенности данного климата можно отметить?

Ответ: Постоянно высокие температуры и большое количество осадков.

Посмотрите в своих рюкзаках, что показывает термометр в Икитосе?

Ответ: +25 градусов.

А какую влажность показывает гигрометр в Икитосе?

Ответ: 99%.

Верно, молодцы. Здесь каждый день, в одно и то же время льёт дождь. В год выпадает осадков около 2-3 метров. А всё потому, что пассаты приносят влажный воздух с Атлантики (слайд). Экваториальный климатический пояс в Южной Америке охватывает всю Амазонскую низменность (кроме восточной части и крайнего юга), прилегающие части Гвианского нагорья и низменности Ориноко, а также Тихоокеанское побережье к северу от экватора.

Около 4 минут на этот блок.

В своих рабочих листах давайте отметим первый климатообразующий фактор: пассаты.

Учащиеся работают в рабочих листах.

Ну, а тем временем, мы переносимся в следующий город – столицу Бразилии – город …

Ответ: Бразилиа.

Слайд с изображением города.

Верно. Молодцы. Город, который из космоса похож на самолёт, единственный в своём роде. Отметим его в своих рабочих листах (слайд). Город находится южнее Икитоса, а потому можете сделать предположение, в каком климатическом поясе он находится?

Ответ: субэкваториальном.

Молодцы, правильно. Посмотрите в рюкзаках термометры и гигрометры и скажите, какие здесь условия?

Ответ: температура +20, влажность 88%.

Правильно. Сейчас в столице Бразилии осень, а потому температуры не столь высоки. Но есть один фактор, вносящий много изменений в климат, на пример он становится более влажный. Объясните, что изображено этими красными стрелками? (слайд).

Ответ: тёплые течения на востоке материка.

Правильно, молодцы. Это ещё один климатообразующий фактор, который мы отметим в своих рабочих листах.

Тёплый воздух проникает далеко вглубь материка, принося с собой большое количество влаги.

На этот блок около 3, 5 минут.

Следующий пункт нашего путешествия – городок на побережье Тихого океана. Город Икике, что в Чили (слайд). Отметьте его в своих рабочих листах. Вам не кажется, что воздух здесь очень сухой. Что здесь с влажностью?

Ответ: влажность 2%, а температура +20.

Правильно, это тропический пояс. А если быть более правильными, то про такой климат говорят – тропический климат береговых пустынь.

Пустыня Атакама – что вы можете о ней сказать? Обратитесь к справочникам.

Ответ: называют факты, свидетельствующие о сухости местности.

Молодцы, во всем виновато Перуанское течение. По температуре оно какое? (анимация, слайд)

Ответ: смотрят по справочнику, говорят, что холодное.

Правильно, температура воды не более 20 градусов, а известно, что холодный воздух содержит в себе значительно меньше влаги, чем тёплый.

Мы с Вами определили, что ещё один фактор влияет на климат Южной Америки. Записывают в рабочих листах: холодное течение на западе материка.

Но прежде, чем перенесёмся в следующий город, спрошу Вас: почему Южное Чили и Западную Колумбию называют «мокрыми углами» Южной Америки? (анимация, слайд)

Ответ: находятся в крайних частях материка, и очевидно, много осадков выпадает на этих территориях.

Совершенно верно. Около побережья этих территорий холодных течений нет, зато есть ряд небольших тёплых течений. Вам всем известно, что через весь материк протянулись огромные горы, название которых…

Ответ: Анды.

Верно. Здесь происходит следующее.

Далее идёт разъяснение схемы (слайд). Учащиеся в своих рабочих листах отмечают ещё один фактор – горы Анды, которые являются барьером для влажных воздушных масс.

На этот блок отводится 7 минут.

Слайд. Звучит музыка.

Вы знаете эту музыку? Это знаменитое танго, которым славится Аргентина, мы перенеслись в город, известный своими пляжами, название города переводится с испанского, как «Доброе утро», можете предположить, куда мы отправляемся?

Ответ: город Буэнос-Айрес.

Правильно. Отмечаем его в своих картах. Располагается он в самом комфортном для проживания климатическом поясе – каком же?

Ответ: субтропическом.

Какие условия характерны для этой местности? Посмотрите в справочниках и на термометрах и гигрометрах в ваших рюкзаках.

Ответ: сейчас +25, влажность 95%. Лето жаркое, зима мягкая.

Молодцы, правильно. Типичная погода для данной территории – это солнце, жара, относительная прохлада вечером. Хотя иногда, воздух, проникающий с юга, может приводить к существенному понижению температуры, вплоть до 0. Но всё-таки, столица Аргентины привлекательна именно своим климатом – очень хорошим для туристов.

На этот блок отводится 3 минуты.

Физкультминутка – 1 минута.

Как и в любом путешествии, настала пора привала. Мы снимаем рюкзаки, присаживаемся поудобнее, отдыхаем… Вдруг, перед нами запорхала бабочка! Удивительная тропическая бабочка! Давайте посмотрим за её полётом!

Учащиеся наблюдают за полётом бабочки.

Пора в путь! Одеваем рюкзаки и двигаемся дальше.

Следующий город на нашем пути… А кстати, этот город находится в таком же климатическом поясе, что и наш родной город Челябинск. Не подскажете, в каком же?

Ответ: в умеренном.

Город этот называется Сармьенто. Отметим его на своих картах. На термометре в городе Сармьенто температура +16, а влажность 65%.

Как вы думаете, отчего зимой здесь могут быть температуры порядка -35? (вспомните, какой материк находится на юге)

Ответ: приходит холодный воздух из Антарктики.

Совершенно верно! Иногда воздух проникает, и здесь становится очень холодно, но всё-таки, в основном, местная погода значительно теплее зимой, чем у нас.

В своих рабочих листах отметим ещё один климатообразующий фактор: влияние Антарктики.

На этот блок более 3 минут.

Молодцы… Начиная с конца 18 века жители стран западного побережья начали замечать, что с периодичностью в 3-8 лет учащаются стихийные бедствия, учащаются гражданские конфликты, возникает засуха и последующий голод. В ваших справочниках есть ответ на вопрос: что всему виной?

Ответ: может теченье Эль-Ниньо?

Верно, течение, возникновение которого еще не до конца изучено, появляется у берегов Чили, Перу, Эквадора, и приводит к ряду трагических для этих стран последствий.

Отметим на ваших картах косой штриховкой район возникновения данного течения, название которого переводится как «младенец».

Учащиеся работают в рабочих листах.

5) Закрепление – до 3-х минут.

Тем временем, наше путешествие, целью которого было убедиться в том, что материк Южная Америка обладает уникальными климатическими особенностями, подходит к завершению, но к нам есть ряд вопросов от известных личностей, которые в своё время изучали Южную Америку.

Учащиеся выбирают вопросы от Николая Вавилова, Александра Гумбольдта, Христофора Колумба, Фернана Магеллана, Чарльза Дарвина.

Николай Вавилов: почему растениям в Амазонской низменности так хорошо расти?

Чарльз Дарвин: не дай Бог мне ещё раз побывать в этой самой безжизненной пустыне мира.

Христофор Колумб: В 1498 году мой корабль причалил к берегам Америки, а всё благодаря ветрам, дующим в нужном направлении.

Фернан Магеллан: когда я плыл вокруг мыса Горн, то чувствовал, что температура воздуха сильно упала, почему?

Александр Гумбольдт: во время своего путешествия по северным Андам, я отмечал, что на востоке осадков гораздо меньше, чем на западе, почему?

6) Рефлексия – 2 минуты.

Вот и окончено наше путешествие. Сегодня мы узнали много нового, а некоторые знания расширили. На ваших столах наклейки. Глобус, который на них изображён, символизирует всю Землю. Давайте, на доске, на которой изображён контур материка, приклеим свои наклейки, причём туда, где вам бы захотелось побывать.

Учащиеся встают со своих мест и клеят.

В жизни много интересного, стремитесь к познанию истины всегда, потому что это очень интересно – познавать новое и открывать доселе неизвестное. Весь мир в ваших руках – дерзайте, изучайте географию, путешествуя. Спасибо вам за урок.

Т. Н. Габитдинов, МБОУ Увельская СОШ№1, п. Увельский, Челябинская область

Метки: География