Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема урока: Свойства вод Мирового океана: солёность и температура, 6 класс

Тема урока: Свойства вод Мирового океана: солёность и температура, 6 класс

Используемые технологии: технология развития критического мышления посредством чтения и письма – приём «шесть шляп мышления», сводная таблица.

Цели урока:

Образовательные:

  1. Сформировать представления о солёности вод океанов и температуре поверхностных вод.
  2. Установить причины различной солёности вод океанов и температурных характеристик.

Развивающие:

  1. Продолжить формирование умений работать с картой (обозначение значками на настенной карте и атласе показателей солёности воды и температуры).
  2. Продолжить формирование умения сравнивать (сравнение солёности и температуры поверхностных вод в различных частях Мирового океана – оформление сводной таблицы).
  3. Продолжить формирование умений делать выводы (установление причин различной солёности вод океанов и температурных характеристик).

Воспитывающие:

  1. Продолжить работу над формированием географической картины мира.
  2. Продолжить формирование умений работать в группе.

Оборудование:

Настенная физическая карта полушарий; атласы; контурные карты; тетради учащихся; раздаточный материал «Письмо в «Академию юных знатоков географии»; значки с цифрами, показывающими солёность и температуру в разных частях Мирового океана; «шляпы мышления» белого, жёлтого, чёрного, зелёного и синего цвета.

Ход урока:

I. Организационный момент

Наш сегодняшний урок пройдёт в несколько необычной для вас форме – форме заседания Академии юных знатоков географии.

Представьте, что вы академики и находитесь на очередном заседании Академии по теме «Свойства вод Мирового океана: солёность и температура».

Тема заседания совпадает с темой нашего урока, запишем её в тетрадях.

II. Изучение нового материала

Перед вами на столах находятся шляпы разного цвета. Исходя из цвета шляпы, вы будете представлять свои впечатления и мысли.

При помощи цветных жетонов формируются группы, которые будут мыслить в «соответствующем цвете».

Белая шляпа

Мыслим фактами, цифрами. Без эмоций. Только факты!!!

Жёлтая шляпа

Позитивное мышление. Нужно выделить, что именно было хорошо, полезно, продуктивно и объяснить почему.

Чёрная шляпа

Противоположность жёлтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно и объяснить, почему так произошло.

Зелёная шляпа

Это – творческое мышление. Нужно представить тот или иной факт в иной, новой ситуации.

Синяя шляпа

Обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» цвете, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы. За ними последнее слово.

Итак, мы приступаем к заседанию. В нашу академию пришло письмо от известного мореплавателя, старого морского волка. Избороздившего все моря и океаны, капитана Врунгеля. Давайте прочитаем его.

Письмо в Академию юных знатоков географии

***

Я, Врунгель Христофор Бонифатьевич, представляю отчёт о кругосветном плавании на двухместной парусной яхте «Беда», совершённом мною, капитаном Врунгелем, старшим помощником Ломом и матросом Фуксом.

Удовольствия дальнего плавания неоценимы, что говорить. Но есть бóльшее удовольствие: рассказать в кругу близких друзей и случайных знакомых о явлениях прекрасных и необычайных, свидетелями которых вы становитесь в дальнем плавании, поведать о тех положениях, порой забавных, порой трагических, в которые то и дело ставит вас превратная судьба мореплавателя.

Но в море, на большой океанской дороге, что вы можете встретить? Воду и ветер, главным образом.

Бывают, конечно, в открытом море различные необычайные происшествия, и в нашем походе их было немало, но рассказ сейчас не про них.

Хочу я вам рассказать, дорогие академики, про уникальный дар природы – воду.

Мировой океан – это прежде всего вода. Объём её равен 1 338 000 000 км3 , что составляет 97% всей воды на Земле. Но это не только масса воды, поражающая своей грандиозностью и величием. Это огромное количество растворённых в воде химических соединений и разнообразных частиц, находящихся во взвешенном состоянии.

Больше всего в океанической воде растворено поваренной соли. Кроме солей, океанические воды содержат железо, медь, алюминий, серебро и даже золото.

Сколько же соли содержит Мировой океан, спросите вы. Я вам отвечу – исключительно много: 166 млн. т. в кубической миле и 49,2·1015 т во всех морях и океанах. Это в 14,5 раз больше объёма всей Европы с Альпами, Пиренеями, Карпатами и другими горами. Если соль, растворённую в морской воде, извлечь из неё и равномерно распределить по поверхности земного шара, то она покроет его сплошным слоем толщиной в 150 м.

Вот почему морскую воду пить не захочешь, она же солёная! Не верите, попробуйте.

? Ко всем учащимся.

Почему морская вода солёная? Откуда берётся соль?

***

Солёность воды определяется количеством соли, содержащейся в одном литре воды. Средняя солёность океанов 35‰ (промилле – тысячная доля числа), т. е. в одном литре воды содержится 35 г соли.

Хочу рассказать вам об одном случае, который приключился с нами на экваторе.

Экватор, как вам известно, линия воображаемая, однако вполне определённая. Переход её с давних пор сопровождается небольшим самодеятельным спектаклем на корабле: якобы морской бог Нептун является на судно и после непродолжительной беседы с капитаном тут же, на палубе, купает моряков, впервые посетивших его владения. Об этом купании я уже рассказывал в другом письме, но о плачевных последствиях послушайте сейчас, ведь в результате мы оказались посреди Индийского океана без пресной воды. Ведь солёность океана на экваторе 34‰. Что делать, надо плыть к берегу за пресной водой. Пока я решил отдохнуть, Лом с Фуксом завели «Беду» в Красное море. А ведь бывалые моряки знают, что самая солёная вода в Красном море – 42‰. Пришлось нам плыть назад.

Обогнули мы Африку, вышли в Атлантический океан в тропические широты. Лом и здесь решил попробовать воду. Не вышло – солёная (37‰)!

Доплыли мы до тридцатых широт, да и здесь неудача – солёность 37‰. Заплыли мы в Средиземное море – такая же картина. Вышли в Чёрное море – пить нельзя (18‰), Азовское – хоть и 10‰, а жажду не утолишь. Уже совсем было изнемогать начали. Да берег показался – река в море впадала. Там и пополнили запасы пресной воды.

Андреева Юлия Владимировна

Дальше путь наш лежал к полюсу.

По пути зашли мы в Балтийское море. Лома и Фукса такой азарт охватил, что они взялись везде солёность проверять. Здесь она оказалась небольшой – 8‰.

Приплыли мы в полярные широты – 32‰.

Доплыли мы до границы полярных льдов. Яхта наша застряла среди неровностей льда, села так, что и не сдвинешь. Вынужденная остановка.

Отковырял Лом кусочек льда, попробовал на вкус, а он пресный. Лом с Фуксом переглянулись и давай замеры воды делать – 32‰.

Ну тут уж они засыпали меня вопросами. А вы, господа академики, как на них ответите?

? Белая шляпа

  1. Что такое солёность?
  2. В чём она измеряется?
  3. Какая солёность в морях и океанах?

По ходу ответа ученика в «белой шляпе» учитель на карте значками отмечает солёность морей и океанов.

? Жёлтая шляпа

Что было полезно, продуктивно в данной части письма?

? Чёрная шляпа

Что было трудно, неясно, проблематично?

У учащегося в «чёрной шляпе» возникает вопрос – Почему солёность океанических вод различна в разных частях океана?

Дорогие академики, давайте вместе подумаем над этим вопросом.

? Ко всем учащимся.

  1. Какие процессы в природе могут «налить» (опреснить) воду?
  2. Какие процессы могут убрать воду, а соль оставить?
  3. Почему в Красном море солёность больше, чем в Балтийском?

? Зелёная шляпа

Известно, что пресной считается вода, солёность которой меньше 1‰. Скажите, что может произойти на Земле, если вся вода на планете будет иметь солёность 35‰.

? Синяя шляпа

Сделайте вывод – какие факторы влияют на солёность.

Под запись выводы:

  1. Солёность – количество соли, содержащейся в 1л воды.

Андреева Юлия Владимировна

  1. Измеряется в промилле.
  2. Пресная вода – солёность меньше 1 ‰.
  3. Опресняют воду осадки, речные воды.
  4. «Подсаливают» воду испарение и образование льда.

***

Сидели мы на верхушке огромной льдины вместе с яхтой, замерзать начали. Лом решил измерить температуру воды – 00С. Надо как – то выбираться. И придумал я очень простой план: мы поставили паруса, натянули шкоты и вместе с льдиной полным ходом пошли назад, на юг, поближе к тропикам.

И вот, знаете, недели не прошло, наша ледышка стала таять, уменьшаться в размерах, потом в одно прекрасное утро хрустнула и развалилась.

Всё это время Лом носился с термометром и измерял температуру воды на разных широтах. Вот, что у него получилось:

900 с. ш. – -1,5 0С

От полярного круга до 600 с. ш. – +1 0С

600 с. ш. – +4,8 0С

Северный тропик – +20 0С

Экватор – +27 0С

Ещё он умудрился привязывать термометр к длинному канату и измерять температуру на глубине:

0 м – +16 0С

200 м – +15,5 0С

1000 м – +3,8 0С

А на глубине 2 км на всём пространстве Мирового океана от экватора до полярных районов температура воды почти всюду равна 2-3 0С.

Вот и всё, что я хотел рассказать вам, дорогие мои академики про свойства Океанической воды, ну а уж выводы делайте сами.

С глубоким уважением к вам:

Христофор Бонифатьевич Врунгель – капитан

Лом – старший помощник

Фукс – матрос.

Письмо прочитано. Господа академики, настало время отвечать на вопросы.

? Белая шляпа

Как изменяется температура поверхностных вод от экватора к полюсу? С глубиной?

По ходу ответа ученика учитель на карте значками отмечает температуру поверхностных вод; зарисовывает на доске график изменения температуры воды с глубиной.

? Жёлтая шляпа

Что было полезно, продуктивно в данной части письма?

? Чёрная шляпа

Что было трудно, неясно, проблематично?

▲ У учащегося возникает вопрос – почему температура поверхностных вод различна на разных широтах? Глубинах?

Давайте рассуждать вместе.

? Ко всем учащимся

  1. Кто является «хозяином» тепла и холода на Земле?
  2. Как будет изменяться температура воздуха от экватора к полюсу?

? Зелёная шляпа

Предположите, что будет с нашей планетой, если температура воды на всей поверхности Океана будет выше 20 0С?

? Синяя шляпа

Сделайте вывод – как изменяется температура поверхностных вод? С глубиной?

▲ Под запись выводы:

  1. Температура воды от экватора к полюсу понижается, так как изменяется температура воздуха.
  2. Верхние слои воды нагреваются солнечными лучами.

III. Закрепление (рефлексия)

▲ Заполнение сводной таблицы:

Гвинейский залив

Бенгальский залив

Красное море

Линии сравнения

Средиземное море

Чёрное море

Балтийское море

Солёность

Температура

IV. Подведение итогов. Домашнее задание.

§ 25, нанести на контурную карту (Карта океанов) значения солёности и температуры поверхностных вод географических объектов, указанных в таблице.

Используемая литература:

  1. Энциклопедия для детей. Т. 3. География. – 3-е изд. , испр. /Глав. Ред. М. Аксёнова. – М. : Аванта+, 2004.
  2. Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля. / Повесть, рассказы. М. : Дет. Лит. , 1988.
  3. «БШ» №24 (132)·16-31 декабря 2004 года.
  4. «БШ» №17 (125)·1-15 сентября 2004 года.
  5. Заир – Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя/С. И. Заир – Бек, И. В. Муштавинская. – М. : Просвещение, 2004.

Ю. В. Андреева, МКОУ "Шишловская ООШ", г. Новомосковск, Тульская область

Метки: География