Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема урока: Воды суши: «Реки и озера»

Тема урока: Воды суши: «Реки и озера»

Цели и задачи: Сформировать представления о реке, ее частях, частях речной системы и долины, сформировать представление о многообразии озер и их происхождении, представление о типах озерных котловин, бессточных и сточных озерах.

Оборудование:

физическая карта полушарий и России,

контурная карта,

презентация урока.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

II. Повторение. Вопросы.

1. Какова площадь Мирового океана?

2. Какую часть поверхности Земли он занимает?

3. Какова средняя глубина Мирового океана?

4. Назовите океаны Земли в порядки убывания их площади?

5. Какие моря называются внутренними?

III. Изучение нового материала

Начиная с этого урока, мы с вами познакомимся с водами суши.

Какие виды вод суши вы знаете?

(Реки, озёра, болота, ледники, подземные воды, вечная мерзлота, водохранилища, пруды, каналы)

А какая река расположена в близи нашего населенного пункта? Что вы знаете о ней?

Что такое река?

Река – водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле реки.

Река течет по уклону земной поверхности: ее начало всегда расположено выше, чем окончание. Начало – это исток.

– Ребята, скажите, откуда могут брать начало реки? (Из озера, болота, родника, ледника). Давайте дадим определение истоку реки .

Исток-место, с которого появляется постоянное течение воды в русле.

– Течет река сотни километров и где-то впадает или в море, или озеро, или другую реку. Это место называется устьем.

– Дать определение, что же такое устье?

Устье – место впадения реки в другую реку, море или озер . Устье – это конец реки.

Каждая река течет в углублении, которое она сама образовала , это русло. Русло является частью речной долины.

Выполняем рисунок на доске и в тетради.

Главная река имеет притоки – это реки, которые в главную реку. Главная река со всеми притоками образует речную систему.

Притоки бывают правыми и левыми.

Как узнать, какой приток? Для этого нужно направление течения реки, встают лицом по течению, и тогда впадающий справа, – это правый приток, а слева – левый приток.

– Как мы определим, какой левый, какой правый?

(Надо встать лицом вниз по течению реки, справа– правый берег, река, впадающая с правого берега, - правый приток, а с левого берега – левый приток.

Работа со схемой «Части речной долины»– зарисовать в тетрадь.

Реки получают питание с большой водосборной площади – это бассейн реки.

Бассейны рек и речные системы отделяются друг от друга водоразделами. По одну сторону водораздела вода стекает в одну реку, а по другую сторону – в другую. Водоразделам может быть горный хребет или возвышенность.

Реки получают питание. Весной – снеговое, летом, осенью, весной – дождевое, зимой – только подземное.

В зависимости от уклона дна и скорости течения различают горные и равнинные реки.

Равнинные реки текут спокойно, плавно, в широких долинах Скорость – 1 м/с, равнинная река обходит препятствия и вырабатывает широкую долину, по дну которой извивается русло. Равнинные реки, у которой достаточная глубина, удобны для судоходства.

Горные реки узкие, неглубокие, но зато такие. Горные реки текут гораздо быстрее, чем равнинные. Они не образуют значительных извилин. Многие реки, начинаясь в горах, выходят затем на равнину; горная река становится равниной

IV. Закрепление нового материала

Назвать притоки реки Обь? ( Иртыш. Это левый приток).

Назовите крупные притоки Енисея ? ( Правые притоки: Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Ангара).

Какой хребет отделяет бассейны Лены и Амура? ( Становой хребет).

Давайте, определим значение слова «озеро». Так что же такое озеро?

На суше есть много замкнутых углублений, в которые стекают поверхностные и подземные воды. Если в такое углубление поступает больше воды, чем за то же время испаряется, вода накапливается и образуется озеро.

Озеро – это скопление воды в природном углублении на суше.

Выделяют 2 типа озёр: сточные и бессточные.

Сточные – озёра, из которых вытекают реки (Байкал).

Бессточные – озёра, из которых, ни одна река не вытекает (Каспийское).

Зарисовать схему в тетрадь.

Классификация озер

Озера:

по сточности – сточные, бессточные

по солености – соленые, пресные

по происхождению – старицы, ледниковые, тектонические, вулканические, карстовые,

запрудные

Происхождение озерных котловин

Происхождение озерных

котловин

Способы образования

Примеры озер

Тектонические в прогибах

При медленном опускании

Обширных участков земной

коры

Виктория, Каспийское,

Аральское

Тектонические в разломах

В результате опускания земной коры по разлому

Байкал, Танганьика,

Ньяса

Ледниковые

Котловина углублена

древним ледник

Ладожское, Онежское

Запрудные

Обрушение в русло реки

скалы или перегораживание

русло лавой

Рица (Кавказ),

Сарезское ( Памир)

Озера - старицы

В старом русле реки

Вулканические

Образовалось в кратере потухших вулканов

Кроноцкое, Курильское

Карстовые

Подземные воды вымывают легкорастворимые породы пустоты.

Жирот ( Франции)

Найти на карте пять сточных и пять бессточных озера.

Сточные: Ладожское, Онежское, Байкал, Танганьика, Мичиган.

Бессточные: Чад, Аральское, Каспийское, Эйр, Балхаш.

V. Домашние задание: § 27, составить к материалу параграфа 6-7 вопросов.

Составить кроссворд по терминам темы.

Нанести на К/К крупные реки мира, озера.

Е. Н. Демко, МБОУ" ЧООШ", с. Чиндат, Тюхтетский район, Красноярский край

Метки: География