Дебаты на тему: «Амазонка – плюсы и минусы»
Дебаты на тему: «Амазонка – плюсы и минусы»
Цель: закрепить полученные знания об особенностях внутренних вод материка южной Америки.
Задачи:
Обучающие: закрепление, актуализация полученных ранее знаний, овладение новыми знаниями, умениями и навыками
Развивающие: развитие интеллектуальных качеств, творческих способностей, логики, критического мышления, что позволят сформировать системное видение проблемы, наличие взаимосвязей событий и явлений, различных аспектов их рассмотрения
Воспитательные: формирование культуры спора, толерантности, признанию множественности подходов к решению проблемы
Подготовка к дебатам: формируются команды по 2 человека (спикера)– команда положительных утверждений (“Плюсы”) и команда отрицательных утверждений (“Минусы”). Учащиеся готовятся к дебатам самостоятельно в течение двух недель. Учитель выступает в качестве консультанта
Правила интеллектуальной игры
В ходе дебатов спикеры поочередно выступают с речами, чтобы продемонстрировать судьям большую убедительность позиции своей команды по сравнению с позицией оппонентов. Кроме выступлений спикеров, в игре есть раунды перекрестных вопросов, когда спикер команды оппонентов задает выступившему спикеру вопросы для уточнения каких-либо моментов речи или для принижения приведенной аргументации.
За соблюдением регламента следит таймкипер (хранитель времени). Он фиксирует продолжительности таймаутов для каждой команды. С помощью специальных карточек таймкипер предупреждает команды о том, что до окончания выступления.
Решение о победе какой-либо из сторон в дебатах выносит третья, независимая, сторона – эксперты, которые вносят свои оценки за каждое выступление команд.
Ход урока – дебатов
Учитель. Сегодняшний наш урок пройдет в форме дебатов. Тема урока – “Амазонка – плюсы и минусы”.
Амазонка – вторая по длине река нашей планеты после Нила. Амазонка не перекрыта ни одним мостом, дамбой или платиной. Воды реки внушают жителям суеверный ужас, но в реках известно свыше 1/3 видов всех пресноводных рыб.
Как видите, у Амазонки есть свои плюсы и минусы. Так давайте же выслушаем наши команды и узнаем, что действительно несет, эта самая полноводная река жителям?
Узнать об этом нам помогут 2 две команды: «Плюсы» (сторонники гипотезы, что Амазонка несет добро) и «Минусы» (сторонники гипотезы, что Амазонка несет страх и ужас).
Таймкипер будет следить за соблюдением регламента. Зрители могут задавать командам вопросы и выступать в поддержку той или иной команды.
Группе экспертов в конце урока предстоит назвать команду, которая была более убедительна, аргументы которой показались вам наиболее доказательными и значимыми.
Раунд 1. Выступление команды «Плюсы» – 10 минут
Спикеры команды представляют аргументацию тезиса: «Амазонка и ее плюсы»
Примеры аргументов:
– в реках известно свыше 1/3 видов всех пресноводных рыб.
– орошает 4/10 Южной Америки
– река судоходна на протяжении 8000 км
– природа Амазонки восхищает и завораживает взгляды
Сюжет доказательств выстроен по следующему алгоритму:
– приветствие слушателей;
– представление команды и самого себя;
– вступление (обоснование актуальности темы);
– аргументация;
– заключение;
– благодарность за внимание.
1. Экспресс – опрос зала
2. Выступление экспертов – средний балл команды
3. Раунд вопросов – 15 минут
Команда «Минус» задает вопросы команде «Плюсы»
В вопросах уточняется позиция команды утверждения.
Вопросы задают спикеры и группа поддержки команды отрицания, зрители, все желающие.
На вопросы отвечают спикеры команды «Плюсы»
Раунд 2. Выступление команды «Минус» – 10 минут.
Спикеры команды представляют аргументацию тезиса: «Амазонка – минусы»
Примеры аргументаций:
– воды реки внушают суеверный ужас
– ядовитые скаты, кровожадные пираньи и агрессивные акулы
– река затопляет поселения
– желтая мутная вода
Отрицающая сторона не только реагирует на то, что говорит утверждающая, но и выстраивает свою собственную стратегию доказательств при том, что опровержение является их первоочередной задачей. Эта стратегия состоит из продуманных и обоснованных причин, по которым она отрицает позицию утверждающей стороны.
1. Экспресс – опрос зала
2. Выступление экспертов – средний балл команды
3. Раунд вопросов – 15 минут
Команда «Плюсы» задает вопросы команде «Минус»
В вопросах уточняется позиция команды отрицания.
Вопросы задают спикеры и группа поддержки команды отрицания, все желающие.
Выступление экспертов – результаты работы команд в первом и во втором раунде.
Раунд 3. Заключительное выступление команды «Плюсы» – 5 минут
В заключительном выступлении спикеры команды утверждения опровергают аргументы и доказательства отрицающей команды, представляют сравнительный анализ позиций команд для усиления и доказательства утверждающей линии.
Раунд 4. Заключительное выступление команды «Минусы» – 5 минут
В заключительном выступлении спикеры команды отрицания опровергают аргументы и доказательства утверждающей команды, представляют сравнительный анализ позиций команд для усиления и доказательства отрицающей линии.
Подготовка выступления экспертов.
В это время:
Учитель: Выслушав все «Плюсы» и «Минусы», мы узнали много нового о реке Амазонка. Остается лишь добавить, что русло Амазонки в среднем течении достигает ширины 5 км, в нижнем 80 км, а в устье его ширина доходит до 320 км. Воды Амазонки богаты жизнью. В тихих заводях и протоках растет кувшинка виктория – регия с плавающими листьями до 2-х метров. Среди рыб наиболее известны хищные пираньи, электрические угри, акулы, промысловые рыбы пирарука длиной 4 м. В реке живут кайманы (вид крокодилов), а также млекопитающие – пресноводные дельфины. Стоит ли удивляться что столь могучая и необъятная река породила множество легенд и мифов о которых написано много интересных книг.
Выступления экспертов:
Оценки командам за заключительное выступление, итоговые оценки:
§ лучшая команда
§ лучший спикер
§ лучшие аргументы
«Дебаты глазами участников». Рефлексия.
Зрителям предлагается представить себя лучиками солнца и разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.
Подведение итогов игры. Награждение команд.
Е. Н. Демко, МБОУ" ЧООШ", с. Чиндат, Тюхтетский район, Красноярский край
Метки: География