Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Тема урока: «Озёра. Происхождение озёрных котловин. Хозяйственное значение озёр»

Тема урока: «Озёра. Происхождение озёрных котловин. Хозяйственное значение озёр»

Цели и задачи урока:

v Сформулировать у учащихся представление о типах озёрных котловин, бессточных и сточных озёрах.

v Раскрыть причины образования разных типов озёрных котловин.

v Продолжать формировать умение выделять главное в тексте дополнительного материала, показывать воды гидросферы на карте и наносить их на контурную карту.

v Развивать познавательный интерес учащихся, желание самостоятельного поиска знаний, развивать творческое мышление.

Оборудование.

Презентация темы «Озёра» с применением интерактивной доски, карточки с изображением контуров сточных и бессточных озёр, инструктивные карточки для выполнения самостоятельной работы, карта полушарий, физическая карта России, раздаточный материал «Озёра».

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Географический диктант. Игра «Молчанка» (слайд № 1) – 3 м.

а) Закончи предложение (запиши только одно слово):

1. Водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле называется _______________

2. Эта река берёт начало из болота Валдайской возвышенности _______________

3. Место, где река впадает в другую реку, озеро или море, называется _______________

4. Бия и Катунь являются истоком реки _______________

б) Что такое? Кто такой? (напиши определение):

5. Паводок-

6. Пролив-

7. Водораздел-

в) Возможно ли такое? («да» или «нет»):

8. Одно море омывает три части света.

9. В эти ворота нельзя забить гол.

10. Я видел, как морские животные выходят сухими из воды. Возможно ли такое?

(Дети смотрят на экран и отвечают на вопросы игры «Молчанка»).

Взаимопроверка. Ключ с ответами – слайд № 2.

  1. Исток; 2) Волга; 3) Устье; 4) Обь; 5) Кратковременный подъём уровня воды; 6) Узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков и океанов; 7) Граница, разделяющая соседние речные бассейны; 8) Да, «Средиземное море»; 9) Да, «Пролив Карские Ворота»; 10) Да, подкожный жир смазывает шкуру, и вода скатывается с неё, не смачивая поверхность.

Критерии оценок – слайд № 3. Оценки выставляются в сводную ведомость (карточки с оценками).

  1. Работа над новым материалом.
  1. На доске записана загадка:

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зелёная.

Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои примеряют косынки.

Глядятся в него молодые берёзки,

Свои перед ним поправляя причёски.

И месяц и звёзды –

В нём всё отражается

Как это зеркало называется? (озеро).

  1. Сообщение темы и цели урока.

Итак, тема урока сегодня «Озёра. Происхождение озёрных котловин. Хозяйственное значение озёр».

Задача урока: Внимательно выслушать и объяснить причину образования разных типов озёрных котловин.

  1. Презентация темы.

Слайд № 4. Записана тема урока и определение озера.

Озером называется замкнутый водоём, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении. (читает учитель).

Отличие озера от моря и реки:

Озеро отличается от моря тем, что не является частью океана; от реки – тем, что вода в нём не течёт, как поток в русле (говорит учитель).

Углубления, в которых находятся озёра, называются озёрными котловинами.

  1. Работа с картой.

Как надо правильно показывать озёра на карте.

  1. Задание № 2. Работа в группах.

Прочитайте текст и подготовьте по данному тексту сообщение об озере по плану (план описания озера прилагается каждой группе).

  1. Сообщение об озёрах 6 человек (слайд № 5). Выставление оценки.
  2. Весь класс слушает выступления об озерах, и попутно заполняют таблицу (таблица выдана для всех).
  3. Самопроверка таблицы по слайду (слайд № 6).
  4. Слайд № 7. Критерии оценок.

Заполнить сводную ведомость. Задание № 2.

  1. Словарная работа (слова напечатаны отдельно на листе).
  2. Работа с учебником пр-ф 31 стр. 96-97.

Найти в учебнике объяснение слов, привести примеры:

Сточное озеро

Бессточное озеро

Озёра старицы

Котловина

Запрудные озёра

  1. Работа с контурными картами.
  1. Нанести на контурную карту озёра, изученные на уроке:

1 гр. Виктория

2 гр. Байкал

3 гр. Каспийское

4 гр. Ладожское

5 гр. Кроноцкое

6 гр. Аральское

2. Проверяет задание консультант и выставляет оценку.

3. Оценки вносятся в сводную ведомость. Задание № 3.

VI. Закрепление. «Театр теней».

  1. Чтобы выйти из тени из данных контуров озёр, каждой группе надо найти своё озеро и прикрепить на карте в том месте, где находится заданное озеро.

Задание № 4. «5» получает группа, которая раньше всех найдёт своё озеро. Оценки в сводную ведомость.

1 гр. Аральское

2 гр. Кроноцкое

4 гр. Каспийское

5 гр. Байкал

6 гр. Виктория

VII. Итог урока.

  1. От чего зависит форма котловин озёр и их размеры?
  2. Все задачи урока выполнены.

В сводной ведомости каждому надо сосчитать общее количество баллов и разделить их на 4 задания, получить итоговую оценку.

Поднимите карточки с той оценкой, которую вы получили.

VIII. Оценки выставить в дневник.

IX. Дом. задание: пр-ф 31 стр. 95-98.

Слайд № 8:

1 гр. нанести на контурную карту все изученные озёра.

2 гр. составит кроссворд на тему «Озёра».

3 гр. подобрать стихи разных поэтов об озёрах.

4 гр. конкурс буриме (придумать рифмы).

5 гр. сообщение об Аральском море-озере.

6 гр. сообщение о Телецком озере.

Е. Н. Завгородняя, МБОУ ООШ №3, х. Протоцкие, Красноармейский район, Краснодарский край

Метки: География