Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема урока: Пустыни Африки

Тема урока: Пустыни Африки

Цель урока: Ввести общее понятие тропической пустыни ; раскрыть причины образования пустынь в Африке; показать особенности климата, почв. Животного и растительного мира.

Оборудование: физическая карта Африки, карта природных зон Африки, картины» Пустыни в Африке», раздаточный материал.

Ход урока:

1. Организационный момент: д/з с. 112-114;к/к, написать памятку туристу, отправляющемуся в Сахару.

2. Новый материал:

– Что такое пустыня? Мысленно закройте глаза и представьте себе пустыню. Что вы видите?

В Африке большая часть материка занята пустынями.

« Африка– неизлечимая страсть: вдохнешь пыль её красной земли ( латерита), услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске костров мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, таинственного мира.

Встретившись лицом к лицу с этим необычным континентом, порой веришь в правдоподобие легенд и сказаний , в подлинность сказок, с детства захвативших воображение» так писал об Африке В. Корочанцев.

– Настолько ли завораживающе хороша эта Земля?

Не таит ли она в себе опасностей, страхов и неожиданностей?

А теперь послушайте другое описание и скажите, аргументировав свое решение о какой природной зоне идет речь?

Ученик дает описание пустыни.

Она простирается от сухих поросших колючим кустарником равнин северного Судана и Мали до берегов Средиземного моря. На востоке она заходит за Нил и встречается с волнами Красного моря, на западе достигает Атлантического океана. Здесь зарегистрирована самая высокая температура на Земле +58 С. Её большую часть занимают равнины, усыпанные большими камнями и галькой, которую отполировал ветер.

Вопрос классу:

– О какой природной зоне шла речь?

Аргументируйте свой ответ.

Тема нашего урока « Пустыни Африки».

Подумайте и напишите 4 основных понятия, с которыми у вас ассоциируется слово « пустыня».

Учитель зачитывает определение пустыни из словаря

Пустыня – тип ландшафта, сложившийся в обстановке господства неблагоприятных условий для развития наземной растительности характерен недостаток влаги.

– Какие вы знаете африканские пустыни?

Покажите их на карте.

– _Как вы думаете, какие причины послужили факторами образования крупнейшей пустыни мира Сахары? Аргументируйте свое решение.

Работаем с атласом . Время на выполнение 3 мин.

Основные выводы записываем в тетради:

а) зона тропического климата (высокое атмосферное давление, высокие температуры, отсутствие осадков) ;

б) северо-восточные пассаты дуют с материка, поэтому они сухие и не несут влаги ;

в) большая вытянутость территории Африки с запада на восток, что также способствует образованию сухих континентальных масс;

г) холодное канарское течение на западе.

Вывод:

Сахара– величайшая пустыня мира, царица сухих тропиков, но не менее интересной пустыней Африки является пустыня Намиб.

Вопрос классу:

– Как могла образоваться пустыня на самом побережье Атлантического океана?

– Какие особенности климата этому способствовали?

а) в зоне тропиков;

б) ю-в пассаты дуют с материка;

в) холодное Бенгельское течение у побережья.

Учитель: Перенесемся в знойный мир пустыни, представим себя на месте неутомимых исследователей.

Вот впечатления человека очутившегося в Сахаре:

Ученик заранее готовил сообщение:

Представьте относительно прохладное утро и огромный огненный шар поднимающегося над пустыней солнца. Поднимается солнце и раскаляется все вокруг: воздух такой , что кажется вырвавшемся из раскаленной печи, к тому же он настолько сух , что обжигает губы, и они начинают трескаться; песок становится так горяч, что лишь мозолистые ноги верблюдов выдерживают его жар, до камней едва можно дотронутся и даже небо , еще недавно бездонное блекнет от жары. Но и это еще не всё, если не упомянуть о ветре– этом великом и властном хозяине пустыни. Арабская пословица гласит: « В Сахаре ветер встаёт и ложится с солнцем». Таков сахарский день, но и долгожданная ночь не приносит облегчения. Удивительно ,но на этой ,казалось всегда раскалённой земле человек страдает не только от жары ,сколько от холода. Нестерпимый зной сменяется пронизывающей ночной прохладой: суточные колебания тем-р достигают 30 С. Таких резких перепадов не выдерживают даже камни. В полдень , в самую жару, иногда можно слышать отчетливый треск Это лопается на куски прогревшийся камень. Их называют « стреляющими» Жители пустыни говорят «Солнце в нашей стране заставляет кричать даже камни. ».

Вопрос:

_ Как вы думаете, какой выход из положения нашли животные пустыни?

Задание: Выписать из рассказа обитателей пустыни.

Ученик делает сообщение про животных пустыни.

В сахаре едва стемнеет на поверхность робко выбираются песчанки, тушканчики. Это вегетарианцы. Пучки травы редко разбросаны. По остывающим камням снуют гекконы в поисках пауков и др. насекомых.

Фенеки, миниатюрные лисички бегают среди камней. Словно неоткуда появляются каракалы, представители семейства кошачьих. . и полосатые гиены.

Под защитой панциря ночуют черепахи.

Вопрос: -Назовите известные вам растения пустыни?

– Как они приспособились к жизни в сухом , жарком климате?

Задание : по карте почв определите какой тип почвы соответствует пустыни?

– Назовите народы , приспособившиеся к жизни в пустыни. Какова особенность проживания их здесь?

( кочевники– туареги)– рассказ.

– И всё -таки есть в пустыни островки жизни. Как они называются? (оазисы)

Задание на к/к. Отметьте на к/к природную зону пустыни, надпишите характерные для нее Клим. Условия.

Мы закончили путешествие по пустыням Африки.

Выберите и выпишите термины которые относятся к этой природной зоне:

Атакама

Геккон

Чад

барханы

Вельвичия

Туареги

Серозёмы

Пигмеи

бушмены

Т. С. Пушкина, МОУ " Калашниковская СОШ", п. Калашниково, Лихославльский район, Тверская область

Метки: География