Тема урока: Пустыни Африки
Тема урока: Пустыни Африки
Цель урока: Ввести общее понятие тропической пустыни ; раскрыть причины образования пустынь в Африке; показать особенности климата, почв. Животного и растительного мира.
Оборудование: физическая карта Африки, карта природных зон Африки, картины» Пустыни в Африке», раздаточный материал.
Ход урока:
1. Организационный момент: д/з с. 112-114;к/к, написать памятку туристу, отправляющемуся в Сахару.
2. Новый материал:
– Что такое пустыня? Мысленно закройте глаза и представьте себе пустыню. Что вы видите?
В Африке большая часть материка занята пустынями.
« Африка– неизлечимая страсть: вдохнешь пыль её красной земли ( латерита), услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске костров мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, таинственного мира.
Встретившись лицом к лицу с этим необычным континентом, порой веришь в правдоподобие легенд и сказаний , в подлинность сказок, с детства захвативших воображение» так писал об Африке В. Корочанцев.
– Настолько ли завораживающе хороша эта Земля?
Не таит ли она в себе опасностей, страхов и неожиданностей?
А теперь послушайте другое описание и скажите, аргументировав свое решение о какой природной зоне идет речь?
Ученик дает описание пустыни.
Она простирается от сухих поросших колючим кустарником равнин северного Судана и Мали до берегов Средиземного моря. На востоке она заходит за Нил и встречается с волнами Красного моря, на западе достигает Атлантического океана. Здесь зарегистрирована самая высокая температура на Земле +58 С. Её большую часть занимают равнины, усыпанные большими камнями и галькой, которую отполировал ветер.
Вопрос классу:
– О какой природной зоне шла речь?
Аргументируйте свой ответ.
Тема нашего урока « Пустыни Африки».
Подумайте и напишите 4 основных понятия, с которыми у вас ассоциируется слово « пустыня».
Учитель зачитывает определение пустыни из словаря
Пустыня – тип ландшафта, сложившийся в обстановке господства неблагоприятных условий для развития наземной растительности характерен недостаток влаги.
– Какие вы знаете африканские пустыни?
Покажите их на карте.
– _Как вы думаете, какие причины послужили факторами образования крупнейшей пустыни мира Сахары? Аргументируйте свое решение.
Работаем с атласом . Время на выполнение 3 мин.
Основные выводы записываем в тетради:
а) зона тропического климата (высокое атмосферное давление, высокие температуры, отсутствие осадков) ;
б) северо-восточные пассаты дуют с материка, поэтому они сухие и не несут влаги ;
в) большая вытянутость территории Африки с запада на восток, что также способствует образованию сухих континентальных масс;
г) холодное канарское течение на западе.
Вывод:
Сахара– величайшая пустыня мира, царица сухих тропиков, но не менее интересной пустыней Африки является пустыня Намиб.
Вопрос классу:
– Как могла образоваться пустыня на самом побережье Атлантического океана?
– Какие особенности климата этому способствовали?
а) в зоне тропиков;
б) ю-в пассаты дуют с материка;
в) холодное Бенгельское течение у побережья.
Учитель: Перенесемся в знойный мир пустыни, представим себя на месте неутомимых исследователей.
Вот впечатления человека очутившегося в Сахаре:
Ученик заранее готовил сообщение:
Представьте относительно прохладное утро и огромный огненный шар поднимающегося над пустыней солнца. Поднимается солнце и раскаляется все вокруг: воздух такой , что кажется вырвавшемся из раскаленной печи, к тому же он настолько сух , что обжигает губы, и они начинают трескаться; песок становится так горяч, что лишь мозолистые ноги верблюдов выдерживают его жар, до камней едва можно дотронутся и даже небо , еще недавно бездонное блекнет от жары. Но и это еще не всё, если не упомянуть о ветре– этом великом и властном хозяине пустыни. Арабская пословица гласит: « В Сахаре ветер встаёт и ложится с солнцем». Таков сахарский день, но и долгожданная ночь не приносит облегчения. Удивительно ,но на этой ,казалось всегда раскалённой земле человек страдает не только от жары ,сколько от холода. Нестерпимый зной сменяется пронизывающей ночной прохладой: суточные колебания тем-р достигают 30 С. Таких резких перепадов не выдерживают даже камни. В полдень , в самую жару, иногда можно слышать отчетливый треск Это лопается на куски прогревшийся камень. Их называют « стреляющими» Жители пустыни говорят «Солнце в нашей стране заставляет кричать даже камни. ».
Вопрос:
_ Как вы думаете, какой выход из положения нашли животные пустыни?
Задание: Выписать из рассказа обитателей пустыни.
Ученик делает сообщение про животных пустыни.
В сахаре едва стемнеет на поверхность робко выбираются песчанки, тушканчики. Это вегетарианцы. Пучки травы редко разбросаны. По остывающим камням снуют гекконы в поисках пауков и др. насекомых.
Фенеки, миниатюрные лисички бегают среди камней. Словно неоткуда появляются каракалы, представители семейства кошачьих. . и полосатые гиены.
Под защитой панциря ночуют черепахи.
Вопрос: -Назовите известные вам растения пустыни?
– Как они приспособились к жизни в сухом , жарком климате?
Задание : по карте почв определите какой тип почвы соответствует пустыни?
– Назовите народы , приспособившиеся к жизни в пустыни. Какова особенность проживания их здесь?
( кочевники– туареги)– рассказ.
– И всё -таки есть в пустыни островки жизни. Как они называются? (оазисы)
Задание на к/к. Отметьте на к/к природную зону пустыни, надпишите характерные для нее Клим. Условия.
Мы закончили путешествие по пустыням Африки.
Выберите и выпишите термины которые относятся к этой природной зоне:
Атакама
Геккон
Чад
барханы
Вельвичия
Туареги
Серозёмы
Пигмеи
бушмены
Т. С. Пушкина, МОУ " Калашниковская СОШ", п. Калашниково, Лихославльский район, Тверская область
Метки: География